Рассказы охoтника

                ПЕРВЫЙ     ЛОСЬ

1977-й год,  моя первая поездка к охотоведу  Саше Рудакову  в республику Коми, в посёлок Чим.  Случай свёл меня с этим замечательным человеком.  Будучи студентом четвёртого курса Московского Лесотехнического Института, я проходил производственную практику и собирал материалы для диплома в Архангельске на Соломбальском Лесопильно-Деревообрабатывающем комбинате и Лесопильном заводе «Красный Октябрь».  Начальник первого цеха СЛДК Олейников, охотник – любитель, узнав, что я охочусь и рыбачу с 14 лет, пригласил меня  на серьёзную рыбалку, где я и познакомился с его родственником, охотником – профессионалом, приехавшим погостить.  Он в свою очередь рассказал о своих возможностях и пригласил к себе. Мы начали переписываться.  На следующий год мы опять встретились на Соломбале у Олейникова. Серьёзно и удачно рыбачили каждые выходные. Три года у меня не было возможности выбраться к нему. И только после защиты диплома,  и окончания первого года обучения в аспирантуре я написал ему, что готов приехать.     И, вот теперь  я, молодой аспирант первого года обучения, серьёзно перевыполнив годовой план работы над диссертацией, взял аспирантский отпуск, что бы  собрать материал для последней главы своей работы.  За три недели пребывания в тайге наработал я с его помощью весьма прилично. Килограмм десять чаги,  пуда по полтора клюквы и брусники, упакованные должным образом, хранились в чулане. Две дюжины куропаток и пол сотни рябчиков дожидались поездки в Москву в морозильнике. Рыбу из плётёных морд, которые  он в великом множестве понаставил по ближайшим таёжным речкам, надо забирать в самый последний момент, что – бы довезти её до дома живой, поэтому брать будем в последний день перед отъездом.  А вот лосятинки добыть мы ещё не удосужились.   

  Ночью шел снег, а с утра чуть подморозило. « Это даже лучше, следы будут хорошо видны» - Сказал мне Саша.   Октябрьский снег долго не лежит, но пока он на земле, будет в помощь. Основной наш помощник - маленькая и шустрая лаечка Лыска  остановилась, видимо принюхивалась, потом повернула голову в нашу сторону, как – бы приглашая за собой, и нырнула с тропинки в чащу.  Через минуту мы услышали её лай, шум и треск ветвей. Лыска подняла лося.  Мы поспешили за ней.   Четкая вереница крупных  следов  с широким размашистым шагом  и рядом цепочка мелких, частых  следующих в одном направлении. 

  Это крупный сильный и не старый лось - самец, сколько ему лет определим по отросткам на рогах, но даже отсюда видно, что лопаты его рогов широкие, добыча достойная. Уже больше двух часов он пытается  избавиться от преследователей, но безуспешно.
 Лыска вывела сохатого на старые вырубки, уже начинающие зарастать новой порослью. Бык в ярости, бык взбешён, избавиться от  надоедливого зверя никак не удаётся.  Вот он остановился, и собачонка прыгает перед  ним и громко подвывает.  Лось повернулся к ней задом и пытается уйти, но Лыска  снова оказывается перед ним и не даёт зверю скрыться.  Он остановился,  до цели от нас метров 150 – 180. Саша протягивает мне одной рукой  свой карабин, а другой хочет взять моё ружьё.  Я отрицательно мотаю головой. Он удивленно и вопросительно смотрит на меня, и я поясняю: « Санечка азарта  нет, бархатная охота, Лыска всю работу сделала. Я хочу его из своего ружья  застрелить» « Это опасно, ближе подходить крайне рискованно, ты же видишь, что зверь разъярён в таком состоянии  это не оправданный риск.»  « Ты прав, но просто подстрахуй меня» «Как?» « Держи его на мушке, если двинется в мою сторону, стреляй. Я подойду на расстояние ружейного выстрела и завалю его.»  Саша обдумывает мои слова « Ну чего ты боишься, риск – то оправданный. Он к нам задом, если развернётся, ты не промахнёшься, и я  добавлю». « Хорошо», соглашается он. « Заходи с той стороны, так, чтобы лось стоял к тебе боком и ближе  тех кустов не подходи.»  Саша берёт карабин на изготовку и говорит мне: « Как пойдёшь, крикни, я  его на мушке держу, головой вертеть не буду».  Я отбегаю от Саши метров на 60 в сторону. Тесперь лось развёрнут ко мне боком, Лыска держит его в таком положении. « Пошёл» - выкрикиваю я во всю силу своей глотки и легких и двигаюсь вперёд.  Вот и рубеж в виде кустов, на которые указал Саша. Я прицеливаюсь в сохатого и нажимаю спусковой крючок. Грохот выстрела сильно бьёт в уши. Лось как подкошенный валится перед Лыской и она с победным лаем сначала скачет вокруг а потом начинает трепать его за загривок.  На  правой лопате - шесть отростков, на левой - пять. Бык шестилетка.  « С первым лосем тебя» - Саша хлопнул меня по плечу.  «Рога красивые, на следующий год приедешь – заберёшь. Я их достойно оформлю, память на всю жизнь будет».

  Эти рога до сих пор висят в прихожей, в квартире моих родителей на Мосфильмовской   улице. Саша действительно постарался. Работа достойная.      


Рецензии