Фантасмагория. 26

                Неиспользованные возможности.

   Профессор ликовал. Уже седьмой клон человека получился без изъянов.
   Послышались шаги. Это могла быть только лаборантка. Захотелось поделиться радостью, и он сообщил, не оборачиваясь:
   - И последний опыт безупречен. Теперь женщине не нужен мужчина для продолжения рода, и даже он сможет единолично воспроизвести потомство. А какие перспективы для лечения безнадёжных больных открываются! Всего-то и нужно иметь частичку тела, содержащую ДНК. Всевышний начал с этого, сделав мужчину по своему подобию. Не сотворил бы Еву из его ребра, глядишь, Адам стал бы делать клоны, и человечество развивалось без первородного греха.

   Клоны не долго существовали. Маленькие создания усыпляли после исследования. Времени на всё отводилось не более суток, потому что потом мозг начинал развиваться и впитывать информацию. Пройди чуть больше суток, и было бы уже не усыпление, а убийство. Время чётко определяло границу. На страже этого стоял закон.
   Лаборантка откликнулась, но эйфории в голосе не чувствовалось:
   - Тогда не появилась бы Джульетта пусть и выдуманная. И Петрарка не лапал Лауру. Тоже думала об этом. Обеднённым мир оказался бы.
   Девушка замолчала, рассчитывая на возражения, но их не последовало. Она подошла и продолжила:
   - Возьмите любые органы чувств. Забудь творец о слухе, и жили бы тогда люди без шума и гама. Счастливы были по-своему. Никогда не догадались, что звуки могут вызывать улыбку или увлажнять глаза. Музыка не заставляла бы думать. А ведь именно за это её любим!
   Девушка словно читала мысли, добавляя к сомнениям исследователя свои. И всё равно мужчина точно знал, что она не сможет ответить на вопросы, что мучают его, спросил о другом:
   - А ты почему до сих пор не замужем? Удивляюсь, как могут уместиться в одном флаконе цинизм и Ромео с Джульеттой?
   - А, правда, профессор, возьмите меня замуж! Двадцать семь лет. Пора.
   - Стар. Суперстар, но голова ещё ничего, соображает, не желает носить рога.
   - Предупреждаю, скоро не нужны будете. Не только вы – все мужики! И не только мне.
   - Кто бы сомневался! А эрогенные зоны, кто целовать будет?
   - Виртуальная реальность, шеф, виртуальная реальность!
   - Девочка, ты за кого? Со мной работаешь или на оппонентов?
   - На зеркало! Кому такая нужна?
   Мужчина замер. Он не знал, что у лаборантки проблемы.
   - Вот-та-та, а случай-то запущенный! В твоём возрасте слишком много внимания уделяют телу. И это правильно. Но горевать из-за чего-либо я бы не стал. Операции по коррекции внешности считаю глупостью, а копить деньги на такое тем более. Поверь, муж пресыщается женой через год-другой и попросту не видит её. Становятся супруги друзьями-партнёрами для утоления сексуального голода. Вот тут-то нельзя ошибаться – чревато разводом. А хочешь, слеплю парня, какого пожелаешь? Нет проблем!
   Девушка знала манеру начальника говорить о серьёзном шутя, собралась ответить в его манере, но профессор не стал дожидаться, сообщил:
   - Разрешили мне вырастить клон. Единственный.
   - Так ведь закон запрещает!
   - Лазейку нашли. Сумел заинтересовать начальство перспективами. Не скажу, что пурги нагнал, но убедил, что у человека раньше было больше органов чувств, и потерялись во время эволюции. Могу, дескать, восстановить. Доктор наук как-никак, поверили.
   Лаборантка – не красавица и не дурнушка, но стройная блондинка, заинтересовалась. Пришлось удовлетворить её любопытство подробнее. Лицо её вынуждало к этому, потому что уставилось с детским любопытством.
   - Когда слышишь органную музыку, думаешь почему-то всегда о прошлом и никогда о будущем. Не мечтаешь. Не замечала? Хорошее забывается, а плохое остаётся занозой в теле. Первые же аккорды заставляют её шевелиться и причиняют боль. Помнишь, какими люди расходятся после этого?
   - Грустными. Кое-кто даже глаза вытирает. И зачем тогда слушать такое?
   - Душа очищается. А не будь обоняния? Человек не узнал бы тогда запаха сирени. Мы гармоничны на первый взгляд. А если было ещё какое-то чувство? Выродилось когда-то, и про него просто забыли? Нет его, и мы не знаем. Счастливы в неведении. Считается, что в ДНК многое закодировано, но не востребовано. Копнуть хочу.
   - Вы кем себя возомнили?
   - Творцом с маленькой буквы. А ты отвечаешь как инквизитор.
   Девушка подумала и сказала, не удовлетворившись услышанным:
   - Искать, не зная, что? Фантазии не хватит.
   - Напрашиваются два варианта. Мы придумаем-обдумаем чувство и будем искать целенаправленно. Или пороемся в ДНК в поисках подходящего. Выбор не такой уж большой.
   - Одно другому не помешает.
   - Согласен. Но не об этом хотела сказать, знаю. Принеси волос парня, что нравится. Выращу клон по ускоренной программе, и быстро ровесником твоим станет. За это время разум его промоем, то бишь наполним. Специальную программу для этого создал. Будет знать не меньше твоего. Проснётся в своей квартире наш новый лаборант, отправится на работу и будет думать, что так было всегда. А нам предстоит подыграть ему. Сиротой станет, у которого родители погибли в автокатастрофе. Есть на примете парень, который нравится?
   Девушка ответила автоматически, потому что мысли витали явно не в этом помещении:
   - Да.
   - Хорошо. Нашему придётся носить очки, чтобы отличался, и одежду другую подберём. Прическу необычную соорудим. Надеюсь, не у нас работает?
   - Нет.
   - Совсем прекрасно. Подкорректирую обучающую программу, и сохнуть по тебе начнёт.
   - И дети у него смогут родиться?
   - А вот это проверить предстоит. Он станет объектом исследований. Уговорим его стать центральной фигурой научного эксперимента. К чему спрашиваешь? Ведь твои эрогенные зоны в виртуальной реальности находиться будут!? Ха-ха-ха. Ванькой назовём твою пассию. Оля и Ваня. Не звучит. Посмотрим, как рядом смотреться будете?

   Клон рос быстро. Хватило двух месяцев, чтобы догнал в физическом развитии двадцатилетнего юношу. За десять дней до пробуждения к его голове подключили дополнительную аппаратуру, и началось наполнение мозга. Профессор продумал все мелочи, и молодому человеку предстояло в одно прекрасное утро проснуться в своей кровати от звона будильника, приготовить завтрак и отправиться на работу. Он будет думать при этом, что так было вчера, неделю назад и будет завтра.

   Новоиспечённый сирота оправдал надежды и на работу прибыл вовремя.
   Уже через неделю Иван смотрел на начальника и удивлялся, что в нём нашла Ольга? Пожилой человек, ничего кроме работы не видит. Что может дать ей? Сверхурочную работу ещё и в выходные? Чтобы стала такой же очумелой? Он тоже работает с самоотдачей, но не забывает про личную жизнь. Её пытается приучить к этому, отвлечь, делает всё, чтобы обратила на него внимание. Даже профессор заметил и помогает ему. Хоть это сумел понять, а вот девушка лишь усмехается.
   Мысли молодого человека переключились на начальника: «Я его интересую лишь как исследуемый объект. Может, зря согласился на эксперименты над собой? Анекдот. Начну нюхать не хуже собак, и что? Других научит? Потом душистый оркестр создаст, где каждый будет махать рукой над флакончиком, разгоняя запах? Глупец! Когда слушаешь по приёмнику далёкую, еле слышную станцию, сколько не увеличивай громкость, лучше не станет из-за помех! И какая разница, как птицы во время сезонных перелётов ориентируются? Человек давно компенсировал своё неумение приборами. Толчём воду в ступе! Телепатия? Это на первый взгляд кажется, что хорошая способность. Не хочу, чтобы мои мысли читали. И чужие не нужны. Умная природа убрала всё лишнее».

   Работа шла полным ходом. Что-то не получалось, где-то намечался прорыв. Молодой человек выглядел безразличным. Такое отношение возмутило профессора, но лаборант лишь пожал плечами на замечание и ответил, мол, подопытному кролику не обязательно выказывать восторг, разве что, когда морковка попадётся слаще. Пошутил.
   Никто не заметил поэтому, когда он перестал интересоваться прогрессом, лишь отвечал на вопросы, если спрашивали. Общался с некоторых пор он только с девушкой.

   Однажды лаборант не вышел на работу. Лёгкое недоумение переросло в панику, когда выяснилось, что его нет дома. По-настоящему все встревожились, прочитав записку, оставленную молодым человеком в своей квартире.
   Профессор ознакомился с текстом, уставился невидящим взглядом на Ольгу и протянул ей. Напуганная лаборантка впилась глазами в строчки.
   «…. Вы не представляете, что сотворили. Так и хочется сказать: натворили! Не знаю, смогу ли найти слова, чтобы объяснить?
   Представьте себя в комнате, в которой настолько темно, что ничего не видно, и наполнена она тяжёлым приторным запахом амбре. И при этом звучит орган. Музыка не даёт отвлечься, и как по коридору ведёт мысли в нужную кому-то сторону. В прошлое, которое напоминает о себе болью.
   Пытаешься свернуть, но возмущённые аккорды не дают. Не сразу, но силы покидают, и не можешь уже сопротивляться. Память уносит тебя в прошлое, в боль и страх.
   Думаете, ничего не понял о себе? Настоящее меня не интересует. Лишь прошлое и будущее. У меня нет прошлого, и тосковал не о нём. О человечестве. Об упущенных возможностях и всех гадостях, что люди умудрились совершить. Поверьте, мне пришлось испытать больше, чем довелось вам. Что-то накатывает на сознание. Отбиваюсь. Долго такое не выдержать. Начал изучать прошлое землян, и стало просматриваться будущее.
   Ни один экстрасенс не был счастлив и не может стать по определению. Лучшему из них далеко до меня. Не поэтому ли природа практически изъяла такое у людей? Не о счастье жалею - боюсь всемирной скорби. Чувствую её чуть ли не каждой клеточкой тела.
   Подумать страшно, что было бы со мной, разбуди вы и другие чувства. Выбор у меня небольшой: стать монстром или умереть. Остановился на втором. Не ищите меня, всё равно не найдёте.
   Поймите только, что всем набором чувств обладает лишь вселенная!»

   Девушка дочитала послание и недоумённо посмотрела на начальника.
   - И что это значит?
   - Японцы считают смерть продолжением жизни. И может быть, когда… мы станем частичкой вселенной в прямом смысле этого слова, только тогда понять получится?
   - Удачный опыт оказался неудачным?
   - Вроде того. Люди говорят про такое по-другому: отрицательный результат - тоже результат.
   - Ха! Вы уже там? О людях со стороны судите?
   - Он влюбился и упёрся в одно чувство, забыв про другие. Хоть бы поделился сомнениями! Не доросли!
   Лаборантка задумалась. Ей жалко было молодого человека. Лишь сейчас появилось чувство похожее на любовь. Профессор неправильно понял молчание.
   - Животные обладают тем, что людям не дано. Видят в темноте, по запаху дорогу находят. Голуби за сотни вёрст домой возвращаются. Но у нас есть вещь, которую даже сами обуздать не можем!
   - И что это?
   - Любопытство. Он зря думает, что сбежал, – лицо мужчины вдруг расплылось в улыбке. - У меня сохранилась частичка нашего неудачного эксперимента. Мы сделаем клон из клона и заставим его говорить! Думал, не достанем его?! Ошибался! Чувствуем мы не так, видите ли! Но доминирующее-то чувство великолепно. Любознательность это, если хочешь знать.
   - А потом? Что будет с ним потом? – спросила девушка.
   - Не знаю.
   - А вы предположите!  – она задумалась, но закончила мысль неожиданно: - И рога я бы вам наставлять не стала даже с ним.
   - Повторяешься. В отцы гожусь.
   - А я хотела ваш волосок для клонирования дать. Не решилась. Бабником были, знаю. Такой нравитесь больше. Я догадалась, почему имена Оля и Иван плохо сочетаются. Потому что заметила однажды ваш взгляд на себе. Вы сдерживаете себя.
   Мужчина молчал. Это не показалось девушке согласием, но и отрицанием тоже.
   - Всех разогнали. Кого в отгулы, кого в отпуск, а меня оставили.
   - Ты часть эксперимента. Запудрили мозги молодому человеку, из-за тебя он бесится!
   Девушка как не слышала, продолжала гнуть своё:
   - Ольга и Сергей лучше звучат. Правда, Серёжа? Признайся, наконец!
   Теперь профессор не слышал лаборантку.
   - Странный результат у эксперимента получился.
   Лаборантка поспешила перебить начальника, чтобы не успел сменить тему разговора:
   - Раньше или позже, но закончилось бы всё этим. Я вам нравлюсь, больше чем нравлюсь!?
   Профессор не ответил, думал о другом: «Кем клон считать себя будет? Ведь поймёт всё, если уже не понял. Избранным? Изгоем? Проблема. Почему я не предвидел такого?»
   Девушка догадалась, что мучает начальника, и подсказала:
   - Пусть останется всё, как есть. Не нужно дубля. Он ведь сделал однозначный вывод: всем набором чувств обладает лишь вселенная! Она медлительна: секунда сродни нашему тысячелетию. И не просто огромна - бесконечна. Галактика в ней меньше капельки. А в ней находится столько всего! Там столько «Мариинских впадин» и «Бермудских треугольников» и таких размеров, что трудно представить.
   Вселенная создала Землю, подарила нам жизнь, в конце концов. И что для неё наша планета, когда звёздных тел бесчисленное множество? Когда расстояния смешно измерять в километрах?
   Она не знает о людях, не замечает их, просто не видит. Как мы не видим микробов без специальной аппаратуры. Нашли их, когда стали искать причины болезни. А ведь и мы доставляем ей неприятности. Космического мусора понабросали. Высадили людей на Луне и автоматы на ближайших звёздных телах. Заслали гонцов во все стороны космоса - беспилотные корабли-автоматы. Не терпится сообщить, что есть такие разумные существа - земляне.
   Достаточно гордая цивилизация, чтобы объявить о себе. И глупая, потому что не может навести порядок дома, а лезет чёрте куда. Чем не микробы? А метеориты и астероиды – не таблетки ли это анальгина? Вулканы, землетрясения и цунами – это не последствия того, что кто-то, ну очень большой, принял лекарство? Болит в боку, что тут поделать? Какую инъекцию предсказывают нам пророки?
   Мы надоели вселенной. Не знаю о других её чувствах, но лучше её не злить. Она создала нашу планету, она же и погубит. Я понимаю Ивана, что всполошился.

   - Да будет так! – профессор решил для себя все вопросы. Девушка добавила что-то в его раздумья, и чаша весов перевесила. Мужчина смотрел на неё и думал, что слишком много времени уделяет работе. Совсем забыл о себе и рискует не догнать свой уходящий поезд.
   Ольга хорошо знала начальника и всё правильно поняла. Рвущееся наружу чувство заставило прильнуть к мужчине и заглянуть в глаза.
   - Давно бы так. Миром правит любовь. Цитирую кого-то, потому что согласна.

   Профессор увидел на столе два билета в филармонию. В Ольге уместилось много непонятного и противоречивого. Ей нравилась классическая музыка. Он полюбил такое уже в возрасте. Как выпил в какое-то время лекарство и вылечился. По-прежнему слушал и молодёжную попсу, но выборочно. Классика нравилась почти вся. По-разному, но заставляла задуматься.
   Они приехали в филармонию раньше, зашли в буфет и выпили кофе.
   Зал притих, когда вошёл дирижёр. Кто-то убавил яркость света, и действо началось. Тишина прерывалась ненадолго, когда оркестр заканчивал мелодию. Ровно настолько, чтобы зрители отблагодарили исполнителей овациями и услышали название следующего произведения.
   Вечер удался, оба понимали.
   Под конец музыканты исполнили пьесу Римского-Корсакова «Полёт шмеля». Кусочек оперы давно исполнялся самостоятельным произведением. Они как будто не играли на инструментах, а забавлялись чувствами людей как кот с мышкой. Сердце билось в унисон. Мелодия порхала по залу подобно летнему ветерку в цветущем поле. Казалось, что и запахи проникли в помещение.
   Композитор, написав пьесу, не подозревал, что слушатели будут летать вместе с насекомым. Считалось, что они отдыхают, наслаждаясь этой вещью. Но музыканты не позволяли, не позволяли быстроменяющиеся аккорды. Тут было всё: поиск и радость от находки нектара, нечаянная тревога и даже борьба за место под солнцем.
   Мужчина не понимал, как можно так играть, когда мысли не поспевают за мелодией, за нотами. Не могли пальцы успеть за таким! Но они умудрялись.
   Шмель жужжал рядом
   Люди ловили насекомое вместе с дирижёром. Ему повезло – поймал! Оркестр констатировал победу. Но этому никто не был рад, кроме музыкантов и их руководителя. Зал замер, а он развернулся и поклонился, протягивая руки к коллегам. И удивился, что никто не реагирует. Реакция выплеснулась чуть позже. Это был водопад оваций!
   Мужчина подумал, что и он мог бы написать не хуже. Но додумать мысль мешал зал – рукоплескал.
   «Ну почему у меня нет слуха? – спросил себя профессор, хлопая вместе со всеми. – Хватает лишь на понимание. Это так больно, когда знаешь, что сказать, и не можешь! Вот что нужно научиться лечить!»
   Лишь на улице он поблагодарил подругу:
   - Спасибо за приглашение. Приятный получился вечер.
   Девушка отстранилась.
   - А я думала, это ты продолжаешь эксперименты, но уже на мне. Не я приобрела билеты.
   До самого дома они молчали, пока не зашли в квартиру мужчины. Теперь и Ольга жила здесь. Только тут профессор признался:
   - Я не покупал билеты. Кто-то подарил нам праздник. Знаешь, мелодия «Полёта шмеля» единственная не вызывает у меня безотчётную грусть, единственная заставляет думать о настоящем и будущем, а не о прошлом. И кажется, поэтому нас пригласили на концерт.
   Сергей включил компьютер, нашёл в Интернете мелодию и воспроизвёл. С виолончели слетел шмель, облетел комнату в поисках цветов и не нашёл. Недовольно проворчал что-то бархатным голосом и полетел дальше. Чувствовалось, что даже не разозлился: не получилось здесь, поищем в другом месте.
   Мужчина улыбнулся. Подумалось, что насекомое опять поделилось с ним оптимизмом, и вещь эту можно назвать «Торжеством жизни». Настроение вновь улучшилось.
   Ольге понравилось, что шмель перелетел к ним.
   - Мне показалось лицо дирижёра знакомым, но так и не вспомнила. Борода помешала.
   - Похож на Ивана.
   - Ошибаешься: думаешь о нём постоянно, поэтому. Как ты отчитался за работу?
   - Легко. Клон приказал долго жить. А наверху уже сходили с ума: журналисты заинтересовались - кто-то настучал. Там даже обрадовались, что так всё закончилось.
   - Похоже на правду, верю. А клон твой клониху убежал искать. Я помогу забыть его. Что бы ты делал, не возьми я всё в свои руки? И тебя в том числе?
   - Что будем делать?
   - Ничего. Не понял, почему нас вытащили на концерт? Передали привет и закрыли тему.

                *****


Рецензии