Рассказы охотника

                «ЗИМНИЙ»  ЛОСЬ    

       В декабре на северо-западе Коми морозы за тридцать не редкость.  Да и снега случается, наваливает столько,  что  избы в деревнях и посёлках под крышу заметает.  Правда год на год не приходится,  но кто знает, какие сюрпризы, погода приготовит в этот раз.  Саша Рудаков давно приглашал меня  зимой  с собакой на лося поохотиться, вот такая возможность  и появилась.  С пятнадцатого декабря до конца месяца я оформил все отгулы, которые накопились за год.  «Правда, в декабре сохатые без рогов ходят, этих трофеев не будет, но зато за один выход,  возможно добыть пять-шесть штук, здесь тебе и печёночка, и вырезка, и окорок лосиный, и голяшки на холодец, и камус, всего вдоволь» - говорил мне Саша.  В прошлые годы по осени мы с ним вдвоем не один десяток лосей добыли, правда, за один выход больше одного не брали.   А в этом году, в октябре, я ездил  охотиться на  Байкал и мы не виделись.  Ещё в Апреле я написал ему, что в этом году еду осенью в Бурятию, на омуля и кабаргу.  В ответном письме он  приглашал меня приехать в Декабре, поохотиться на «зимнего» лося с лайкой.
     Карельские  лаечки у него знатные. Местные охотники в очередь пишутся, что - бы щеночка для себя приобрести.  Собаки его - добытчики феноменальные,  мастерски владеют техникой  охоты «с подхода».  Находят лося, подают голос.  Лось пытается уйти от преследования, но лайка его не отпускает.  Такая погоня собаки за лосем может продолжаться довольно долго, но вот лось устал от преследования, ему надоело это мелкое, злобное, шумное существо. Он останавливается и пытается отогнать  или прибить преследователя. Но, не крупная, верткая и ловкая собачонка умело уходит от его атак. И вот в этот момент Сашина лайка начинает лаять совсем по другому, с подвыванием.  Она подаёт знак «клиент созрел», ожидает, не бежит.  Дальше всё просто, выбор позиции и выстрел,  иногда два или три. В прошлые годы осенью он демонстрировал мне искусство своих лаек. Это было впечатляюще. Однако осенью охоты с собаками занимали значительно больше времени, чем просто поднять лося и гнать его на стрелка. Оно и понятно, собаке интересно погонять жертву.  А вот зимой, когда снегу в лесу по колено, а то и по глубже, без широких охотничьих лыж не обойтись. Да и на лыжах скорость в лесу не большая, точно выгнать лося на стрелка одному человеку сложно. В таких условиях охота с собакой надёжней и результативнее.
   Итак, если предстоит несколько дней провести в лесу на 30-ти градусном морозе, то и экипировка должна быть соответствующей.  Лыжи и обувь для меня у Саши есть, а вот лёгкую и тёплую одежду подобрать надо самому. Комплект военного зимнего камуфляжа, байковая рубашка, шерстяной трикотаж под низ и свитер из верблюжьей шерсти то, что нужно для таких условий.  Днем тринадцатого декабря, в субботу я сел  в поезд Москва – Сыктывкар. А  четырнадцатого вечером он встречал меня на станции Чим.
   «Я всё подготовил, если хочешь, завтра же и выйдем» - Сказал Саша.  «Конечно, хочу, чего тянуть» - ответил я. «Тогда сейчас займемся экипировкой, а завтра с утра выезжаем».
«В этот раз в окрестностях Благоево охотиться будем. На прошлой неделе от них люди приезжали, жаловались, что я их району мало внимания уделяю, ну вот я и обещал им живого москвича показать,  дескать, специально жду московского гостя, что - бы к ним приехать».  «Ну, показывай, как оденешься».  Весь комплект одежды Саша одобрил. 
« Теперь померяй обувь для зимней охоты» и он протянул мне пару сапожек, сшитых из лосиного камуса.  Левый сапог налез с трудом и жал неимоверно, а правый я вообще натянуть не сумел.  Саша внимательно взглянул на мои ступни и вышел. Минут через десять он вернулся, держа в руках пару белых валенок, подбитых микропоркой. « Ну ка померяй». Эта обувка оказалась впору.  Так, одеваемся и идем смотреть лыжи. 
Он достал из хозблока две пары охотничьих лыж, подбитых камусом, положил их на снег, попросил меня  надеть пару покороче и сделать круг по двору. У меня все получилось и очень не плохо.  « Хорошо, теперь давай вокруг посёлка пройдем, посмотрю, как ты по целине  ходишь.  Это мероприятие заняло чуть больше часа. Саша пустил меня вперёд и внимательно наблюдал за мной.  Моей техникой он остался доволен. Мы вернулись в дом, он побежал в контору звонить в Благоево, что - бы  завтра к утру прислали машину, а я начал собирать и упаковывать рюкзак. 
  Кунг на базе ГАЗ – 66 подошёл только к 10 утра. Мы давно были готовы и ждали транспорт.  Я открыл дверь и поднялся внутрь. Саша начал подавать мне рюкзаки, лыжи, оружие,  другие вещи, которые, я аккуратно укладывал. Потом ко мне запрыгнул его пёсик Промокашка и последним,  поднялся сам Саша. Он постучал по стенке кунга, и машина тронулась. «Ехать то не долго, часа полтора максимум, заедем в Благоево, я тебя с людьми познакомлю, потом машина отвезёт нас в лес, а до заимки, это километров семь, пойдём сами». «Ты фонари взял?» « Большой и маленький и батарейки запасные.» « Взглянуть можно?» Я достал фонарь и вытянул руку в сторону Саши. Буквально в это - же мгновенье моё запястье оказалось в челюстях Промокашки. Он их не сжимал, просто держал мою руку.  « Промокашка, ты чего это, отпусти» - сказал Саша и взял его за ухо. Пес разжал челюсти.  Саша взял его голову двумя руками посмотрел  в глаза и сказал:
« Этого человека обижать нельзя, его надо защищать». Промокашка виновато опустил глаза и улёгся под лавкой.  К собакам своим Саша никого из посторонних  не подпускал,  даже жена и дети имели очень ограниченное общение ними, только тогда когда его не было дома, домашние кормили собак и присматривали за ними. Всё остальное время он занимался собаками сам. « Один хозяин у собаки быть должен, иначе это будет не рабочий пес, а не пойми что».  А с Промокашкой вообще история отдельная вышла. Песик оказался очень активным и любопытным.  В трёхнедельном возрасте он  получил серьёзную травму – сумел пролезть в вольер к козе, которая только вчера родила. Ну и естественно попинала она щеночка очень прилично. Саша его выходил и поставил на ноги,  с тех пор пес платит ему беззаветной преданностью и безоговорочным послушанием. Подобрать ему подходящую кличку долго не получалось, помог случай. Псу было месяцев шесть или семь, Саша взял его на рыбалку, ружьё у него с собой всегда и вот когда он на лодке  к Чиму спускался, подстрелил утку. Щенок мгновенно бросился в воду, схватил добычу зубами и подплыл  к лодке. После он долго – долго отряхивался от воды, водную процедуру принял первый раз. «Промок ты мой хороший» - тогда сказал ему Саша. Вот с тех пор и зовёт его Промокашкой.               
     Знакомство  с членами  Благоевского  охотобщества было коротким. Саша сказал, что на этот раз им выделено 36 лицензий.  Часть закроем  мы с моим гостем из Москвы – он указал на меня. Остальные вы должны закрыть сами, все. Иначе на следующий год число будет меньше. Подготовьте трактор и машину,  я ожидаю хорошей добычи. Если кто-то из нас  придёт, техника должна выйти сразу.
    По дороге на заимку я находился в кабине,  мне следовало запомнить дорогу, я смотрел и фиксировал в памяти как мы ехали. Но вот машина остановилась. Мы вышли, надели лыжи, рюкзаки, взяли оружие и, попрощавшись с водителем,  направились в глубину леса.  Зимний лес, особенно если это лес первостойный, представляет собой фантастически красивое зрелище. Обсыпанные густым, заиндевевшим снегом деревья, стоящие плотным массивом, создают впечатление, что ты попал в сказочную страну, а вокруг волшебный пейзаж. Мягкий, белый  ковер под  ними  девственно чист и только изредка попадаются места испещрённые следами лесных обитателей.  Снежок поскрипывает на морозце под широкими лыжами, неяркое северное солнце с трудом пробивается сквозь пелену облаков и частокол деревьев. Но если солнышку хоть на минутку удаётся покинуть свой  облачный плен, и его животворные лучики начинают гладить кроны деревьев,  иней на их ветвях  вспыхивает яркими и многочисленными блёстками причудливых арабесок и таинственное сумрачное пространство мгновенно преображается в праздничные декорации.  Такие прогулки у человека впечатлительного вызывают сильнейшие эмоции и оставляют очень яркие воспоминания. Местные к этой красоте привыкли, поэтому Саша в хорошем темпе следует за Промокашкой, который уверенно ведёт нас по знакомой дороге  к месту стоянки и ночлега. Мне, что – бы не отстать от них приходится чуть напрячься,  опыт хождения по глубокому  снегу у меня только вчерашний.  Зимний день короток, особенно в Декабре. После 15-00 начинает смеркаться и вот уже в сумерках мы подошли к избе.  Внутри холодно, последний постоялец ушёл отсюда осенью.  Однако надо готовиться к завтрашнему выходу.  Саша достаёт припрятанную лопату, разгребает снег и приносит сначала поленья, потом валежник для растопки. Я топором налущиваю тонкой лучины из берёзового полена, укладываю в топку  хворост колодцем и, подложив вниз лучины и берёзовой коры, зажигаю огонь. Кора быстро загорается, огонь перекидывается на лучину, а потом и на валежник. Через пару минут колодец оседает, и я подкладываю валежника и сверху кладу маленькое поленце. Печь занялась, теперь надо растопить снега и заварить чаги.   Изготовлена и установлена печь очень оригинально и грамотно, как раз для лесной заимки. На  дощатом полу асбоцементный лист, на который уложено два ряда полнотелого кирпича. На кирпич  установлена сварная конструкция из толстого листового металла с топочной камерой, зольником и коротким патрубком – дымоотводом, на дымоотвод надета стальная труба, которая через крышу выходит наружу. Металлический корпус обложен в один кирпич и у стены, где стоит печка, так - же  уложен асбоцементный лист.  Верх, чугунные дверки зольника и топочной камеры  открыты, вверху два  отверстия, которые закрываются стандартными печными  кругами. 
  Сама изба просто шикарная, сложена из крупных брёвен, четыре на три метра, с тамбуром.  В светлице вдоль стен широкие лавки, стол, двойное окно, с вязаными рамами.  В такой заимке целой бригаде будет комфортно.
  Постепенно тепло начинает заполнять комнату. Теперь можно снять  верхнюю одежду и распаковать рюкзаки.               
    
               
    Выходим,  ночная мгла только начинает рассеиваться.  Сначала надо проверить осинники.  В такую холодную и ветряную погоду, поглодав коры и тонких веточек, лоси перед рассветом заходят в густые ельники, где ветер нe страшен, и отлёживаются, пережёвывая и переваривая  жвачку.  Обнаружить такое лосиное стойбище и  незаметно подкрасться к нему как можно ближе сейчас наша основная задача. Если мы сможем застать лосей на лежке, то у Саши есть шанс стрелять, не поднимая их, десяти зарядный СКС обладает высокой скорострельностью и позволяет прицельно вести огонь с очень приличного расстояния.  Мне сложнее, с двумя гладкими стволами оптимальная дистанция стрельбы тяжёлой свинцовой пулей метров 70 – 80.  «Если все же увидим лосей на лёжке в пределах дистанции выстрела наши действия следующие» - Сказал Саша: « Когда лось лежит  к тебе спиной или боком, целиться лучше в  затылок или плечо (лопатку), если мордой вперёд к нам, то в лоб. Ты стреляешь тех, что справа и ближе, я тех, что слева и дальше.» Но сейчас мы находимся не на открытом пространстве, а в густой чаще, и обнаружить  лёжку с большого расстояния  не реально, здесь вся надежда на кормильца нашего Промокашку.  Тот прекрасно понимает важность и ответственность стоящей перед ним задачи и пытается найти след.   Он очень старается, и его  попытки  увенчались удачей. Пёс подбегает к нам поднимает голову и, не подавая голос, приглашает за собой.  Хороший осиновый массив, кора на высоте двух метров поглодана, следов много и они действительно ведут к густому ельнику. Саша легким свистом подзывает Промокашку. « Голоса не подавай» - Говорит он.  « Саня, значится так» - Обращается он ко мне: « Они от нас в километре не больше. Этот ельник я хорошо знаю, густой плотный. Если пойдём по следам шансов не поднять с лёжки меньше. Обычно лось ложится мордой к следу, откуда пришёл. Нам лучше обойти этот ельник сзади и очень медленно подходить к лежбищу. Ветер шумит по верху, это нам на руку, но никаких звуков, иначе вся лосиная компания разбежится.»
« Сколько их»  «Пять, может семь, все крупные, видишь, осина высоко поглодана. Идём, шанс хороший.» По протоптанной лосями тропе мы направляемся к месту их лёжки, там, где лосиный след уходит в глубину ельника сворачиваем и ёще метров пятьсот – шестьсот двигаемся прямо параллельно лосиной тропе, потом поворачиваем строго перпендикулярно своему следу и скользим между елей. Вот Саша остановился, снял карабин.  Жестом показал мне пройти вперёд, снял спусковой крючок  с предохранителя. Я тоже снял ружьё и взвёл курки. Он махнул рукой  Промокашке – вперёд и мы метрах в тридцати друг от друга беззвучно двинулись в глубину ельника.   Медленно, не отрывая от снега лыжи, и внимательно вглядываясь вперёд, мы перемещаемся к тому месту, где лосиная тропа уходит в чащу.  Ни времени, ни мороза, ни расстояния мы не чувствуем. Каждый из нас сейчас превратился в крадущегося следопыта, у которого только одна цель, не спугнуть добычу.  Сквозь густой частокол стволов,  сквозь густые и плотные лапы елей, видно недалеко. Передвигаться не просто, стараемся выбирать наиболее широкие проходы между деревьями и не задевать ветви. Если заденешь, есть риск того, что снег свалится, а слух у лосей отменный и, кроме того, самый страшные враги охотника – сороки и сойки поднимут стрёкот.  Выпускать друг друга из вида  и уходить вперёд нельзя, надо двигаться на одной линии, поэтому если у одного появляется препятствие, второй ждёт и только после того как оно преодолено подтягивается к напарнику.    
  Промокашка остановился перед Сашей и  повернул голову в мою сторону. Мы оба стали вглядываться туда, куда показал пес. С моей стороны, чуть вправо от направления нашего движения, метрах в шестидесяти от того места, где находился я сейчас, росли многочисленные и не высокие ёлочки.  Лежбище там, показал мне руками Саша. Мы развернулись в ту сторону  и  стали на одну линию, оружие взяли на изготовку.   Плавный ход лыж не слышен,  этот массив достаточно широк, расходимся в стороны, как только увидим лося – стреляем сразу – же.  Вот мы нырнули в этот ельник и уже закрыты друг от друга деревьями. Ветви упираются в тело, чтобы они не шумели, я передвигаю ноги буквально по сантиметру.   Беру ружьё в правую руку, а левой придерживаю ветви, отпускаю, ещё шаг вперёд и метрах в двадцати от себя вижу сохатого, лежащего в снегу задом ко мне.   Поднимаю ружьё и навожу прицельную планку на затылок лося. Выстрел прозвучал как пушечная канонада. Делаю рывок вперед  и слышу короткий дубль Сашиного карабина. Громко залаял Промокашка, ещё один дубль Саши.  Справа от себя замечаю другого лося, которого закрывали ели, он успел встать. Целюсь и стреляю. Гулкое эхо выстрела разносится громом. Лось заваливается на бок.  Быстро перезаряжаю ружьё и громко кричу : « Саша, где ты?».   « Стой, где стоишь» - Отвечает он. « К лосям не подходи».  Первым к моим трофеям подбегает  Промокашка, потрепав каждого из них и убедившись, что всё в порядке он подаёт голос.  Мы осматриваем добычу, три Сашиных, два моих, удачно.  «Так, Саня»  - говорит он « Я их сейчас разделывать начну, а ты с Промокашкой беги в Благоев, всю добычу сегодня – же вывезти надо». « Зачем мне Промокашка? Волки могут быть. А ты как же? У меня карабин и три обоймы, если что на ель залезу и оттуда всех перестреляю.» «Хорошо». Я снял рюкзак, расстегнул поясной ремень, стащил топорик и нож.  « Я на легке побегу, в движении буду не замёрзну, а вот у тебя шансов замёрзнуть больше. В рюкзаке обе пайки,  моя пайка в твоём распоряжении. Меня в Благоеве  покормят,  а тебе работа серьёзная предстоит.  Нож мой возьми, с пяти сохатых шкуры снимать, твой сядет».  « Я брусок взял»  « Всё равно, мой не помешает» « До Благоева километров пятнадцать, раньше чем через три часа не добегу и обратно часа полтора». Сейчас двенадцать,  полагаю, что трактор к пяти приползет. Пожалуй, так. Положи картечь в стволы и ребятам скажешь  что - бы  кусок брезента 3 х 4 взяли, не меньше. Он подозвал Промокашку, показал на меня и сказал « Бегите в Благоев».               
      При подходе к дороге я услышал урчащий звук работающего  движка гружёного лесовоза, который шел с лесозаготовок.   Промокашка, не дожидаясь моей команды, кинулся к дороге. Я ускорил ход.  К тому моменту, когда я весь взмыленный  вышел на дорогу, машина стояла, а Промокашка с радостным лаем кинулся ко мне.  Я поблагодарил водителя, на что он ответил, что местные охотники так делают всегда. Собака добегает быстрее, выходит на середину дороги, водитель видит собаку, останавливается, ждёт охотника. 
      Благодаря любезности этого шофёра я сэкономил полтора часа. Когда пришёл трактор,  уже смеркалось. А  вечером мы парились в бане и обсуждали различные варианты охоты  на оставшееся до моего отъезда время.

   В Москву я вернулся с богатыми трофеями к новогоднему столу.  Особенно хорош был холодец, сваренный из лосиных голяшек. 
    

 


Рецензии