Не те пять букв

Василий Алексеевич Петров был обычным, ничем не примечательным пенсионером. Ему несколько месяцев назад стукнуло 75 лет. Всю свою жизнь он проработал на заводе «Красный большевик», выпускавшем секретное оборудование для космической промышленности. В девяностые годы завод этот перестал работать, поскольку никому его продукция тогда была не нужна. Как раз тогда Василий Алексеевич вышел на пенсию, но он в то время жалел, что дожил до этого момента. Государство так «щедро» благодарило нашего героя, что ему не хватало этих, с позволения сказать, денег даже на неделю: настолько мало они стоили.  Правда, через несколько лет его пенсии кое-как стало хватать на месяц, но он всё равно влачил жалкое существование. Всё же 3000 рублей даже по тем временам серьёзными средствами не были. Ещё через некоторое время ему стали платить по 7500 рублей, поэтому он мог уже не только более или менее нормально жить, но и стал откладывать по 1-2 тысячам на свои похороны (такие уж наши пенсионеры). Так и продолжалось у него до недавнего времени, казалось, что всё теперь в порядке, что государство наконец-то отблагодарило заслуженного пролетария за его доблестный труд во благо Родины. Но не тут-то было.


Прежде чем приступить к описанию того, что случилось, нужно, разумеется, сказать побольше про саму личность Василия Алексеевича. 


Родом он был из крестьян деревеньки Захолустово Безвестной области. Родители – обычные колхозники. Отец, бывший пастухом, погиб на войне. Мать тоже была обыкновенной деревенской жительницей, работала фельдшером в медпункте. Одна растила пятерых детей, Василий Алексеевич был четвёртым ребёнком в семье. У него было три брата и только одна сестра. Все братья, которые были старше нашего героя, к этому моменту уже умерли. В живых осталась лишь сестра, Анна Алексеевна.


В 15 лет, не окончив школу, наш герой переехал в областной центр, где поступил в какое-то ПТУ. Через три года он его окончил, после чего его забрали в армию. Служил он в Восточной Германии. Через три года Василий Алексеевич демобилизовался, вернулся в тот город, где он учился в ПТУ, там пошёл работать на тот самый завод «Красный большевик». В 23 года женился на Елене Игоревне Крючковой, такой же обычной крестьянке. Через несколько лет у них родилось трое детей: сыновья Андрей и Максим, а также дочь Ксения. И жили они спокойно, получали заслуженные 500 рублей в месяц на пятерых. Но детей они подняли, хотя и воспитывали в строгости. Выросли из них достойные люди, хотя и уехали все в Москву. Андрей и Максим стали геологами, Ксения пошла работать на хлебозавод. Все они уже женились, родили внуков, которых отправляли на лето к Василию Алексеевичу и Елене Игоревне. Внуки эти были единственной отрадой для стариков. Вот с этого и начинается наша история.


У младшего внука, Лёньки, как раз наступал день рождения. Ему исполнялось 8 лет. Бабушка с дедушкой решили сделать ему подарок, который он уже очень давно хотел. Они решили подарить ему велосипед, первый в его жизни. Нашли очень хорошую модель в магазине: с двумя дополнительными колёсами, чтобы научиться кататься, с дисковыми гидравлическими тормозами, тридцатью скоростями. В общем, это был такой велосипед, о котором можно только мечтать. И хотя стоил он очень дорого, целых 40 тысяч, Василий Алексеевич и Елена Игоревна решили его купить, чтобы порадовать любимого внука. Но денег с собой у них не было, поэтому Василий Алексеевич сказал, что зайдёт с деньгами на следующий день. Всю дорогу они представляли себе, как обрадуется такому щедрому подарку Лёнька. Он просто был бы на седьмом небе от счастья. Они уже не жалели денег на своих внуков, потому что считали, что им уже деньги откладывать не на что, кроме похорон. А все деньги, не потраченные на продукты и квартплату, они оставляли на похороны и баловство внуков. Хотя эти деньги были очень небольшими.


И вот когда Василий Алексеевич увидел, сколько денег у них есть, он опечалился:
-Ленка, у нас же только 35 тысяч, что делать-то?
-Давай я к Панкратовым схожу, 5 тысяч займу.
-Ну давай, они точно одолжат.


Панкратовы были соседями Петровых по лестничной клетке. Это были очень добрые старики, Анна Сергеевна и Виталий Наумович. Они были соседями Петровых вот уже 35 лет, и между семьями сложились доверительные, практически родственные отношения. Поэтому они спокойно давали друг другу деньги в долг до очередной зарплаты, а затем и пенсии.


Василий Алексеевич вошёл в квартиру Панкратовых. На пороге его встретил Виталий Наумович.
-Ну здравствуй, Виталий Наумович,- начал наш герой.
-Здравствуй и ты, Василий Алексеевич,- ответил сосед.
Потом подошла с кухни и Анна Сергеевна, они поздоровались.
Затем гость стал объяснять суть дела, по которому он зашёл. Выслушав, в чём дело, Виталий Наумович сказал:
-Ну как тебе не помочь, столько знакомы, да и ещё повод такой. Ты же не против, Аннушка?- спросил он у жены.
-Конечно не против, пусть побалуют внучка.
Тогда Виталий Наумович достал из тайника под диваном 5 тысяч одной купюрой и дал их своему соседу.
-Спасибо тебе огромное, Наумыч, что бы я без тебя делал. С пенсии верну всё.
-Да ничего, вернёшь, когда сможешь.
-Хорошо, обязательно верну. Спасибо тебе ещё раз, пойду я, до свидания.
-До свидания, Алексеич,- сказал Виталий Наумович и закрыл дверь.
Наш герой вошёл в свою квартиру, сказал жене, что Панкратовы денег ему одолжили.
-Тогда пойдём завтра покупать велосипед Лёньке,- сказала Елена Игоревна.


На следующий день они купили велосипед. А ещё через день был день рождения Лёньки, и бабушка с дедушкой сделали ему такой давно ожидаемый подарок. Внук, разумеется, был ему очень рад.


А на следующий день после Лёнькиного дня рождения Петровым должны были дать пенсию. Обычно её приносила милая девушка 25 лет, которую старики называли Катюшей. Она часто приходила после обеда, но в этот раз явилась позже обычного, в восемь вечера.
Когда в это время прозвенел звонок, Елена Игоревна с нетерпением пошла открывать дверь. На пороге была Катюша. Но выражение лица у неё было какое-то странное, не такое весёлое и жизнерадостное, как обычно. Причина этого сразу же разъяснилась. Катюша сказала:
-Что-то сегодня пенсия только для Вас, для Василия Алексеевича не принесла, там какие-то проблемы возникли, должны через 2-3 дня принести.


Петровы от этого не расстраивались. Такие задержки иногда случались. Дело кончалось всегда благополучно, уже через пару-тройку дней пенсия доходила до получателя.
Отдав Елене Игоревне её 7000 рублей, Катюша ушла. Петровы решили повременить с возвращением долга Панкратовым. Василий Алексеевич решил вернуть им деньги после того, как принесут его пенсию.


Но прошло два дня, три, четыре, а пенсии всё не было. Вот тогда Петровы решили узнать, в чём же дело. Сначала Василий Алексеевич попытался позвонить на почту, потому что все доставка всех пенсий проходила именно через неё. Однако линия всё время была занята, и пришлось нашему герою идти полтора километра до ближайшего отделения. Простояв полчаса в очереди, он спросил у дежурившей девушки о своей пенсии. Та ответила, что в данной ситуации почта ни при чём, и посоветовала обратиться в районный СОБЕС. Однако в тот день уставший Василий Алексеевич уже не мог идти туда, поэтому он заказал такси до дома. Рассказав обо всём жене, он решил, что завтра же пойдёт разбираться в СОБЕС. Елена Игоревна сразу же поняла, что дело тут нечисто, и возиться с ним придётся долго. Да и Петровы всё ещё не отдали 5 тысяч Панкратовым, а тем срочно понадобились деньги на ремонт холодильника. Василий Алексеевич сказал:
-Да что уж, делать нечего, придётся из твоей пенсии сейчас отдать, уж как-нибудь проживём пока на 2 тысячи.

 
Другого выхода и не было. Ждать, когда деньги пришлют дети, пришлось бы долго, а больше вариантов не было никаких. Поэтому вечером того же дня Елена Игоревна отдала Панкратовым их деньги. Она даже не упомянула про проблему, свалившуюся на их семью. Решила, что сор из избы не выносят.


На следующий день Василий Алексеевич, как и обещал, отправился в СОБЕС. Как и на почте, ему пришлось простоять в очереди около 30 минут. Затем ещё 20 минут ждал, пока не разберутся с его проблемой. Наконец, позвонив в несколько разных организаций и перебрав кучу справок, милая молодая девушка спросила у нашего героя:
-У вас паспорт с собой?
-Да, с собой, а что такое?- сказал Василий Алексеевич, поняв, что дело серьёзное и разбираться придётся долго.
-Сейчас посмотрим,- сказала со вздохом девушка.
Посмотрев в паспорт, девушка удивлённо сказала:
-Петров Василий Алексеевич,- прочитала она, особенно ударяя на отчество.- Странно, а почему вы во всех базах данных значитесь с отчеством Александрович?
 Наш герой несколько секунд помолчал, думая, как такое могло произойти.
-Не знаю,- сказал он наконец.
-Видимо, произошёл какой-то сбой, передряги, вот и перепутали где-то, вписали отчество Александрович вместо Алексеевич. Не те пять букв, иногда такое бывает,- равнодушно сказала девушка.
-Но что же мне делать?- спросил глубоко удивлённый Василий Алексеевич. Он чувствовал в этот момент только удивление, как такое вообще могло произойти, как можно было взять и перепутать отчество, если 15 лет всё было нормально, а тут вдруг ошиблись.
-Напишите заявление, что вы именно Алексеевич, сделайте копию паспорта, страхового полиса и пенсионного удостоверения, чтобы это доказать, потом уже вам скажут, что ещё надо делать. Вот вам заявление и образец заполнения,- сказала девушка, протягивая нужные бумаги.


Василий Алексеевич заполнил заявление, тут же снял копии с паспорта, а также страхового полиса и пенсионного удостоверения, которые он на всякий случай тоже захватил с собой. Отдавая девушке все эти бумаги, он спросил, как скоро проблема решится, и когда ему принесут пенсию. Девушка сказала, что зависит это от того, как быстро заявление дойдёт до пенсионного фонда.
-В случае проблем приходите к нам или в пенсионный фонд,- сказала она.
-Ну спасибо, помогли,- сказал на прощание Василий Алексеевич, хотя на самом деле и особой помощи они не оказали.


Когда наш герой пришёл домой и рассказал всё жене, Елена Игоревна неодобрительно покачала головой, сказав:
-Нет, Вася, это дело надолго на месте застынет. Нескоро у нас дела делаются, месяц точно придётся ждать, если не больше.
Василий Алексеевич пытался возражать своей жене, хотя в глубине души и понимал, что она говорит чистую правду. Но надежда у него ещё была.


Елена Игоревна, как и её муж, сначала удивилась тому, что его отчество перепутали. Она тоже не понимала, как такое могло произойти, что сразу во всех инстанциях произошёл компьютерный сбой.
-Я всегда не доверяла всем этим компутерам,- сказала Елена Игоревна, произнеся слово «компьютер» через «у» и с мягким «т».
-Да уж, вот она, новая техника, одни проблемы от неё,- согласился с ней Василий Алексеевич.


Через три дня в доме Петровых раздался телефонный звонок. Василий Алексеевич взял трубку. Ему сказали срочно прийти в пенсионный фонд, чтобы разрешить некоторые проблемы. Сказав об этом жене, он тотчас же пошёл. Там ему сказали, что его дело быстро не пойдёт, поскольку нужно поменять данные во всех базах, а это может занять много времени. Но там же нашему герою сказали, что можно ускорить этот процесс, если заплатить определённую сумму. Когда ему сказали про 50 тысяч, старику стало плохо. Он понял, что без этих денег его дело не продвинется далеко, если вообще продвинется. Однако таких немыслимых для пенсионера денег у него попросту не было, он мог только кое-как наскрести 2 тысячи, оставшиеся с пенсии его жены. А тут ещё пришла платёжка на квартплату, так что денег у Петровых не было вообще, да и не предвиделось. И все эти мысли промелькнули в голове Василия Алексеевича за считанные секунды. А потом, когда он уже полностью понял, что от него просили, ему стало плохо. Он чуть не потерял сознание, и из пенсионного фонда его вывезли на «скорой». Вскоре выяснилось, что с ним случился инсульт, а за несколько лет до этого он уже переносил микроинсульт, только тогда он перенёс его без последствий. Однако второй инсульт уже не мог пройти так легко. Узнав о том, что произошло с его мужем, Елена Игоревна сразу же приехала в больницу. Она просидела рядом с ним до его последнего вздоха. Несколько дней после случившегося Василий Алексеевич ещё жил. Но на седьмой день с ним случился паралич, резко стало хуже, он уже чувствовал, что умирает. Перед смертью он сказал своей жене такие слова:
-Разберись с ними ради меня, это всё они виноваты…
-Васенька, кто они?- не поняла сначала слов мужа Елена Игоревна, но он уже не успел ей ответить.


На следующий день, узнав о трагедии, приехали дети. Ещё через 2 дня были похороны, куда кроме детей, внуков и Панкратовых пришли ещё очень многие знакомые старой семьи Петровых. Деньги на похороны дали дети, поскольку у Елены Игоревны сейчас не было ни рубля. На похоронах внук Лёнька искренне плакал, виня и себя в том, что умер его дед, ведь если бы не этот дорогой велосипед, то положение бабушки и дедушки не было бы таким плачевным. Но Елена Игоревна успокаивала его, поскольку виноват был не он, а те самые они, про которых говорил её уже покойный муж. Только тогда она поняла, кого он подразумевал под ними. Это были работники пенсионного фонда, СОБЕСа и множество чиновников, вся эта бездушная бюрократическая машина, безжалостно перемоловшая её мужа. Об этом она рассуждала всю дорогу с поминок.


Дети с внуками остались у Елены Игоревны до девятого дня, а после этих поминок поехали, оставив ей 15 тысяч. И жила она в одиночестве, лишь изредка навещаемая родными. И каждую ночь ей снился её любимый Васенька, который умер от такой нелепой и страшной причины…


P.S.
Елена Игоревна всеми силами пыталась исполнить последнюю волю своего мужа. Но, разумеется, все её попытки были безуспешны, поскольку доказать то, что он умер из-за равнодушия и цинизма чиновников, было просто невозможно. Поэтому земным судом их нельзя было наказать, а Елена Игоревна всё надеялась на суд божий, в который она искренне верила. Она надеялась, что хотя бы после смерти этих бездушных подлецов справедливость восторжествует.


Рецензии