Рассказы охотника

                БЕСПЕЧНЫЙ  РЯБЧИК
Из-за поворота показался мост, ведущий от поселка к лесосекам. Николай заглушил мотор и взял в руки вёсла.  В несколько гребков он подогнал лодку к берегу и выровнял её вдоль русла реки. Течение у берега не такое сильное, как на стремнине, а до моста ещё метров семьдесят, так, что причалим аккуратно, мимо не пронесёт.  Шестом я промерял глубину - чуть выше колена.   Подняв голенища своих резиновых бродней я ступил в воду и, ухватив лодку за цепь, вытянул её на берег.  Николай, взявшись за лямки рюкзака, поднял его двумя руками и подтащил к борту. « Слушай, да он у тебя не подъёмный, до Чима отсюда три километра, замучаешься  его тащить». « Сколько - ж ты рябчиков – то настрелял»? «Да рябчиков там не особо много, дай бог дюжин пять будет, основной вес на рыбу приходится».  « Хрена – се не много и за сколько времени ты их набил»? «Неделя, Саша в прошлую пятницу меня в тайгу закинул». «Тогда действительно не много. Всё в Москву повезёшь»?  «Всё,  приятелю полтинник через неделю, вот это ему к столу подарок». « Знатный подарок. А не протухнут за неделю – то? Итого почитай две будет». « Нет, я их выпотрошил, резаным чесноком нутро набил, да солью и горчичным порошком пересыпал. В понедельник буду в Москве, сразу в морозилку».  « Что их вымачивать надо знаешь»?  « А то, я ведь каждый год их от Вас вожу, супчики ребятне своей варю».  « А рыба»? «Рыба ёщё живая, крапивой и папортником переложена. Как Саша меня на заимку бросил  я первым делом морды плётёные понаставил и только сегодня с утра весь улов то и оприходовал». « Рыбу тоже ему отдашь»? «Если захочет, но вообще - то рыба ему ни к чему, что он щук да хариусов не видывал, а вот рябчик на столе - экзотика».  Николай достал сигареты, прикурил и глубоко затянулся. «Всё время к Рудакову ездишь»? «Всё время, в основном по осени, как сейчас, зимой только один раз был». « И давно ездишь»?   « Да уж лет восемь будет».   
      Я вспомнил, как Саша вывел меня в тайгу на рябчика первый раз.  «Самые удачные вылазки на рябчика получаются с утра и вечером, когда ты идёшь вдоль реки и посвистываешь в манок» - учил Саша.  «Рябчик ольховые почки склёвывать к реке прилетает и на манок откликается, вот тут ты его и добудешь».  День мы проходили по лесу, к реке, правда, не подходили. За это время я настрелял всего лишь пять лесных курочек в отличие от моего проводника и наставника, который за это же время, не напрягаясь, сумел добыть их две дюжины.  В сумерках, мы подошли к охотничьей заимке на берегу Пинедъели ( название реки). Саша пошёл ловить хариуса, а я занялся растопкой печи и приготовлением ужина. Уже совсем стемнело, когда он вернулся. Улов оказался солидным три десятка хариусов величиной чуть больше ладошки плескались в ведёрке.  После ужина мы почистили и выпотрошили всю рыбу и засолили её в насыщенном растворе соли. «С утра позавтракаем малосольным хариусом, буханка чернушки у нас осталась, так что как раз под свежую малосолочку» - Сказал Саша.  Спать пока не хотелось, и он начал рассказывать как дядя, профессиональный охотник, учил его лесной науке. «Мудрый мужик был, показал и объяснил, как стрелять из гладкостволки  надо, и когда первый раз одного в лес выпустил, дал только один патрон». Сказал так: « Добычу принесёшь - ещё один получишь, не принесёшь – неделю дома по хозяйству работать будешь».  «Вот такой у меня был стимул» « Ну и как?» - Спросил я. «Старался, выцеливал добычу очень тщательно, дистанцию соответствующую выбирал, вот его стараниями и научился стрелять прилично ». « И не мазал?» « Как не мазал, всяко случалось, особенно когда себя большим мастером считать начал. Тогда разговор короткий – неделя домашних работ и никакой охоты». «А ещё он очень грамотно курить меня отучил. Увидел, что я пацан 12-ти летний курю, ругать не стал, изобразил восторг. «Классно»  говорит, «ты Санька совсем взрослый мужик стал.  Ну а глубоко затянуться и быстро сказать - СШИТ КОЛПАК ДА НЕ ПО КОЛПАКОВСКИ, НАДО КОЛПАК ПЕРЕКОПОЛКОВАТЬ ДА ВЫКОЛПОКОВАТЬ, так, что - бы дым не вышел, сумеешь? Если сумеешь, тогда совсем орёл будешь.  Я глубоко затянулся и начал говорить.  И что? А то, что с тех пор не курю.» 
  С утра, позавтракав малосольным хариусом с черным хлебом и выпив по кружке хорошо настоявшейся чаги, мы двинулись в сторону  лесовозной дороги в надежде, доехать с попутным грузовиком  до посёлка.   Приспичило, нам одновременно. Спустив портки, и усевшись в метре  друг от друга,  мы неторопливо беседовали о различных напастях типа энцефалитного клеща и ядовитых змей. Саша рассказывал, что лес по всей округе чистый, клеща нет, гадюки, правда, встречаются, но редко, а высокие резиновые сапоги служат надёжной защитой от этой напасти, как неожиданно метрах в 40-45 от нас на нижние ветви ели сел рябчик.  Он был прекрасно виден с нашего места расположения. Азарт взыграл мгновенно  в обоих душах. Саша повернул ко мне голову, приложил палец к губам. После этого он показал на моё ружьё. Я взял в руки свою ТОЗ БМ, переломил стволы, и зарядил ружьё патронами с восьмеркой в пластиковых контейнерах. Потом отжал оба спусковых крючка, взвёл курки и отпустил спусковые крючки.  Ухватив ружьё за цевьё направленное стволами в сторону жертвы, я вытянул левую руку по направлению к Саше. Он также без звука взял ружье и, не меняя положения тела, прицелился в птичку. Грянул выстрел, рябчик свалился на землю.  «Ну вот» - сказал я, «Ты только что открыл новую эру в позициях стрельбы. В биатлоне есть позиции: стоя, с колена, лёжа. Ты стрелял с позиции “сидя на корточках “ и стрелял успешно, ты первый в мире кто это сделал. Твоё имя должно войти в историю  мировой спортивной охоты»  Он искренне расхохотался. « А ты уверен, что только я»? «Уверен, других я не видел». «Так кто-то ещё мог видеть, а ты этого не учитываешь. Так что замнём этот эпизод и продолжим наш путь».   Вспомнил я и другой случай: в третий или четвертый  мой приезд ему  позвонили из Сыктывкара и попросили настрелять рябчиков, для какого – то  большого начальника. Так он за пол - дня  добыл 22 птицы.  Утром ушёл, а к 12 - ти вернулся.  На его фоне мои успехи были куда более скромные.  Следуя его науке, я выходил с утра на реку с манком и, посвистывая, подстерегал добычу. На вечерней зорьке всё повторялось, только на другой стороне реки.   Наибольшее количество пернатых трофеев, которое мне удалось добыть в этот раз за один выход, составляло семь штук.  А мой личный рекорд по числу добытых за день рябчиков в прошлые годы достиг девяти рябков.  Я очень здорово приспособился ходить на них с биноклем. Очень часто эта махонькая птичка садится на нижние ветви елей.  Мощная оптика позволяет разглядеть добычу с очень приличного расстояния. Обычно я шёл вдоль лесного массива по дороге или опушке и внимательно высматривал в бинокль потенциальную жертву, тщательно осматривая нижние ветви елей.  Когда замечал добычу, то намечал пути подхода так, что - бы подойти на дистанцию выстрела и не спугнуть птицу.  Патроны для такой охоты я  снаряжал восьмеркой или семёркой, насыпанной в пластиковый контейнер и иногда пересыпанной картофельным крахмалом для увеличения кучности выстрела.    Боеприпасом, снаряженным таким образом, я смело стрелял с расстояния 45-50 метров и всегда  успешно.  А вот глубине леса техника охоты совсем другая,  бинокль в чаще не помошник. Да и снаряжение патрона требуется другое.  В лесной чаще  к рябчику необходимо подобраться как можно ближе, поэтому осыпь (рассеивание) дроби после выстрела должна быть значительно  больше. По этой причине  для охоты в густом лесу  дробь в гильзу я засыпал без контейнеров, и обычно это была восьмёрка и девятка.  Чтобы не спутать тип снаряжения патрона я всегда патроны с контейнером снаряжал в пластиковые гильзы, а без контейнера в папковые. 
     Я нагнулся к лодке и взял рюкзак. «Погоди, что так и пойдешь»?  Спросил Николай. «А как надо»?  Поинтересовался  я.  «Так у тебя ещё пол фляги есть этого твоего коньяка крепкого». « Есть» Подтвердил я.  «Так это, неужто потащишь». «Потащу».  Мой ответ расстроил его до глубины души. «А как же прощальная на посашок»?  « Так у меня - то посошка нет, вот только рюкзак неподъёмный да ружьё и сегодня вечером на поезд надо успеть».  Колька совсем упал духом. «А мне не дашь хлебнуть?»  «Не дам, опасно, грех на душу брать не хочу. Это спирт коньячный, 70-ти градусный, развезёт тебя, случится что, а потом всю жизнь каяться буду».  Он крепко задумался. « Ну а если я сейчас пить не буду, а дома его выпью»?  « Это меняет дело», Глаза Николая вспыхнули радостным блеском  « но Саша Рудаков тоже этот напиток любит». Блеск погас. « Ну хорошо, что ты за него хочешь?»  Я почесал затылок и сказал: « Да у вас здесь такого нет».  «Да ты скажи, глядишь и сыщем, не сейчас так потом отдам в следующий твой приезд или Сашке передам, а он тебе вышлет».   « Хорошо Коля, слушай, хочу я тёщу, да такую, что - бы  самогон гнала, баню топила, блины – пироги пекла, огурцы солила капусту квасила и зятя веником не гоняла». На Кольку было жалко смотреть,  в его глазах откровенно читалась напряжённая работа мысли: «Во, чудило московский, загнул, да где - ж  я ему такую бабу нарою». А мне ответил: « А у нас бабы самогон не гонят». « Вот видишь, я как нутром чуял, что у Вас таких нет». « Погодь, да ты - ж  говорил, что детей имеешь» « Имею», подтвердил я. «И жена есть?» « И жена есть». « А тёща?» « А была бы тёща, я бы тебя не спрашивал». «Так ты счастливый мужик» « А вот если найдешь мне самогонщицу с баней, ещё счастливее буду?»  Колька совсем приуныл. «А вместо бабы на рога лосиные или оленьи поменяешь»? « Нет, Коля не  поменяю, если я с рогами с охоты приеду, все соседи скажут, что жена мне рога наставила, нельзя». «А если шкуру выделанную дам»? Да у Саши две моих с позапрошлого года валяются, всё забрать никак не могу. Понять, что я развлекаюсь, было выше его возможностей. Чувство юмора у моего провожатого отсутствовало напрочь. «Ладно, хрен с тобой, забирай», сжалился над ним я. «Куда перелить есть»?  Его лицо мгновенно просветлело «Вот, термос».  Он вымыл термос в реке, слил из него всю воду.  Я перелил из своей почти полной литровой фляги    коньячный спирт в его термос, плотно загнал пробку и завинтил колпачок. Потом достал из рюкзака рулон скотча (клейкой липкой лены) и полностью обмотал термос с колпачком так, что -   бы его нельзя было отвернуть. «Нож давай» - Сказал я. «Зачем?» « Что - бы ленту не разрезал, руками то не отдерёшь,  иначе термос не отдам». Он тяжело вздохнул « А вернёшь как?» « У Саши оставлю, придёшь, заберёшь».  Он расстегнул  ремень, снял ножны и протянул мне. Я нацепил его нож рядом со своим и поставил термос на дно лодки.  «Рюкзак помоги одеть». Николай снизу двумя руками  взял рюкзак за низ, кряхтя поднял его, я просунул руки под лямки,  подогнал их по длине и застегнул поясной ремень рюкзака. « Ладно, Коля, счастливо» « И тебе путь добрый» - Ответил Николай.   Оттолкнувшись веслом,  он вывел лодку на середину реки, завел мотор и  пошёл вниз по течению.  Я перекинул ремень ружья через голову и стал высматривать, как удобней подняться по склону на дорогу.  Выбрав  место, где склон был не очень крутой,  я,  хватаясь  руками за кусты начал  карабкаться вверх.  Поднявшись на склон, я  отдышался и повернул в сторону дороги.  То, что я увидел, было совершенно невероятно – на старом загнившем пеньке, на котором  выросли кустики брусники, метрах в 17-ти, 18-ти от меня сидел рябчик.  Я замер.  Рябчик взглянул на меня, склонил голову на  бок, и повернулся боком.  Он не улетал. Это был крупный, откормленный и что очень странно не пуганый  рябчик.  Я стоял как каменный столб и даже дышать старался через два вдоха,  на третий.  Одно резкое движение и он улетит.  Передо мной возникла дилемма - с одной стороны уйти  и оставить такую желанную добычу  для любого настоящего охотника  просто немыслимо. С другой стороны - как мне без шума снять тяжеленный рюкзак, зарядить ружьё и сделать выстрел.  И потом, снова надеть рюкзак,  будет не просто.  Пока я стоял и думал рябчик прыгал по пеньку и клевал спелые ягоды брусники.  Мой взгляд упал на мост - деревянные перила на  высоте около метра. Эта ситуация решила всё, поставлю рюкзак на перила и продену руки под лямки. Я медленно  снял ружьё.  Очень и очень медленно  стал опускаться на корточки, сел до упора, положил ружьё на землю, завалился на спину, на рюкзак,  беззвучно расстегнул пряжку на поясном ремне рюкзака и освободил плечи от лямок.  Дотянулся до ружья и зарядил его.  Теперь надо беззвучно встать на ноги.  Я взглянул на пенёк, по которому прыгал рябчик и сообразил, что могу стрелять не вставая, лежа спиной на рюкзаке. Пенёк и цель на нём  попадали в сектор  обстрела из положения - лёжа  спиной на рюкзаке, стрелять, было удобно.  Я взял ружьё на изготовку и прицелился в голову. Шансов у рябчика не было. После выстрела птичка лежала на земле, снопом дроби снесло кустик брусники. Я распотрошил добычу, положил её в рюкзак и,  надев его, двинулся по дороге в сторону посёлка.   
  Домой я уехал вечером в тот – же день.
 На дне рождения  рябчик с брусникой  и  грибами жареный в сметане был гвоздём программы. Правда, повозиться пришлось прилично,  но результат того стоил.  Гости моего друга очень и очень сетовали, что порция такая маленькая, хвалили Севу, говорили, что он молодчина потому,  что в магазинах «Дары природы» такую замечательную боровую дичь  купить совсем не просто.            
      


Рецензии