В филармонии. Короткий рассказ 18

     Описанные события происходили в советские времена, когда культурой занимались далекие от искусства люди. Для них это был легкий и приятный заработок. Не умея руководить, они превращали культурные заведения в место, где процветали подхалимство, приписки, угодничество, лживость.
     В филармонию Лиза раньше ходила только на концерты. Но неожиданно  ее, по знакомству, приняли сюда начальником оперативного отдела. Женщина имела высшее педагогическое образование. Ей предстояло организовывать разные концерты. Директор филармонии - приятный мужчина, средних лет, с огромными связями в мире культуры. Он сразу объяснил Лизе ее обязанности, вручил журналы и просил внимательно записывать все концерты. Особенно он делал акцент на том, чтобы Лиза была послушной и благодарной. Молодой женщине импонировал этот милый человек. Он умел красиво общаться и производил впечатление знающего человека. Женщинам, особенно нужным, он щедро дарил комплименты. Они сыпались из него, как из рога изобилия. Искрометно шутил, мог всегда рассказать свеженький анекдот.
     Он часто сам ездил в Москву и там договаривался с артистами о гастролях в местную филармонию. Это было замечательно. Но у Юринова - так звали директора - была одна плохая черта. Память у него была не мощная.  Он постоянно забывал сообщать в отделе о своих договоренностях. И по этой причине все время происходили разные нестыковки и сбои в работе. Все было бы ничего, если бы он вину брал на себя. Но Юринов решительно отказывался признать себя виновным. Нет, он обвинял в своих промахах работащих с ним людей. Некоторые возмущались и покидали филармонию, другие - оставались и были козлами отпущения. Свои планерки он превращал в выволочки персонала.
     "Почему сорвался концерт Сидорова?" - спросил он в очередной раз Лизу. Та от такого возмутительного вопроса просто растерялась. Он же сам, как обычно, забыл включить концерт в план, и все пошло наперекосяк. Но ему нужен был козел отпущения. Он был уверен, что Лиза смолчит, поэтому начал при всех отчитывать женщину: "Если так будете работать, нам придется расстаться", - сказал он строго. Женщина вспыхнула, заплакала, вскочила и убежала в туалет выплакаться от такой несправедливости и привести себя в порядок. На следующей планерке он уже опасался критиковать Лизу, чтобы не спровоцировать новую бурю эмоций. Но в этот раз на планерке не оказалось Тарасова, начальника транспортного отдела, и Юринов за глаза начал распекать его, не жалея красок и выплескивая свое негодование за плохую работу филармонии, в которой он был повинен сам. В этот раз слез не было. Все молчали. Постепенно Юринов понял, что очень удобно критиковать того, кого нет на планерке. И каждую планерку он строил на отсутствующем работнике. Задним числом разбираться с ним уже никто не хотел.
     Лиза очень старалась. Даже когда не хватало операторов для сопровождения на гастрольных маршрутах, она ехала сама, хотя это не входило в круг ее обязанностей. Однажды, когда она вернулась с Валаама, где она организовывала гастроли народной чтицы Зинаиды Козловой, в свой кабинет ее пригласил Юринов для серьезного разговора. "Скажите, почему у нас так мало концертов? Раньше в месяц проводилось по 40 - 50, а теперь только 17?!" - "Иван Семенович! Мы с Вами работаем вместе - планируем, организуем. Сколько запланировали, столько и сделали!" - такой разгневанной  и возмущенной раньше Юринов Лизу не видел. Он с укором посмотрел на нее, но не решился в открытую сказать, что надо концерты приписать. Он чувствовал, что за этой хрупкой на вид женщиной скрывается сильный характер. Он еще хлебнет с ней горя. Поэтому он больше ей ничего не сказал, а велел идти. Он вдруг понял, что Лиза не будет послушной, поэтому лучше ее выжить.
     На каждой планерке он стал говорить, как плохо работает Лиза. Женщина стала защищаться, не молчать, а говорить, обвиняя в промахах самого Юринова. Планерки начинали походить на петушиные бои, из которых оба выходили разгоряченные и опустошенные. Лиза замечала, что чем резоннее ее доводы, тем нахальнее были наезды начальника. Однажды Лиза тихо сказал: "Я вас совершенно не понимаю. В отдел культуры что ли пойти?" - "Ах, ты мерзавка", - сказал Юринов, но чуть-чуть притих. После очередной выволочки Лиза пошла в министерство культуры на прием к министру и рассказала там о трудностях в работе, о конфликте начальника с коллективом. Министерство культуры возглавлял приятель Юринова, бывший актер. Он пожал Лизе руку и обещал во всем разобраться и поправить Юринова. Но вечером министр с женой был в гостях у Юринова, и они вместе обсуждали демарш Елизаветы.
     Прошло время. Все оставалось по-прежнему. Юринов не менялся, а наезды на коллектив и Лизу продолжались. Терпение женщины лопнуло. Она обратилась в отдел культуры Обкома партии. В кабинете ее встретила преприятнейшая дамочка. Она рассказала о директоре, о том, что от его самоуправства и самодурства страдает персонал и просила поправить его. Партработник поблагодарила Лизу за то, что она пришла именно к ней. А вечером был концерт местного композитора - мужа той самой дамы, у которой была Лиза. Юринов и композитор горячо жали друг другу руки и счастливо улыбались. Счастлива была и жена композитора.
     Лиза поняла, что плеть обухом не перешибешь. Она явно пришлась не ко двору. Там, где царит дух приятельства, подхалимства, приписок и круговая порука, не может быть нормальной работы. Отношения с директором окончательно и бесповоротно испортились. И однажды Юринов пригласил своих приятелей и велел Лизе сдать журналы. Лиза ушла, оставив журналы на столе.
     Через полгода она узнала, что новый начальник оперативного отдела не сработался с Юриновым. Он оказался честным человеком и поэтому не захотел подхалимничать, заниматься приписками и подстраиваться под этого, насквозь пропитанного ложью субъекта. А еще через пару лет в местной газете появился разгромная статья о конфликте коллектива с директором филармонии. После этого материала Юринова с позором уволили, а победительница стала директором. Лиза была рада такому финалу и сожалела, что у нее не хватило сил довести борьбу до конца.

2012-07-14  суббота


Рецензии
Добрый вечер! Знаете, вначале показался рассказ, как рассказ - любительский, но жизненный. Но через минуту сложилась интересная картина. Не знаю, задумывали ли Вы именно такую аллегорию сознательно ли, подсознательно ли, или просто раскрыли некий жизненный закон. Но у меня возникла ассоциация с сегодняшними событиями: нравственными спорами, оппозиционными настроениями в СМИ и вокруг: "хватит ли сил или не связываться?". Независимо от моего личного отношения к этим событиям, в таком контексте произведение ощущается глубоким, а такой стиль ему особенно "к лицу", как первые две главы "Что делать" Чернышевского.

Борис Денисенко   15.07.2012 00:03     Заявить о нарушении
Борис, спасибо. Неожиданно приятно получить такое мнение. Я обозначила свой жанр как "рассказики из жизни". Так было, и поэтому это еще и ценный опыт для кого-то. С системой связываться тогда было небезопасно. Так казалось героине, но жизнь опровергла ее мнение. И это тоже хорошо.

Панбэлла1   15.07.2012 17:17   Заявить о нарушении
Как реальный опыт этот случай тем более интересен

Борис Денисенко   16.07.2012 02:42   Заявить о нарушении