Семнадцать мгновений июня. День одиннадцатый

Семнадцать мгновений июня
Путевые заметки Фотинии.
День одиннадцатый, 23 июня.

Свято-Введенскому монастырю немногим более двадцати лет.
А вот ее Введенскому храму – 105 лет. Он поразил нас своей высотой, непохожей на другие храмы архитектурой. Внутренним убранством, красотой росписи.

 

 
    «20 июня 2007 года в день, когда Святая Церковь празднует Собор Ивановских святых, Введенскому храму в г.Иваново исполнилось 100 лет.

История Введенского храма
Строительство храма велось за счет частных по¬жертвований благотворителей: купцов и фабрикантов, рабочих и служащих Иваново-Вознесенска.
 20 июня 1907 г. храм был закончен и освящен архиепископом Владимирским Николаем. Главный престол посвящен Введению во храм Пресвятыя Богородицы, боковые приделы — Святителю и Чудотворцу Николаю и великомученику Феодору Тирону.

Голодовка
21 марта 1989 года четыре женщины — члены православной общины (Лариса Холина, Маргарита Пеленкова, Валерия Савченко и Галина Ящуковская) объявили голодовку, требуя законной передачи храма верующим. Их уговаривали, ругали: “Прекратите голодать. Есть другие средства”. Но другие средства были уже все исчерпаны...

Пророчество...
...Свято-Введенский храм 50 лет бездействовал. Один из недавно прославленных подвижников благочестия старец Леонтий Михайловский, исповедник, говорил, что придет время, этот храм откроют, и о нем узнает весь мир»...
 
Духовник Свято-Введенского женского монастыря Амвросий (Юрасов)

Еще перед началом утренней литургии мы знали, что старец Амвросий  приехал – то есть он уже  в храме. Чувство вполне объяснимого волнения охватило, наверное, всех нас. Ведь еще с вечера нам подсказали матушки монастыря, чтобы мы подготовились к исповеди, написав на бумажке все свои грехи, начиная с семилетнего возраста.

Ого! Это было не просто. Вроде бы о старых грехах, покаявшись, мы и забыли давно, а тут… нам предстояло снова вспомнить всю свою сознательную жизнь. Повздыхав, принялись писать. Все ли, нет, перечислили, наверное, по-разному. Наверняка, хоть один да забыл каждый из нас. Один Бог знает о том, что утаили специально, что – по забывчивости, какой процент вынесли на суд… И еще, как оказалось, об этом знает отец Амвросий (Юрасов).

Наступило время исповеди. С каждым батюшка беседовал довольно долго. Чуть ли не все отходили от него в слезах. А указывал он нам, грешным именно те грехи, в которых прежде не каялись, которые лукавый сокрыл от нас, дабы всплыли они нераскаянными на страшном суде, дабы опорочить нас пред Господом. Батюшка Амвросий поднимал в нас такие пласты грехов с детства,  которые окаменели , притаившись в закутках забытья, старались остаться, но…

Наградой же нам за терпение, за долгий путь по святым местам ради Господа, Господь и послал нам в пути старца, который раскрыл перед нами эти сокрытые по разным причинам грехи, и очистил нашу душу от них, но не просто так, а через искреннее чувство покаяния.

Оттого и выходили от старца со слезами. И не шли, как привыкли, сразу причащаться. А, стоя на литургии, каялись, каялись, каялись. И вот те, кто удостоился этой милости, кому Господь эти грехи простил, в конце службы ощутил такую светлую радость, такое блаженство, такую Любовь в своем сердце, что большего счастья нельзя себе и представить.

- Ну что, - обратился в конце к нам всем отец Амвросий, - поняли, какие вы все грешные, никуда не годные?
- Да, батюшка, поняли, - кто-то вслух, а кто-то, соглашаясь мысленно, ответил на вопрос.
И еще мы поняли, что сокрытые грехи у многих одинаковые, те, что стыдно перед батюшкой проговорить, а то и не думали, что это грех. А то едем тут, считая, что впору ангельские крылышки примерить, а не тут-то было…
Далее была проповедь… Мы просили молитв о своей земле, о тех кто живет на ней, о своих близких… Благословив каждого на дорогу, батюшка, обещал помолиться о наших прошениях и  пошел к алтарю.
 
Спаси Бог, Вас, архимандрит Амвросий за этот урок, за открытое сердце нашему горю, нашему несовершенству! За то, что выслушали и за проповедь – ясную, простыми словами, но в самое сердце проникшую.
Очень надеюсь, что объединяю в этих строках мнение всей группы паломников из Луганска. И верю, что Бог так устроит, что эти строки благодарности дойдут до Вас.
Спаси, Господи, рабов Твоих! Спаси, Господи, Русь Святую единую и неделимую!

Верую

1
 Господи, верую!
 Малою мерою
 Чашу терпения пью.
 Многими летами,
 Греясь заветами,
 Горьким скитальцем средь вьюг
 Мыслей отчаянных,
 Дум неприкаянных
 К праведной жизни иду.

 П-в
 Через раскаянье,
 Храм белокаменный,
 Лики хранимых Святынь,
 Шаг сделав к Истине,
 В благости мысленной
 Выйду из грешных пустынь.

 2
 Господи, верую!
 Благословенною,
 Злой отгоняя недуг,
 Божией милостью
 Даль бескорыстную
 В любящем сердце найду,
 Сколько б ни выпало,
 Снегом засыпало
 Троп, что скитальцев ведут.

 П-в
 Через раскаянье,
 Храм белокаменный,
 Лики хранимых Святынь,
 Шаг сделав к Истине,
 В благости мысленной
 Выйду из грешных пустынь.

 3
 Господи, верую!
 Малою мерою
 Чашу терпения пью.
 С тихой молитвою
 Думою слитою
 Я пред иконой стою.
 О всепрощении,
 Душеспасении
 Господа Бога молю.

После Иванова едем в Ярославль. Завтрак – между городами на ромашково-колокольчиковой лужайке с земляничным листом и кое-где уже спелой краснощекой земляникой в обрамлении берез и елей.
Уже в который раз наш чудо-котелок за время пути довел кашу до готовности. Конечно стараниями Татьяны и Аллы Дмитриевны. Нам осталось поставить наши раскладные столы, нарезать салат и намазать нарезанный хлеб размятой консервной  рыбкой. 

Убрав за собой, сожгли мусор и продолжили путь.

То;лгский Яросла;вский в честь Введе;ния во храм Пресвято;й Богоро;дицы монасты;рь — православный женский монастырь в Ярославле на левом берегу Волги.
 

 

 
ТОЛГСКАЯ Первая Богоматерь Умиление на престоле (фрагмент...

Основные даты

Ниже приведены основные даты из истории Толгского монастыря:
1314 — явление святителю Прохору иконы Толгской Божией Матери и основания монастыря
1392 — истечение мира от Толгской иконы Божией Матери
1553 — исцеление болезни ног царя Иоанна Грозного от Толгской Иконы Божией Матери
1609 — убиение иноков поляками в Толгском монастыре
1612 — спасение Ярославской земли от моровой язвы после крестного хода с иконой Толгской Божией Матери
1625 — построение Крествоздвиженского храма в Толгском монастыре
1654 — вторичное спасение Ярославской земли от моровой язвы
1657 — спасение Ярославской земли от засухи
1652 — построение Никольского храма
1681-83 — построение Введенского собора
1763 — посещение обители императрицей Екатериной Великой
1862 — приезд в Толгский монастырь святителя Игнатия (Брянчанинова)
1863 — приезд цесаревича Николая Александровича
1893 — построение часовни в память об убиенных иноках
1913 — посещение Толгского монастыря Российским Императором Николаем Вторым с августейшим семейством
1914 — празднование 600-тия со дня основания монастыря
1928 — закрытие Толгской обители
1987 (декабрь) — открытие Толгского монастыря — первого женского монастыря в Российской Федерации (РСФСР)
1988 — мощи святителя Игнатия обретены в Николо-Бабаевском монастыре и перенесены в Толгскую обитель
2000 — истечение мира от монастырской Толгской иконы Божией Матери
2003 — передача из художественного музея иконы Толгской Божией Матери в монастырь
2008 — председатель Правительства России Владимир Путин подписал распоряжение о передаче всех монастырских зданий из аренды в собственность монастыря.

http://www.yaroslavl-eparhia.ru/html/oieaneee_aeai_.html

«Взоры путешественников по Волге невольно приковывает к себе белокаменный красавец-монастырь, расположенный на левом ее берегу, недалеко от древнего города Ярославля. История основания монастыря переносит нас в далекое прошлое, во времена господства в России татар.

Постоянные междоусобия князей, при которых беспрерывно лилась русская кровь и слабела русская мощь, были причиной того, что над Русью, и в частности над Ярославлем, тяжелым, трудно вообразимым теперь гнетом, на долгие времена легло владычество татар. Громадные полчища кочевников бродили по русской земле, предавая все огню и мечу. Молчаливая северная летопись редко пускается в подробности, зато на страницах ее слишком часто встречаемся с краткими, но зловещими отметками, в роде, например, того: «и бысть лютое томление», или «пагубу великую (татары) творяху людем»; изредка прорывается вопль негодования, за которым чувствуются страшные, дикие сцены, как например, под 1283 годом: «бе же видети стыдно и вельми страшно ругание от окаянных православному христианству и хлеб нейдяше во уста от страха».
Кроме физических и нравственных мук, жестокое иго татар причиняло русским и громадный духовный вред. Вечный страх воспитывал физического и духовного раба, вечная кровь ожесточала и очерствляла людей. В виду общего позора и гибели пропадала вера и надежда, сменяясь чувством равнодушия или отчаяния. Русский человек мог окончательно огрубеть при вечном виде крови и пожара, мог выродиться духовно, забыть свою честь под татарским гнетом, если бы не оставалось у него сокровища, которое передать врагу он не мог ни за деньги, ни за муки, обладание которым спасало его от нравственной смерти, это - вера его предков, которую он хранил, как единственное наследство, которая ставила непроходимую пропасть между ним, побежденным рабом, и его победителем «поганым татарином, окаянным сыроядцем». «Пресвятая Госпоже Богородице, - в вопле отчаяния взывали тогда русские люди, - Ты избавила род христианский от адова мучительства и ныне избави нас от нахождения поганых и злаго и нечестиваго пленения и посечения!»
При таких обстоятельствах совершилось радостнейшее событие для измученных физически и нравственно, живущих в вечном страхе и печали жителей страны Ярославской. В августе 1314 года при владетельном Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче, в дремучем лесу, среди ночной августовской тьмы, засиял, озаряющий всю прилегавшую страну, свет от новоявленной иконы Пресвятой Богородицы, вливавший живительный бальзам веры и упования в исстрадавшееся сердце человека, придававший ему новые силы для перенесения новых страданий. По этому случаю и на том святом месте, избранном Самой Божией Матерью и была основана монашеская обитель.  Вот как произошло это замечательное в истории нашей Церкви и приснопамятное в истории Ярославского края событие»...

Те, кто впервые ехал в монастырь думали, что после Москвы, Сергиева Посада, Шамордино, Оптины, Иваново нас уже трудно удивить роскошью внутреннего и внешнего оформления храмов монастырей. Но мы ошиблись. Толгский женский монастырь, как белая лебедушка выплыл к нам по водам Волги. Когда же вошли в первый его из храмов, так и ахнули от его золотого блеска! И царские дворцы не сравняться с такой роскошью. Все – во славу Божию!
И следующий храм, и еще следующий – все утопает в золоте резных киотов, царских врат, иконостасов и т.д.

Поклонились мы мощам Святителя Игнатия (Брянчанинова), пропев ему тропарь и величание. В следующем храме – чудотворной иконе Толгской Божией Матери, Знамение. Пропели, стоя на коленях  песни Богородице, отслужили  молебен. Приложившись также и к другим святыням монастыря, вышли и пошли поклониться Волге Матушке, пройдя через арку к ее берегу. Походили по колено в ее водах, по ее песчаному пляжу, затем вновь вернулись на территорию монастыря.
Как же здесь все красиво и ухожено! Все сделано с душой, с Любовью к Богу! Трудно, наверное, бедным монахиням, все успевать делать, за всем следить. Многие лета вам, матушки! Простите, что мимолетно.

Набрав воду в святом источнике, идем на выход той же дорогой: вдоль озера с плавающими на нем уточками, вдоль красивого сада идем к арке с часовней, ведущей за пределы монастыря. Там ожидает наш верный автобус.

Следующий монастырь – за 180 км, в Вологде.

Вологодский Спасо-Дмитриевский монастырь.

Спасо-Яковлевский  Дмитриевский монастырь 

  Основан в конце 14 ого века. Монастырь посещала императорская семья, сохранилась фотография того времени. В настоящее время Спасо-Яковлевский  Дмитриев монастырь является действующим мужским монастырем. В монастыре размещается Ярославское духовное училище, резиденция архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла. При монастыре создан Паломнический центр. Ежегодно большое количество паломников посещает Ростов Великий.
 

 

Спа;со-Прилу;цкий монасты;рь — православный монастырь, основанный в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким. Один из самых древних и больших монастырей Русского Севера. Был закрыт Советской властью в 1926 году, в 1930-е годы использовался как пересыльная тюрьма. В 1992 году полностью возвращён церкви, с тех пор — вновь действующий мужской монастырь. В 1993 году в составе села Прилуки вошёл в черту города Вологды.

Является комплексом памятников архитектуры XVI—XVIII веков, среди которых пятиглавый Спасский собор (1537—1542 годы) и Успенская церковь, перенесённая из Александро-Куштского монастыря — древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (1-я четверть XVI века). В монастыре покоятся мощи его основателя святого Димитрия Прилуцкого, из Спасского собора происходит шедевр русской иконописи — житийная икона Димитрия Прилуцкого работы Дионисия.

Монастырь основан в 1371 году Димитрием, игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском, ближайшим последователем и духовным другом преподобного Сергия Радонежского. Димитрий принял монашеский постриг в Успенском Горицком монастыре, а вскоре, приняв сан священства, основал неподалёку Никольский монастырь «на Болоте» и стал его игуменом.
 

Согласно житию Димитрия, бежав от «славословия и восхваления», он покинул Переславль, взяв с собой своего ученика Пахомия. Димитрий и Пахомий двинулись на Север, в сторону «Холодного моря», и остановились недалеко от Вологды, близ селения Авнега у реки Ле;жи, где поставили церковь Воскресения. Однако местным жителям приход старца пришёлся не по нраву: «Если великий старец близ нас поселится, то овладеет и нами и сёлами нашими…», и Димитрий с Пахомием были вынуждены двинуться дальше. Достигнув Вологды, Димитрий «увидел город, украшенный многими церквями, лишь не было здесь церкви Всемилостивого Спаса нашего Иисуса Христа на Происхождение Честного Креста и не было общежительного монастыря у иноков земли той от Волги реки и до края моря». Димитрий и Пахомий выбрали место для постройки монастыря в излучине реки Вологды:
Тамошние христолюбивые жители — муж именитый именем Илья и его друг и сосед Исидор по прозвищу Выпряг — подарили ему по его просьбе столько земли, сколько потребовалось на устроение обители. Ради любви к нему и ради благословения пренебрегли они даже засеянным полем с уже взошедшими озимыми, позволив вытоптать ниву, чтобы поставить церковь Божию. На месте, которое благословил святой, был установлен крест, который и доныне хранится в монастыре.

— Житие преподобного Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье Покропаевых, в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево Переславском районе Ярославской области. В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.

Недалеко от Вологды, в излучине реки, Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились оказать помощь. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углублённая молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с тёплой водой, даже в праздники не принимал он разрешённые уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Житие сообщает о прозорливости преподобного Димитрия.

Особенною добродетелию, коею отличался Святой Димитрий, было необыкновенное смирение, побуждавшее его скрывать от взоров людей не одну красоту душевную, но и самое благообразие лица его.

Скончался преподобный в глубокой старости 24 февраля ок. 1406 года и был погребён у южной стены деревянного Спасского храма.

Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, в течение XV века почитание его распространилось по всей Руси, а в конце столетия иконописец Дионисий написал его житийную икону (см. иллюстрацию).
Постройка монастыря нашла поддержку у Дмитрия Донского. Дмитрий Донской жертвовал средства на постройку монастыря, в то время как Димитрий Прилуцкий был крёстным отцом его детей.

Первый деревянный храм будущего монастыря был освящён в честь праздника Всемилостливого Спаса, Пресвятой Богородицы, на Происхождение Животворящего Древа Креста Господня, отмечаемого 1 (14) августа. Рядом были построены деревянные кельи для монахов.

Во время игуменства преподобного Димитрия монастырь именовался лаврой. Многие из учеников перешли из Переславля к любимому наставнику в Прилуки, и по примеру Троице-Сергиевой лавры в монастыре, впервые на Русском Севере, был введён общежительный устав. Преподобный Димитрий скончался 11 (24) февраля ок. 1406 года[6] и был погребён в деревянном Спасском соборе, у южной стены рядом с правым клиросом. Перед своей смертью, которую он предсказал, Димитрий благословил «игуменом быть моему брату и сыну духовному Пахомию».

После преставления преподобного Димитрия ему приписывается множество чудес — в основном, изгнание бесов, а также несколько чудес, когда святой являлся, чтобы помочь монастырю или городу Вологде. Среди этих свидетельств покровительства и заступничества святого:
«чудо о болезни корчете», когда от судорог, которые распространились, как эпидемия, в Вологде, люди спаслись, приходя к гробу святого;
«чудо о вятчанах», когда разграбившие Вологду и монастырь вятичи были наказаны, сгинув в дремучих топях Заволочья, а воин, поругавший святыни собора и сорвавший пелену с раки святого, был поражён неведомой силою и погиб;
«чудо о белоризцах», когда святой Димитрий в компании одетых в белое мужей явился, чтобы укрепить городские стены и тем спасти Вологду от войска Дмитрия Шемяки;
«чудо о церкви святого», когда святой явился, чтобы помочь в постройке новой (третьей по счёту) Спасской церкви над местом собственного погребения.
Акафист преподобному Димитрию,
 игумену Вологодской Прилуцкой обители,
 чудотворцу (фрагмент)

Кондак 8
 Странник и пришлец был еси во граде Вологде,
 преподобне отче наш Димитрие,
 ныне же присный предстатель и заступник его,
 видев бо сей град, церквами святыми благоукрашенный,
 возлюбил еси его, и по умолению жителей его на Прилуцех
 в предградии место уединенное обрет, на нем вселился еси,
 и честный крест рукама своима соделав, водрузил еси,
 начало обители Спасовой полагая
 и присно воспевая распеншемуся на кресте
 Царю славы Христу: Аллилуиа.

XV — начало XVII века

Монастырь находился под покровительством московских великих князей — Василия Тёмного, его сына Андрея Меньшого, удельного князя Вологодского, и брата последнего, великого князя Ивана III, которые устанавливали для монастыря и его вотчин льготные пошлины. Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Вологды в Кириллов, Белозерск и важнейшие русские центры международной торговли XVI века — Холмогоры и Архангельск, а также соединявших Вологду с центрами наиболее доходных промыслов средневековья — солеварения (Сольвычегодск и Тотьма) и промысла рыбы и пушнины (весь Север). Связи монастыря с Москвой были важным политическим моментом, учитывая острую борьбу Москвы и Новгорода за Вологду, продолжавшуюся с XIII до XV века.

Монастырь использовался как место ссылки. В 1493 году сюда были заточены великим князем Иваном III княжичи углицкие Иван и Дмитрий — сыновья углицкого князя Андрея Горяя. Иван скончался здесь в оковах в 1523 году под именем Игнатия (позднее причислен к лику святых под именем Игнатия Прилуцкого), Дмитрию в 1540 году было разрешено снять «железа». Братья были похоронены в монастыре рядом. Иван III брал из монастыря в поход на Казань икону Дмитрия Прилуцкого, написанную Дионисием Глушицким. После похода он украсил икону золотом и серебром, вернув её 3 июня 1503 года монастырю.

В 1528 году в монастыре молились о даровании наследника Василий III и Елена Глинская. Впоследствии их сын Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные сёла и деревни на 5 лет от всяких податей. В 1537—1542 годах в монастыре Спасский собор был возведён в камне. Иван Грозный впервые посетил монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря.

Вплоть до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после дня памяти преподобного Димитрия 11 (24) февраля игумену монастыря ездить в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освящённой на праздничном молебне, и просфоры, из которой была вынута частица за здравие царя и царствующего дома. Игумены монастыря присутствовали на «избирательных» соборах для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году Бориса Годунова, в 1613 году Михаила Фёдоровича.

Монастырь существенно пострадал в годы Смуты. В 1612 году на него напали поляки-литовцы и казаки, была разграблена монастырская казна, сожжены архивы. В 1615 году монастырь был разорён сибирским царевичем Арасланом Алеевичем с дворянами, детьми боярскими и казаками, пришедшими на Вологду «для оберегания». В 1619 году монастырь вновь подвергнут разграблению со стороны литовцев и «русских воров». 18 (31) декабря 1619 года в монастыре была сожжена трапезная с находившимися в ней людьми. В этот день было сожжено 59 и убито 32 монаха, а всего погибли более 200 человек.

Конец XVII — начало XX века
 
 Спасо-Прилуцкий монастырь, восстановленный после пожара, и село Коровничье (совр. Прилуки, справа) на гравюре 1830-х гг. Слева на заднем плане — церковь Николая на Валухе с колокольней со шпилем.

В конце XVII—XVIII веках монастырь стал одним из богатейших на Русском Севере, одним из крупнейших землевладельцев и торговцев солью. По штатам 1764 года монастырь был положен во втором классе, степенью двадцатый. Ко времени составления штатов монастырь имел вотчины в окрестностях Вологды, Грязовца, Кадникова и Радонежа, а также подворья в Вологде (на месте Дома губернатора) и Москве (дом и каменная церковь Собора Иоанна Предтечи с приделом Димитрия Прилуцкого на Варварском крестце). Всего к этому времени у монастыря было 9 сёл, в них 7 церквей, 4 сельца и 88 деревень, в них 2819 душ крестьян. Помимо вотчин, с XVI века монастырь владел соляными варницами в Тотьме, Сольвычегодске и при реке Уне в Архангельской губернии, на которых ежегодно вываривалось более 14 000 пудов соли. Вологодское подворье использовалось для складирования и продажи соли. Кроме солеварения, монастырь имел 2 мукомольных водяных мельницы (обе на реке Вологде, одна недалеко от монастыря) и 2 рыбных ловли (на реке Лосте и на озере Оназимском).

17 сентября 1811 года Спасский собор серьёзно пострадал от пожара (по преданию, от забытой «грошовой свечи»). Сгорело всё внутреннее убранство, обгорели некоторые главы. Перед вторжением французов в Москву в 1812 году в Спасо-Прилуцкий монастырь были эвакуированы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Николо-Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов и монастырей. Драгоценности хранились в сгоревшем Спасском соборе до освобождения Москвы. Спасский собор был реставрирован в 1813—1817 годах. Были заменены повреждённые пожаром главы, которым были приданы барочные кувшинообразные формы, устроен новый иконостас.

В 1898 году была открыта узкоколейная железная дорога Вологда — Архангельск (с 1936 года в составе Северной железной дороги), которая прошла в непосредственной близости от монастыря (параллельно юго-восточной стене). Через реку Вологду был построен временный, с деревянными устоями, мост. В 1913 году его заменили постоянным с металлическими фермами на каменных устоях, а в 1914 году линия была перестроена на широкую колею.

При Советской власти. Закрытие

В 1918 году в монастыре были проведены обыск и опись имущества, часть зданий заняли красноармейцы. В башнях монастыря во время Гражданской войны были устроены склады взрывчатых веществ, и только благодаря своевременно принятым мерам начавшийся однажды пожар не привёл к уничтожению памятника. В монастыре была организована община из жителей Прилук. С 1919 по 1923 годы в монастыре проходили изъятия церковных ценностей, в том числе в помощь голодающим Поволжья. По решению уездного исполкома архимандрит Нифонт (Курсин), монахи и послушники были выселены из монастыря, протестовавшие прихожане репрессированы. Весной 1922 года жители Прилук и близлежащих деревень просили разрешения разобрать стены монастыря на кирпичи; ходатайство, однако, было отклонено.

В августе 1924 года договор с общиной был расторгнут, а монастырь закрыт. Произведения искусства были переданы в Вологодский музей, прочее имущество — различным учреждениям. В 1930-х годах в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛага, в 1950-х — 1970-х годах он был занят под военные склады. В монастыре располагался кинотеатр, дом инвалидов. С 1950-х годов опустевшие и разрушавшиеся постройки монастыря реставрировали, при этом многим из них был возвращён предполагаемый облик XVI—XVII веков. В 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника.

Повторное открытие. Конец XX — начало XXI века

16 июня 1990 года, на праздник Сретения иконы Димитрия Прилуцкого, впервые после закрытия монастыря был проведён крестный ход до церкви Лазаря Праведного на Горбачёвском кладбище. В августе 1990 года церкви была передана надвратная Вознесенская церковь. В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был полностью возвращён Русской православной церкви. Дважды, 13—14 августа 1992 года и 16—17 июня 2007 года монастырь посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В последующие годы в монастыре возродилась жизнь, был осуществлён ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне. Ежедневно совершается полный круг богослужений. Содержится подворье и монастырская воскресная школа. В обители располагается ставленническое отделение Вологодского православного духовного училища, готовящего будущих священнослужителей Вологодской и Великоустюжской епархии. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения.

Подворьем монастыря является церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде и с 1994 по 2003 год был Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь в Грязовецком районе Вологодской области.

Приехали мы уже поздним вечером. Наши руководители вместе с батюшкой Савватием пошли выяснять, примут ли братья паломническую группу на ночлег. Из-за искушений в начале пути Алле Дмитриевне пришлось переделывать маршрут на ходу, везде, куда прозвонили  и договорились о ночлегах, все сроки вышли, весь наш путь поменялся. Мы сначала должны были ехать на Питер, а теперь поехали по этому же кольцу, только с обратной стороны – через Москву, из-за графика ночлегов в Питере.
Начал накрапывать дождик, поэтому нам решили рассказать о монастыре в автобусе, что и совершил иеродиакон Александр. Общение с ним доставило нам большую радость, подняло уставшим путникам настроение до праздничного. Он рассказал нам историю монастыря, читал стихи, похороненного здесь поэта – друга Пушкина – Батюшкова. Хорошо поставленный голос, артистизм монаха способен создать конкуренцию любому популярному артисту, но… братья живут другими интересами, по другим законам бытия, нежели угождающие публике, ради собственной славы, шоумены. Оказалось, что отец Александр является и благочинным монастыря.

В конце он нам сообщил, что в монастырь нас не пустят сегодня, уже поздно, но нас примет на ночь монастырский странноприимный дом, находящийся неподалеку, а также там нас накормят горячим ужином.

Как оказалось, в монастыре готовились к приезду другой группы, но она, по непонятным причинам, не приехала. Иначе – ночевать бы нам пришлось в палатках на берегу Волги с тучами комаров в придачу.   Поблагодарив Бога за то, что Он так все для нас управил, мы отправились в странноприимный дом.

Там нас сразу предупредили, что условия у кого-то будут лучше, у кого-то хуже, потому что только в половине келий сделан ремонт. В некоторых на данный момент вообще нет света. Нам было это все равно. Почти белые ночи этой широты достаточно освещали кельи, чтобы не наткнуться друг на друга и найти кровати. По этой же причине вечерние молитвы решили прочитать после ужина в трапезной. После чего, с удовольствием улеглись на мягкие кровати и заснули сном младенцев.


Рецензии