Безотцовщина. Диверсант. Глава 4

С появлением в Тёпловке новобранцев властями сразу же нагнеталась обстановка опасности, сформулированная словами: «враг не дремлет»! Приезжали из райцентра партийные активисты и работники НКВД, предупреждающие о том, что чуть ли не за каждым углом прячется шпион, диверсант, провокатор. Всюду людей призывали быть бдительными, как будто в учениях принимали участие не «рядовые необученные», а генералитет вместе с Верховным Главнокомандующим. Простые люди верили всему, что говорили всевозможные бдительные начальники. В результате рождалось недоверие друг к другу, подозрительность, начинался поиск врагов, затаившихся и выжидающих своего часа.

В первую очередь к бдительности призывали обучающихся молодых людей. Как-то в лесу при рытье окопов в снежных сугробах каждому дали задание выбрать место дислокации и оборудовать себе укромное место для защиты территории от предполагаемого врага. Красноармеец Тимофей Щеглов вырыл окоп и замаскировал его ветками. К нему подошёл командир и сделал замечание, что он, мол, даже не поглядел вокруг, когда создавал укрытие, то есть нарушил бдительность.
– Может, как раз в это время за вами наблюдал враг, красноармеец Щеглов, и ему ничего не стоило зафиксировать огневую точку, – сказал командир.

Тимофей Щеглов не стал оправдываться и вскоре, осмотревшись по сторонам и проверив близлежащие кусты, сделал другое укрытие, с учётом замечаний командира. Его исполнительность и серьёзность в работе понравились начальнику, и он, объявив ему устную благодарность, приказал:

– Сегодня ночью вам предстоит охранять главный объект – склад материального обеспечения отряда. Сейчас идите отдыхать, а в двадцать часов получите полушубок, валенки, рукавицы, после чего командир отделения отведёт вас на пост. Будьте бдительны, на вас – вся ответственность за сохранность военного имущества.

– А настоящую винтовку выдадут? – спросил Тимофей.
– Нет, винтовка будет та, которую вы выстругали, а настоящую получите на передовой. С винтовками у нас пока туго, но всё наладится, промышленность работает.
И вот Тимофей Щеглов принял пост, сменив своего товарища. К вечеру погода испортилась – усилился ветер и снегопад. Важным объектом на самом деле оказался обычный сарай, в котором хранились сухие пищевые пайки, фураж для нескольких лошадей, имеющихся в отряде, и бывшее в употреблении обмундирование на случай пополнения новичками. Но не солдатское дело оценивать важность объекта, для часового каждый охраняемый объект – важный. С таким чувством ответственности Тимофей занял место возле дверей склада, посматривая на амбарный замок, перевязанной шнурком, заправленным под дощечку, опечатанную сургучной печатью. Стоять неподвижно было холодно.

– Не мавзолей охраняю, можно походить для сугреву, – решил Тимофей и начал ходить вокруг сарая, посматривая по сторонам. В его руках была деревянная винтовка. Она не имела плечевого ремня, и её пришлось держать двумя руками, направляя штыком вперёд. Пурга усиливалась, мороз крепчал. Вышагивавшему вокруг сарая Тимофею показалось, что вроде к нему пробирается человек – медленно, осторожно. Он спрятался за угол и стал выжидать. Действительно, через некоторое время человек подошёл вплотную к объекту.

– Стой! Кто идёт? – крикнул часовой. Человек не отреагировал.
– Стой! Стрелять буду! – грозно предупредил Тимофей, выглядывая из-за угла.
Незнакомец не подчинился предупреждению часового и приблизился к сараю. Он остановился возле двери с замком, наклонился, чиркнул спичкой. Тимофей понял – это враг, пытающийся совершить поджог. Больше нельзя бездействовать. Тимофей выскочил навстречу врагу и ткнул его в живот винтовкой, но, оступившись, попал штыком диверсанту не в живот, а значительно ниже… Человек зарычал. Согнувшись в крючок, напоминавший рыболовный, он что-то пытался говорить, но кроме нечленораздельных звуков ничего внятного сказать не мог.

– Кто ты такой? Немец, что ли? – спросил Тимофей, тыкая его винтовкой.
Незнакомец кивал головой и ничего не говорил.
– Вот они, диверсанты. Прав был командир. Коварству врага нет предела. Где эта вражеская Германия, за тридевять земель, а её шпионы и диверсанты уже расползлись до Поволжья, – обеспокоенно сделал для себя выводы Тимофей и хотел было дать по шее задержанному злоумышленнику, но сдержал себя.
– Всё-таки человек. Жалко. Пожалуй, не по доброй воле прибыл сюда – видно, Гитлер загнал, – рассуждал Тимофей, подпирая спину лазутчика деревянным штыком.

Задержанный дрожал и жалобно поскуливал. Обоим было холодно, и Тимофей, подталкивая незнакомца штыком, заставил его ходить впереди себя вокруг склада, чтобы к утру окончательно не замёрзнуть вместе с задержанным. Так они и шагали, протоптав глубокую тропинку в свеженаметённом снегу. Утром пришёл на смену караула командир отряда и увидел следующую картину: на крыльце сидел Тимофей, а у него на коленях прикрытый полой полушубка покоился еле живой диверсант.
Когда разобрались с задержанной личностью, то оказалось, что местный житель, глухонемой, добирался домой от родственников. Он хотел закурить и решил укрыться от ветра за стеной сарая, не предполагая, что это военный объект, а Тимофей был уверен, что склад может привлечь к себе только злоумышленника!
Командир, улыбнувшись втихаря, принял единственно правильное решение – объявил перед строем красноармейцу Тимофею Щеглову БЛАГОДАРНОСТЬ за добросовестное несение воинской службы и проявленную бдительность!


Рецензии
Замечательно написана глава. Бедный глухонемой, будь у красноармейца настоящая винтовка, трудно представить ситуацию: могла быть и более трагична.
Буду читать дальше

Любовь Кондратьева -Доломанова   02.04.2024 18:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.