Гамлетовский вопрос израиля

                В ГЛУБЬ ИСТОРИИ
                глава четырнадцатая

   Споры о том, можно ли рассматривать Библию (будем придерживаться термина, привычного для русскоговорящих людей)  как подлинный документ, а не набор сказочных сюжетов, не утихал никогда. Просто они в разное время велись с разной степенью интенсивности и руководимые разными мотивами. Главный аргумент скептиков:все это еврейские выдумки, а значит, никакого права на Землю Обетованную они не имеют. И потом,- где археологические подтверждения событий, описанных в Библии?
   Но если это выдумки, почему мы так живо воспринимаем то, о чем говорится в ней? Возмущаемся, негодуем, радуемся так, словно все это происходит сегодня? Да потому, что перед нами предстают живые люди с их достоинствами и недостатками, добром и злом. Сказочные персонажи такого воздействия  оказать не могут. Они если и впечатляют, то ненадолго.
   Что касается археологических свидетельств, то нельзя забывать, что археология как наука, как и многие другие науки, соответствует тому состоянию общества, в котором оно пребывает в данный момент. Более интенсивными археологические раскопки стали, начиная с девятнадцатого века. В двадцатом - между двумя мировыми войнами. И изумленному миру предстали такие свидетельства, которые не только подтвердили написанное в Библии, но зачастую вообще переворачивают наше представление о прошлом.
   К примеру, мы столько нового узнали о древних цивилизациях Месопотамии, в частности, шумеров и аккадцев, что нам должно быть стыдно за свое невежество. Мы-то полагали, что древние люди были примитивнее нас, а оказалось,- нам до их уровня (буквально во всем!) еще тянуться и тянуться!
   В Сирии было раскопано  древнее царство Эбла. Ученые признали, что эти раскопки продвинули  знания об истоках семитских народов  и их цивилизации далеко в глубь истории. При этом следует напомнить, что  общее понятие "Месопотамия" в древности охватывало территорию современных Ирака, Ливана, Палестины, Северной Сирии.
  Сотни найденных в Эбла табличек рассказали, каким могущественным было это государство, по сути сверхдержава в период своего расцвета - 2300 год до н.э. Эбла контролировала основные дороги Сирии и Палестины, многие территории Месопотамии находились в вассальской зависимости от нее. Она торговала медью и драгоценным камнями, имела города с трехэтажными домами, прекрасно развитую ирригационную систему земледелия.
   Естественно, существовала письменность, иначе не было бы этих, поистине драгоценных табличек.
   И все-таки, самое поразительное было в другом - в именах, которые носили местности Эблы и жившие здесь люди:Синай, Иерусалим,, Хацор, Лахис, Мегиддо, Аккои даже Яхве (это одно из имен библейского Бога), Исау, Ишмаиль, Давид, Саул...И - Израиль! А имя третьего царя Эблы, и, как полагают, самого могущественного, было Евр (Еврий),- почти так, как звали библейского предка Авраама (его звали Евром).
   О чем это может свидетельствовать, если учесть, что Авраам, праотец евреев, тоже был из Месопотамии? О том, что на самом деле ничто никуда не исчезает, а возрождается в иные эпохи на ином уровне. Видимо, таков замысел и воля Бога. А люди Его инструмент, и как они справятся с возложенной на них задачей, зависит от них самих.
   С этих позиций воссоздание современного Израиля вполне вписывается в такую "теорию". Уже и поэтому глупо отрицать документальность Библии и считать ее вымыслом, лишенным какой-либо правдивости и историчности.
   Очередную попытку - сделать это - предпринял израильский историк Шломо Занд. Он написал толстенную книгу, которая в переводе на русский язык называется весьма интригующе и претенциозно - КТО И КАК  ИЗОБРЕЛ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД?
   Занд утверждает, что ничего такого, о чем повествует Библия, на самом деле не существовало, ибо, дескать, нет ни одного археологического подтверждения описываемых в ней событий.
   Утверждение весьма странное, ведь достаточно открыть в Интернете сайт "Библейская археология", где чуть не по каждому библейскому городу даются подобные подтверждения.
   Занд утверждает, что и царств Давида и Соломона не было, да и самих этих персонажей, ничем не аргументируя свои домыслы, ибо аргументировать нечем. Он даже не замечает, что сам себе противоречит. Например, он утверждает, что после разрушения первого Храма евреи никуда не уезжали из Эрец Исраель, как и после разрушения второго Храма. Оставим в стороне это "не уезжали", поскольку это противоречит историческим фактам, о которых, вероятно, знают даже школьники. Обратим внимание на упоминание Зандом Храмов. Значит, Храмы были? А кто же тогда построил первый Храм, если, по утверждению Занда,  царь Соломон - "выдумка"?
   Естественно, в угоду своей выдумке Занд обходит этот вопрос стороной. Весь замысел книги Шломо Занда, чьи родители когда-то репатриировались из Австрии, сводится к тому, что такого народа как евреи нет и никогда не было, ате, кто сейчас живет в Израиле, это потомки разных племен и народов из разных стран, некогда принявших иудаизм. 
   Особенно "подробно" Занд рассуждает о царстве хазар, при этом признавая, что никаких археологических свидетельств на этот счет не существует, они даже никогда не проводились. Но в данном случае это его не смущает.
   Для чего понадобилась Занду такая избирательность "аргументов"? Чтобы доказать:евреи, ныне живущие в Израиле,  вовсе не потомки древних израильтян, и потому никакого права на эту землю не имеют. Думает ли он так на самом деле, знает только он сам. Книга не убеждает ни в силе его "аргументов", ни в его убежденности.
   А вот мысль о ее коньюнктурности появляется. За книгу "схватились" во многих странах:еще бы, такая сенсация, оказывается евреев на самом деле нет, это все их же выдумки (ведь сам еврей пишет об этом!), и значит у этих людей без рода и племени нет права иметь свое государство на Священной Земле.
   Вряд ли этот всплеск интереса к книге Занда будет долгим. Мощнее "аргумента", чем сама Библия нет и быть не может. Люди, которые стремятся ухватиться за "коньюнктурный" хвост, были и будут всегда. Несколько лет назад один израильский ученый опубликовал в одном из англоязычных журналов  статью о том, что никакие скрижали Моисей  от Бога не получал, это были у него галлюционные  видения под действием наркотической травы, которая часто встречалась на пути сорокалетнего странствия еврейского народа.


Рецензии