Афоризмы часть 4 101-200

* * *
№ 101
Хранящий верность в любви редко при этом сохраняет талант к дружбе.
* * *
№ 102
Стремление видеть во всем пошлость свидетельствует об отсутствии стремления к чему-либо другому.
* * *
№ 103
Дурные наклонности часто проявляются в раннем возрасте, чтобы переродиться впоследствии в хронические недуги души.
* * *
№ 104
Часто постоянство в любви свидетельствует скорее об устойчивости вкусов, нежели о живом движении души.
* * *
№ 105
Тот, кто ни к чему не стремится, либо безумен, либо безнадежно влюблен.

* * *
№ 106
Царь, отрекшийся от Престола, недостоин занимать место самого последнего из своих подданных, тот, кто предал свою любовь, никогда не заслужит ответного чувства вновь.
* * *
№ 107
Тот, кто относится к женским советам всерьез, допускает несерьезность по отношению к делу, которое ему поручено.
* * *
№ 108
Когда мы трусливо крадемся мимо грозящей опасности, судьба, шествуя сзади, преследует нас по пятам.
* * *
№ 109
Сколь мало дорожим мы тем, что всего более страшимся потерять!
* * *
№ 110
Утопая в мелочах, не забывай о главном!
* * *
№ 111
Одна лишь любовь к самим себе не ведает печали, любовь же к другим неизбежно влечет за собой груз земных скорбей.

* * *
№ 112
Терпимость к изъянам других делает невозможным сказать им всю правду в глаза.
* * *
№ 113
Несчастье не в самих бедствиях, которые обрушиваются на нашу голову, но в отсутствии способности стойко их переносить.

* * *
№ 114
Не следуя доброму примеру, неизбежно последуешь дурному.

* * *
№ 115
Мало найдется людей, чьи несчастья пошли бы им на пользу, но еще меньше, пожалуй, таких, счастье которых не обернулось бы им во вред.

* * *
№ 116
Если твой друг предал тебя, и ты угнетен и подавлен, знай: в том и твоя вина, в чем-то и ты был нечестен пред собой, раз не сумел разглядеть в нем то, что привело его к предательству.

* * *
№ 117
Человек редко умеет быть счастливым, чаще, счастливые – самые несносные люди на свете.

* * *
№ 118
И изъяны внешности не всегда могут служить женщине надежной порукой добродетели.

* * *
№ 119
Несчастья сыплются нам на голову, словно каменья, бросаемые толпой в преступника, привязанного к позорному столбу, выставленного на всеобщее обозрение. Но ведь к столбу его привязывают собственные же преступления – за преступления наказывается не человек, но его порок.
То же и судьба: она мстит нам неудачами за то, что мы в свое время пренебрежительно отмахнулись от предоставленных ею возможностей. Неудачники – это несостоявшиеся победители, люди, не покорившие своих вершин, упустившие возможности, которыми не воспользовались; это те, кто были призваны стать многим, но не стали никем.

* * *
№ 120
В сообществах, где не признают никаких правил, начинают действовать одни лишь исключения из оных.
* * *
№ 121
Ловить случайную мудрость – в этом нет необходимости. Истинная мудрость содержит источник в себе самой.

* * *
№ 122
Для людей, духовно обедненных, не знающих подлинной духовной жизни, ее заменяет ритуал. Человек уже не замечает того, что выходит за рамки усвоенных им обрядов. Человек всегда слышит лишь то, что ложится ему на душу, если же душа мертва, живое слово стекает по ней, как капля воды по поверхности, смазанной жиром. Ритуал, храня память о тех великих событиях, которые он символизирует, с одной стороны не дает остыть горячим сердцам, помнящим о них, а с другой, позволяет еще больше окаменеть тем, кто, очерствев душой, за внешней стороной не видит их внутренней духовной сути.
* * *
№ 123
Критические отзывы уже давно превысили все то, о чем они были когда-либо написаны.

* * *
№ 124
Браки делятся на страстные, где стрелка между любовью и ненавистью ежеминутно меняет свое направление, и уравновешенные, покоящиеся на исполнении супругами общепринятых семейных обязанностей. В первом случае доминирует женское начало, во втором – мужское. В воле человека выбрать, что предпочесть: стать главой семейства и идти проторенной, подчас скучной стезей исполнения всего круга семейных обязанностей, либо уступить это звание женщине и отправиться в бурное плаванье в море страстей, в котором он, правда, не сможет заниматься с ней ничем, кроме  выяснения отношений.
* * *
№ 125
Есть люди, на лице которых бывает написано не только их прошлое, но и будущее.
* * *
№ 126

      Богатство редко способствует росту скромности, чаще оно становится рассадником пороков, делая человека невыносимым. Благотворительность есть сладкая пилюля для совести богача, дабы оправдать собственную жадность.
* * *
№ 127
Любовь переплавляет обыденность в игру чувств, как печь - ржавый лом в чистый благородный метал. Но такая любовь должна и питаться творчеством. В противном случае она угасает, как огонь, лишенный притока свежего воздуха.
* * *
№ 128
Женщины часто кокетничают не из скрытой симпатии к предмету кокетства, но просто из инстинктивного желания нравиться кому-нибудь.
* * *
№ 129
Порицая других за их недостатки, мы всего менее  склонны изживать свои собственные.
* * *
№ 130
Грех притягателен именно тем, что обещает не переродиться в порок.
* * *
№ 131
Смерть отнимает у человека то, что дано ему свыше, и чем он неволен распоряжаться. Есть ли поэтому что бессмысленнее, чем грех самоубийства, отбирающий у нас то, что принадлежит не нам, и может к тому же быть отнято другими в любую минуту?..
* * *
№ 132
Женщины были бы прекрасны во всем, не будь на свете портящих им жизнь грубых,  неотесанных мужчин.
* * *
№ 133
В доверии к подлецу находит отражение уродство собственной души.
* * *
№ 134
Не наказывая гневливого, наказываешь себя.

* * *
№ 135
Тщеславный ищет славы любым путем, в том числе, и губительным для себя, тогда как человек благородный, творя добро, предоставляет славе самой искать себя. 

* * *
№ 136
Из многих «ничего» никогда ничего и не рождается. Этого как раз не понимают те, кто из многих малостей, в отсутствие дарований, творят свое ничто.
* * *
№ 137
Объяснять дураку свою правоту после того как он объяснил вам свою, так же бессмысленно, как стучать в запертую дверь после того как из-за нее ответили, что никого нет дома.
* * *
№ 138
Жизнь заставляет нас стремиться к цели. Но достигнутая цель означает конец стремлению. Достигнув очередного рубежа, мы начинаем ставить себе новые задачи. Значит, конечная цель жизни всегда недосягаема, точнее, она – в совокупности решения тех задач,  которые мы в тот или иной период ставим себе на протяжении всей жизни.


* * *
№ 139
Слава или позор, оставшиеся от человека после смерти, - лишь последняя карта, выпавшая ему из тасуемой случаем колоды людских успехов и неудач.
* * *
№ 140
 Мировоззрение можно сравнить с проявляемой фотографией: чем больше треплют его жизненные неурядицы и невзгоды, играющие роль своеобразного «проявителя», тем детальней проступает, приобретая зримые черты и контуры, наш жизненный опыт. Жаль только, что времени никогда недостанет увидеть до конца проявленную картинку во всем многообразии ее тонов и сочности красок!
* * *
№ 141
Любовь, заставляющая терять голову, - уже не любовь, но безумие.
* * *
№ 142

Фамильярничание с талантом заставляет посредственность вставать на цыпочки, что, однако, не прибавляет ей ни значимости, ни росту.

* * *
№ 143
Тот, кто соглашается с разными точками зрения на один и тот же предмет, слишком ленив, чтобы остановиться на какой-то одной; поддерживая чужое мнение, он не может в итоге иметь никакого собственного.
* * *
№ 144
Искалеченные человеческие судьбы не препятствуют карабкаться по ним к вершинам власти все новым честолюбцам.
* * *
№ 145

Нам потому столь утешительны чужие промахи и ошибки, что нам самим не хочется мерить жизнь одной лишь собственной глупостью.
* * *
№ 146
Подлинные чувства возвышают душу, страсти же, напротив, лишь разрушают.
* * *
№ 147
Критики и кретины: часто разница между ними так же мала, как и в написании этих слов.

* * *
№ 148
Лишь позволять себя любить, значит, обрекать себя на внутреннее одиночество, вдвое более безрадостное, чем одиночество внешнее.
* * *
№ 149
Влюбленные не бывают объективны. Для влюбленного в предмете его любви, как и на солнце, не бывает пятен.
* * *
№ 150
Оканчивай дело с тем же дерзновением, с которым его и начинал, и можно надеяться, что плоды его пребудут вовеки.
* * *
№ 151
Почему удовольствие лишь тогда в радость, когда мы не можем обладать им без помехи?..
* * *
№ 152
Умение красиво говорить о начатых делах еще не свидетельствует об умении доводить их до конца.
* * *
№ 153
Ссоры затевают те, кому это выгодно. Если от ссоры проиграли оба спорящих, значит, это выгодно кому-то третьему, невидимому обоим.
* * *
№ 154
Чем больше уверенности в себе, тем меньше шансов не попасть в переделку.
* * *
№ 155
Познай других, и сумеешь приспосабливаться к обстоятельствам, познай себя, и станешь творцом будущего для себя и окружающих.
* * *
№ 156
Немота бывает двух видов: от полноты и от незнания, что сказать. Первая пребывает вместе с человеком, независимо от обстоятельств, вторая – легко перерастает в болтливость, коль скоро язык почувствует под собой привычную твердую почву сплетен или  хулы на ближнего.
* * *
№ 157
Человеку, лишенному честолюбия, не зачем самоутверждаться в чужих глазах, а значит, и доказывать что-то другим, попусту тратя на это лишние силы и время.
* * *
№ 158
Только труднодостижимые вещи имеют ценность в глазах этого мира – золото, драгоценности, успех. Именно это и является свидетельством его безумия, ибо человек разумный, желая сделать жизнь необременительной, строит ее на легкодоступных благах, и только безумец возводит достояние на том, чего добиться фактически невозможно, что не окупится впоследствии никакими «счастливыми» годами «благоденствия», купленными ценой непрестанных, неимоверных усилий всей жизни.
* * *
№ 159
Чем больше сделал человек, тем менее ему к лицу хвастать уже достигнутым.
* * *
№ 160
Бездельники - это чаще всего те, кто и при всем старании не смогли бы добиться многого.
* * *
№ 161
Любовь зреет на том, на чем может укрепиться, т.е. на верности, а ветренность – не то, что способствует взаимности. Неверность в любви на самом деле свидетельствует лишь об одном: что сердце человека уже давно занято кем-то, и этот кто-то – он сам.
* * *
№ 162
Хоть войны всегда и начинаются под благовидными предлогами, они – наихудшее из зол, существующих на земле.

* * *
№ 163
Иным правителям, особенно деспотичным, легче укротить целые народы, нежели справиться с самими собой.

* * *
№ 164

Уметь использовать таланты, которых лишен сам, воздавая им должное в других, - вот это и есть самый главный, и вместе с тем - редкий талант любого правителя.

* * *
№ 165
Чем более многочисленны и запутанны законы, тем  плодороднее почва для воровства. Именно поэтому законы в России составляются так, чтобы всегда их было можно обернуть против человека.
Авторы их, несомненно, большие хитрецы, но они вечно оказываются в положении людей, перехитривших самих себя, потому что российская реальность, создаваемая ими, такова, что человек здесь может строить свое достояние, лишь, будучи во всем обязан власти. И каждый законодатель в России, громоздящий юридическую нелепицу на нелепице, дабы снискать расположение властей, думающий, лишь как бы в сонме соискателей не быть обойденным ее вниманием, думает, что будет жить вечно, припадая к благотворным источникам царской казны.
Однако, приходит срок, и он проваливается в черную дыру забвения, внеся, в свою очередь, свой кирпичик в модель власти, при которой сумасбродные заскоки правителей становятся непреложным законом для их подданных.
* * *
№ 166
Гордецы, за неимением лучшего, предпочитают выпячивать на показ свою скромность, нежели вовсе никак не заявлять о себе.
* * *
№ 167
Любое, самое великое дело состоит из сотен тысяч мелочей; и тот, кто считает мелочи недостойными внимания, никогда не завершит и малых дел.
* * *
№ 168
В гневе человек легко разрушает все, что имеет, но гнев никогда не поможет ему воссоздать разрушенное вновь. Значит, чем более человек вспыльчив, тем меньше остается предметов, на которые он мог бы опереться, оказавшись в конце жизненного пути.
* * *
№ 169
Страсти порождают грехи, которые, в свою очередь, родят новые страсти. Порочный круг может быть разорван только духовным прозрением, заставляющим разум установить стражу над сердцем.
* * *
№ 170
Чувство меры – истинный источник богатства, ибо человек всегда в долгу у своей невоздержанности.
* * *
№ 171
Распыляя силы по мелочам, мы неизбежно теряем возможности, на которых могли бы сосредоточиться для достижения главной цели в жизни.
* * *
№ 172
Чем меньше человек думает о деле, тем больше у него свободного времени; чем больше у него свободного времени, тем меньше шансов успеть что-то сделать в этой жизни.
* * *
№ 173
Нет людей бескорыстных от природы. Эгоизм органически свойственен человеку, нельзя стать добродетельным, не преодолевая себя.

* * *
№ 174
Что толку кивать на дурное воспитание чужих детей! Заведи своих и воспитывай, как считаешь нужным, переживать же за других, не имея собственных, – последнее дело.

* * *
№ 175
Не поможет и поддержка целого мира, если человек неуверен в самом себе.
* * *
№ 176
Тот, кто не делает выводов из прошлого, рискует повторить старые ошибки в будущем.
* * *
№ 177
Богатый совестью редко бывает богат сокровищами земными.
* * *
№ 178
Ловя удачу, уповай, прежде всего, на самого себя!
* * *
№ 179
Озирая чужие судьбы, ищи в жизни собственный путь!

* * *
№ 180
Ища Истину, не разменивайся по мелочам!

* * *
№ 181
Страх смерти – отец всех остальных страхов, познав же Истину, можно не бояться и умереть.
* * *
№ 182
Слушая чужие мнения о предмете, не спеши осудить или одобрить, но оценивай их мерой своей убежденности, если она не идет вразрез с твоей совестью.
* * *
№ 183
Обсуждение с другими чужих проблем – нередко лишь повод поделиться с ними своими собственными.
* * *
№ 184
Всякому доступно благородство, жаль, не всякий желает его проявить!
* * *
№ 185
Умный семь раз отмерит, один – отрежет, в то время, как дурак – с точностью до наоборот.
* * *
№ 186
Не стоит на вопрос, как дела, рассказывать всю свою родословную, т.к. никому неинтересно добавлять чужие проблемы к своим собственным.
* * *
№ 187
 Прекраснодушие быстро улетучивается, как только на первый план выходят корыстные мотивы.
* * *
№ 188
Не все, что ведет к сиюминутной выгоде, действительно выгодно, ибо быстрая  нажива часто приводит к оскудению в будущем. Выходит, истинно выгодно лишь чувство долга, не соблазняющееся меркантильным интересом, ибо, презирая жизненные блага в дне сегодняшнем, закладывает основу благосостояния в дне грядущем.

* * *
№ 189
Знания без рассуждения мертвы, а рассуждения без знаний -  бесплодны.
* * *
№ 190
«Вера мертва без дел», и одно лишь голое знание о ней, не подкрепленное с нашей стороны какими-либо действиями, рано или поздно приводит к той «истине», что истины не существует.
* * *
№ 191
У любого человека есть, чему поучиться: если достоинствам одних следует учиться подражать, то недостаткам других – как лучше их избегнуть.
* * *
№ 192
Есть ли такой человек, который, превосходя других в дарованиях, не мечтал бы вместе с тем и возвыситься над ними?
* * *
№ 193
Тяга к знаниям должна сочетаться с разборчивостью, иначе голова начинает напоминать дом, в котором, в отсутствие хозяев, долгое время гостили постояльцы, где все мебель сдвинута, царит хаос, и никакую вещь невозможно найти на своем месте.
* * *
№ 194
Конечно, общаясь с людьми порочными, есть опасность перенять их пороки, но одновременно с этим и есть шанс, устояв от соблазна, еще крепче укрепиться в добродетели.
* * *
№ 195
Великие шедевры оттого не старятся, что каждое новое время находит в них что-то свое, созвучное современной эпохе.
* * *
№ 196
Легче всего мы забываем собственную вину, трудней всего – чужую.
* * *
№ 197
Игра страстей затемняет ум, но у женщин часто бывает наоборот: прокладывая курс в буре эмоций, они чувствуют себя как раз в своей тарелке, проявляя разум, не доступный в таких условиях мужчинам.
* * *
№ 198
Спор есть всегда пустая трата времени, потому что у дурака ничего не приобретешь, а умный никогда не ввяжется в спор сам.
* * *
№ 199
Не стоит видеть в каждом своего врага, но заметив обман против себя, сумей вывести лжеца на чистую воду!
* * *
№ 200
Если кто-то жалуется, что его никто не любит, это повод задуматься, любит ли он сам кого-нибудь, кроме себя?


Рецензии