Сергей Столяров

Грани и кадры

17 июля 1911 - 9 декабря 1969. Народный артист РСФСР (1969). Лауреат Сталинской (Государственной) премии СССР: 1951 - за роль Рогова в фильме "Далеко от Москвы".

Если «истинный ариец» польских кровей Фридрих Ницше премудро изобретал пресловутую «белокурую бестию», то символ славянской красоты и духовной гармонии – в нем прекрасно было всё, точно по Чехову – это Сергей Столяров. Его не нужно было «лепить из того, что было». Он просто Был. И как с таким ликом на знамени не растить чудо-богатырей для будущей войны?

Радует, что и человеческий облик "Садко", Иванушки ("Василиса Прекрасная") и Никиты Кожемяки ("Кощей Бессмертный"), в пику общеактерской практике подковерных интриг, был близок к идеалу. Нравственная чистоплотность Столярова проявилась не раз, но ярче всего - после премьеры «Цирка», когда он солидаризовался с неотмеченным критикой П. Массальским, что, в сущности, подорвало бурный карьерный рост новой «звезды».

Его, помнится, называли «типажом», отказывая в большом таланте. Запад же оценил по высшему разряду, зачислив в тройку лучших актеров Союза. Что свидетельствует о неприкрытой зависти сограждан Гэри Купера и Кларка Гейбла. Но мы завсегда, что имеем, не храним, да и потерявши, прозреваем, лет на 30-40 запоздав.

Сергею Дмитриевичу посчастливилось славно поработать у двух великих советских сказочников: А. Роу и А. Птушко. Каждый экранизировал русский фольклор по-своему: иронически и героически. Столяров синтетически вписался в концепцию обоих.
 
Он не всегда получал достойную роль, зато всегда украшал и улучшал подвернувшийся материал просто участием: Руслан - "Руслан и Людмила" (1938),  капитан подлодки - "Моряки", вололаз - "Гибель "Орла"", летчик Глушак - "Аэроград". Единственная эксцентрическая роль денщика Фаддея («Старинный водевиль») заставляет сильно огорчиться тому, какой комический потенциал «ушел в песок».

Уволен из "Театра киноактера" по причине "невыполенния нормы съемок", что не могло не отразиться на здоровье. Смерть (от лимфосаркомы) не посчиталась с его мощным режиссерским замахом. По жизни богатырям, увы, редко удается развернуться во всю молодецкую силушку…

Основные факты биографии

«Долгое время точная дата его появления на свет оставалась неизвестной: метрика была утеряна и Столяров сам выбрал себе дату рождения — 1 ноября. Однако совсем недавно удалось всё же найти сведения о правильной дате его рождения, это 4 июля по старому стилю.

Окончил актёрский факультет Театральной школы Пролеткульта (1931).
В 1932-1934 годах — артист МХАТа.
В 1934-1938 годах — артист Центрального театра Красной Армии в Москве.
В 1940-1942 годах — артист Театра имени Моссовета.
С 1944 года — актёр Театра-студии киноактёра.

Сергей родился в семье лесника Дмитрия Столярова. У Сергея было ещё три брата и сестрёнка. Жили они хоть и бедно, но дружно. Отца своего Сергей практически не помнил.
В 1914 году началась первая мировая война. Рекрутов набирали по жребию. Идти на фронт тогда выпало одному богатому крестьянину, но он обратился к своим землякам: мол, тот, кто пойдёт на фронт вместо него, получит избу, лошадь и корову. Это было настоящее богатство, отказаться от которого было не всякому под силу. Вот отец Столярова и согласился на такую замену. Он ушёл на фронт и был убит во время газовой атаки. Обещанное богатство его семья получила, однако радовалась ему недолго. Октябрьская революция всё у них конфисковала. Семья Столяровых осталась без средств к существованию. В деревне начался голод, и, чтобы спасти своих детей, мать решила младших оставить у себя, а троих старших сыновей отправить в Ташкент. В те годы этот город называли хлебным.
Так начались скитания Сережи Столярова по объятой войной России. В Ташкент тогда он так и не попал — заболел брюшным тифом, и братья оставили его в больнице в Курске, а сами так и пропали в водовороте тех событий. Сергей вылечился и некоторое время оставался в больнице, до полного выздоровления, помогал санитарам. Затем его определили в курский детский дом. Именно там он впервые и узнал, что такое театр. Воспитатель организовал из детдомовских ребят драмкружок.

В конце 20-х годов Столяров закончил Первое профтехучилище в Москве и одно время работал паровозным машинистом на Киевской железной дороге. В свободное время он учился в театральной студии для рабочих при МХАТе, организованной актёром Алексеем Диким. Актёрские способности у Столярова, без сомнения, были, поэтому по окончании студии ему посоветовали поступать во МХАТ.
В 1932 году на приемных экзаменах в знаменитом театре Столяров читал монолог Нила из пьесы Горького "На дне". Читал прекрасно, члены высокой комиссии — а это были Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Всеволод Мейерхольд — приняли решение из пятисот абитуриентов зачислить его в театр.

Между тем в начале 1930-х годов удачно складывалась не только творческая жизнь Столярова, но и личная. В 1930 году его призвали на военную службу, и он был распределён в Театр Советской Армии. Там он и познакомился с молодой актрисой Ольгой Константиновой (она только что закончила театральные курсы Юрия Завадского). Вскоре они стали мужем и женой.

В 1934 году молодого актёра заметил режиссёр Александр Довженко и пригласил на эпизодическую роль летчика в своём фильме "Аэроград". Так состоялся дебют Столярова в кино. Дебют был удачным: статный красавец Столяров не мог не привлечь к себе внимания. Так оно и произошло.

В 1936 году сам Григорий Александров без всяких проб пригласил актёра на главную роль в своем новом фильме "Цирк". С этой картины и началась звездная слава киноактера Сергея Столярова. Его лицо улыбалось с огромных рекламных плакатов, мелькало в газетах и журналах (кстати, именно благодаря этому фильму его после 18 лет разлуки нашли мать и брат Роман). Однако это было "парадное" лицо актёра Столярова. То, что внутри этого 24-летнего красавца происходит драма, связанная с репрессиями 1937 года, знали немногие.

Вскоре он стал отцом: 28 января 1937 года у них с Ольгой родился сын, которого назвали Кириллом (в дальнейшем он пойдёт по стопам отца и с 1956 года будет сниматься в кино).

Один за другим на экраны страны выходят новые фильмы с участием Сергея Столярова. Так, в 1938-1939 годах он снялся в фильмах Александра Роу "Руслан и Людмила" * и "Василиса Прекрасная". В 1944 году тот же режиссёр пригласил его на роль Никиты Кожемяки в картине "Кащей Бессмертный".

Когда началась война, Столяров не мог остаться в стороне и записался на фронт добровольцем. Однако, как и многих его коллег, Столярова вскоре отозвали, мотивируя это решение производственной необходимостью. Вместе с "Мосфильмом" актёр и его семья осенью 1941 года оказались в Алма-Ате. По дороге туда произошёл печальный случай: у Столяровых украли продуктовые карточки. По тем временам это означало голодную смерть. И тогда Столяров вспомнил о своем хобби — охоте, взял на киностудии винтовку и ушёл в горы. Его не было сутки, но, когда он вернулся, за его плечами болтался огромный горный козел. Его мяса Столяровым хватило надолго — часть его они съели, часть продали на рынке. Именно на это мясо Столяров выменял у К.М. Симонова его новую пьесу "Русские люди", которую актёр затем поставил на сцене местного театра. Все сборы от этого спектакля Столяров отправил в фонд обороны на танк, который так и назвали — "Русские люди". В благодарность за этот поступок актёра ему в Алма-Ату прислал телеграмму сам Сталин.

Несмотря на то что Столяров в те годы считался звездой советского кино, его семья, в отличие от других знаменитых семей, жила довольно скромно. У них не было ни машины, ни дачи. Да и дружил актёр в основном с людьми простыми, не из мира искусства. Из актёров у него был только один друг — Борис Бабочкин. Они вместе ездили на охоту. Их дружба продолжалась всю жизнь.

В 1953 году, когда вышел фильм "Садко" с Сергеем Столяровым в главной роли, к артисту пришла и международная известность. На кинофестивале в Венеции он получил первую премию. Однако самого актёра на тот фестиваль не послали по идеологическим соображениям. И это при том, что через год французский журнал "Синема" включил С.Д. Столярова в список выдающихся актёров мирового кино, причем от Советского Союза в этом списке он был один.

Между тем в 50-х годах Столяров снялся ещё в двух известных фильмах: в 1956 году на экраны вышел первый советский широкоформатный фильм "Илья Муромец", в котором актёр сыграл роль Алёши Поповича (этот фильм вошёл в Книгу рекордов Гиннесса — в нём участвовало 106 тысяч солдат-статистов и 1100 лошадей), а в 1957 году — "Тайна двух океанов", где актёр сыграл роль капитана советской подводной лодки. Таким образом, галерея положительных образов была продолжена актёром и в этих фильмах.

Практически не снимался в кино Столяров и в 60-е годы. Тогда на экранах страны появилось всего лишь две картины, где актёр сыграл крупные роли: "Человек меняет кожу" (1965) и "Туманность Андромеды" (1967). Последний фильм даже получил специальный приз на фестивале в Триесте в 1968 году. Столяров в этом фильме сыграл свою последнюю (тоже главную) роль в кино. Именно малая занятость в кино позволила руководителям Театра киноактёра, где он работал, выдвинуть против Столярова обвинение, что он не выполняет положенную норму. За это его и его жену уволили из театра. Этот скандал серьёзно подорвал здоровье актёра, вскоре он тяжело заболел.

В конце 60-х Сергей Дмитриевич согласовал постановку фильма "Когда расходится туман" по собственному сценарию. Но из-за обострения злокачественной опухоли (лимфосаркома) был вынужден лечь в больницу».

По материалам сайта «Кино-Театр.Ру»

* Ошибка: первую экранизацию «Руслана и Людмила» осуществлили Виктор Невежин и Иван Никитченко.



Среди хрестоматийных ролей (их всего чуть больше 20-ти): отец Мити ("Повесть о первой любви"), Алёша Попович ("Илья Муромец"), командир подводной лодки Воронцов ("Тайна двух океанов"), Дар Ветер ("Туманность Андромеды", специальный приз на фестивале в Триесте-1968),  большевик ("Лично известен"), летчик-испытатель ("Им было 19")...


Кадр из кинокомедии "Старинный водевиль"


Рецензии
казалось бы, сто лет не глядел "Старинного водевиля", а фото увидел - и сразу вспомнил, как и многие другие фильмы с участием актера... Пол

Пол Унольв   13.07.2012 15:20     Заявить о нарушении
Таких вовек не забудешь, начиная с лица, не то что нынешних безликих "великих".


Владимир Плотников-Самарский   23.07.2012 14:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.