0, 2 секунды

 Августовская ночь,липкой духотой обволокла аэродром Туношна,тучи неспеша наползали на военный городок.На взлётную полосу вырулил,поблёскивая серебром свежей краски Су-9.Этот самолёт утром вернулся из ТЭЧи с регламентов,днём был облётан и вот вылет ночью в зону на пилотаж в облаках.Капитан Валерий Мартьянов,получив"добро"на взлёт включил форсаж, серебристая птица сорвалась с места и с огромной скоростью побежала по бетонке.

Валерию нравился Су-9,как и большинству лётчиков летавших на этих машинах(в их число входит и Георгий Береговой,наш замечательный космонавт,многие годы пилотировавший Су-9 борт"68"ныне хранящийся в Монинском музее авиации),несмотря на строгость пилотирования,"Сушка"отличалась невероятной прочностью(этот самолёт можно было разбить,но невозможно было сломать даже при ооооочень грубой посадке,хотя был один"ас"в советских ВВС умудрившийся поломать три(!)Су-9,но об этом как-нибудь в другой раз) и надёжностью в эксплуатации.

Самолёт поднял нос,отрыв от полсы и пилот тянет РУС,чтобы выдержать тангаж примерно 20-25градусов,нарастание скорости на форсаже очень быстрое,надо успеть убрать шасси.Валерий тянет ручку управления самолётом на себя и вдруг чувствует,что сразу после отрыва колёс от полосы,с увеличением тангажа начинает энергично увеличиваться левый крен,словно самолёт решил выполнить"боевой через плечо".Валерий автоматически начинает выводить машину из критического положения,но самолёт упрямо продолжает переворачиваться вокруг продольной оси.Увидев под собой уже в крене 90 градусов рулёжку,пилот машинально дёргает ручки катапульты.

Хлопок от раскрытия купола парашюта и через мгновение удар о материк.Над головой рёв форсажа,вспышка ярче солнца,грохот взрыва,пламя принявшее форму гриба поднявшееся из-за деревьев лесополосы и...тишина!
 
 Валерий в темноте ощупал себя,вроде всё на месте,руки,ноги,голова и всё остальное в сборе,ничего не отломалось.Сам не зная для чего стал собирать парашют,запутался в стропах,но кое-как его сложил.Пошёл к высотному домику,а на ЦЗ паника--орёт громкая связь,люди бегают.Валерий обернулся,посмотрел на зарево пожара за лесополосой и мурашки побежали по спине--там, сразу за деревьями военный городок.

Тяжело вздохнув,лётчик положил парашют на траву,снял защитный лётный шлем и положил его сверху.В этот момент с площадки сорвалась "пожарка"и'скорая",с воем сирен они неслись в город.Валера вышел на край дорожки и поднял руку,чтобы машины остановились и взяли его с собой.Но никто не остановился,через отрытое окно двери его послали по всем трём осям--на X,Y,Z(!

Пока лётчик дошел до высотного домика,все разбежались,тишина,покой,сверчки трели распевают.Валерий пошел к громкой связи и попытался доложить руководителю полётов о случившемся и узнать,что-же ему теперь делать,но в ответ ему указали курс полёта очень сильно отличающийся от того который он получил в полётном задании.Тогда он решил ещё раз попробовать доложить,но в ответ:Какой ещё на х...Мартьянов?!!!Тут самолёт упал,лётчик погиб!иди ты на...далее следовал непереводимый на человеческий язык авиационный слэнг.

Валерий обиделся и пошел в столовую,.Возле входа его встретила официантка Катька,она привезла второй ужин для ночников,но никого не нашала.
--А,Валерка,привет!Ну,слава богу,хоть одна живая душа появилась.Я вот ужин привезла,смотрю,самолёты стоят,а людей никого  нет,что случилось?Сегодня,что полётов не будет?Ну,тогда заходи,садись за стол,я тебя ужином накормлю.

Валерий сел за стол и рассказал о том,что произошло и как его"послал"руководитель полётов.Катька слушала внимательно но ничего не поняла.Она встала и пошла в класс предполётных указаний к телефону,чтобы позвонить в центральную столовую и узнать,что ей делать,ведь полётов-то нет и наверно не будет.

В этот момент по громкой РП вызывает КППУ.
--Кто есть?
--Я есть--отвечает Катька руководителю полётов.
--Кто это я?
--Ну,я...Катька!
--Какая ещё Катька?
--Официантка...из столовой...ужин привезла...
Молчание,через минуту громкая ожила.
--Катька,кто ещё есть рядом?
--Никого,я одна...А в столовой Валерка ужинает.
--Да,что ты голову морочишь?Мать твою...какой ещё Валерка?
--Мартьянов...
Долгое молчание.
--Мартьянов говоришь?Не врёшь?
--Он правда здесь...один.
--Слышь,Катюха,а-ну,дай-ка на"соску"этого рас3,14здяя.
Наконец,Валерий смог нормально доложить о случившемся,всё разъяснилось и у всех огромный груз свалился с души.

В то время,когда Су-9 капитана Мартьянова разгонялся по взлётной полосе,в Доме Офицеров военного городка показывали фильм"Кавказская пленница".Зал был полон зрителей.На экране Балбес бросает баллон с маслом под колёса дрезины на которой Шурик с товарищем преследует кунаков-похитителей Ниночки.А за стенами кинозала,разрезая ночной мрак кометным хвостом форсажа,уже беспилотный самолёт,перевернувшись на спину,описав дугу на огромной скорости влетел в находящийся в 30-ти метрах от стен Д.О. общественный туалет.

Почти пять тонн керосина в баках Сушки бабахнули так бодренько и весело,что в близстоящих строениях повылетали стёкла из окон и двери.Сильно тряхнуло.Началась паника.Сначала решили,что самолёт врезался в Дом Офицеров.Сбежалось почти всё население военного городка,никто ни чего не знает,почему упал самолёт,и самый страшный вопрос--есть ли там лётчик,кто он?Женщины,чьи мужья в эту ночь на дежурстве в слёзы,в истерику.Санитарная машина гудит сиреной,врачи,пожарники,каие-то полуодетые люди,все кричат,бегают,а из воронки только хвост да крылья торчат и всё горит.Чуть позже сообщили что лётчик жив,успел прыгнуть.Всем стало чуть легче.

Задняя часть самолёта почти не пострадала и эксперты быстро выяснили причину"полубочки"на взлёте.Оказалось,что на левом стабилизаторе отсоединилась тяга гидроусилителя(кто-то в ТЭЧи,что-то не законтрил как положено),днём на облёте незаконтренная деталь открутилась,но всё обошлось,а ночью,при включенном форсаже из-за сильной вибрации она окончательно отвалилась.На взлёте,носок левого стабилизатора ушел на кабрирование,получились"ножницы",отсюда и левое вращение с набором высоты.

Эксперты рассчитали траекторию полёта самолёта от отрыва до входа в землю,оказалось,что учитывая переворот самолёта на спину,для безопасного покидания Су-9 у Валеры Мартьянова был интервал времени всего 0,2 секунды.Всего на 0,2 секунды создались условия при которых он мог остаться в живых.Если бы катапультировался раньше--слишком мала высота,купол парашюта не наполнится,позже--катапульта выстрелила бы его в землю.

А если бы какой-то неизвестный архитектор и строитель не возвели тот общественно полезный домик именно в том самом месте,то самолётик на полном форсаже заглянул бы в переполненный людьми кинозал.

Сейчас Туношна гражданский аэропорт,его ВПП принимает не грозные боевые самолёты,а пассажирские лайнеры и мало вероятно,что кто-то ещё помнит этот курьёзный случай,который мог закончиться не только гибелью лётчика но и трагедией для всего военного городка.Хотя,этот аэропорт не так давно снова"прославился"катастрофой--на взлёте разбился Як-42 с хоккейной командой"Локомотив" на борту.

Как жаль,что порой из-за чужой халатности происходят катастрофы,как жаль,что многим замечательным людям судьба не даёт даже 0,2 секунды.

P.S.Эту историю поведал непосредственный участник тех событий,военный лётчик Олег(позывной"Змей"),к сожалению,фамилию его не  знаю.


                Р-н-Д.2010г.

Рисунок автора(цветные карандаши и криворукий фотограф)


Рецензии
Очень визуально написано!
Дим, а где это Туношна?

Григорий Родственников   14.07.2012 22:16     Заявить о нарушении
В Ярославле

Дмитрий Шадов   14.07.2012 22:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.