Театр абсурда

   Если бы кто мне сказал, что я буду работать инструктором по вождению в автошколе, и что это у меня получится – я бы долго смеялся. Но жизнь – интересная штука!
    В общем, закончил я когда-то давно высшее военное училище, там же получил права категории В (сам, между прочим сдал, правда отец меня учил водить с 12 лет, и перед сдачей погонял хорошо), потом у меня была достаточно опасная работа, а когда в армии перестали платить – я уволился.  Поработал в разных местах, начиная с экспедитора и заканчивая водителем «Газели», и, когда работал в офисе – решил получить второе высшее образование. И по зову сердца пошел учиться в Российский Новый Университет на факультет психологии и педагогики. Я тогда не думал, что буду учить водить машину, хотя и неудивительно, что к этому пришел. Учился я сам, взяток не давал, из-за чего переругался со всей группой, не понравился многим педагогам и не получил «красного» диплома и сокурсницу – адвоката в жены. Просто у этой сокурсницы не ладилась личная жизнь или адвокатом она была фиговым, но я ей понравился. А когда узнала, что я хочу учиться сам  и не скидываюсь на экзамены со всей группой – то вмиг разонравился.
   Самое интересное, что на книги, интернет и бумагу для курсовых и диплома я потратил гораздо больше денег, чем если бы скидывал на каждую сессию по 5000 р., а остальные добрасывали бы сколько могут и мы дружно бы не ходили на лекции. В общем, девушки нашего курса тогда носили бы меня на руках, и я закончил бы с «красным» дипломом и женой – адвокатом (попутно переспав с одной-двумя замужними сокурсницами).  Вместо этого свой первый отпуск я писал курсовые, второй свой отпуск писал диплом,  а третий отпуск восстанавливал свою Ауди-80, которую купил достаточно дешево. Зато если бы деканат и сокурсники узнали бы, сколько я вложил в ремонт машины, несмотря на то что почти все делал сам, они бы запинали меня ногами. В общем, Ауди я восстановил так, что даже техосмотр официально проходит, и поработать на ней пришлось водителем на личном транспорте. (Но это уже другая история).
    После института зарплату мне какую-то предлагали маленькую, и решил я работать не по профессии. Зато открыл  предпринимательство, даже сайт сделал и жду клиентов. А клиенты не идут вообще. Это я потом узнал, что сайт раскручивать надо, а тут еще 2 кризиса прошло. Клиенты ко мне пошли и были довольны, но жить на это было нельзя. А тут еще наш проект на работе закрыли.
   Вот так я после долгих поисков работы нашел в газете объявление, что требуется автоинструктор и пришел на собеседование. Мне сразу под нос сунули 3 билета Правил дорожного движения и я наделал там по 6 ошибок. Старший инструктор, который меня собеседовал, наморщил нос, но все равно меня взял. Наверное ему понравилось, что я ездил почти на всем, что категории В, от «копейки» до «Газели». Что мне понравилось, нас стали обучать и стажировать, и я подумал: «Какая хорошая автошкола». Сначала я на стажировке получил две «двойки», но потом стал получать «пятерки».
  И вот меня распределили на площадку на Багратионовском. Я должен был пройти последнюю (крайнюю, последняя – это когда в морге оказываешься) стажировку. Прихожу я на базу, где учебные машины паркуют. Встречаемся там с инструктором Иваном. Хороший парнишка 25 лет, институт закончил. Иван сажает меня за руль совсем раздолбанной «десятки» и говорит: «Поехали до Багратионовки, только тут коробка неисправна – часто вместо первой скорости задняя включается». В общем, доехал я до Багратионовской, поучил Иван пару учеников, а с третьим меня посадил. Ездим мы с учеником по городу, смотрю на заднее сидение, а Иван спит. Я ученику показываю, где поворачивать, а он пропустил. Ну, я знаю, где еще развернуться, а там место «геморройное» такое. В-общем, развернулись, припарковались. Иван просыпается и поставил мне «пятерку». Потом спрашивает, не хочу ли я с последним учеником по Третьему кольцу до Волгоградки доехать, а Иван в это время спать будет. Я сказал, что мне еще к экзамену по теории надо подготовиться и пошел.
    Потом, когда я сказал старшему инструктору, что на такой машине опасно учить учеников, он мне ответил: «Ну ты попробуй осторожно». Так я стал сам обучать на этой машине, и даже, как мне показал Иван, стал с ними ездить по довольно сложному маршруту. Машина постоянно ломалась, мне давали подменные и как-то работать удавалось. Ученики ко мне шли культурные, работать с ними было одно у довольствие и они сами были довольны. Даже омоновец Виктор у меня научился ездить аккуратно, хотя зимой я снял куртку, когда стало жарко, и сказал Виктору:  «Не все ли равно в чем умирать – в куртке или без?». Правда потом ко мне пришли еще 3 слишком смелые девушки, по сравнению с которыми омоновец Виктор был просто образцом безопасной езды».  Иногда кажется, что если на серьезном маршруте мужчины - ученики понимают, что вождение – «это не плюшки трескать», то девушки просто лишены страха (или на инструктора надеются). Вот пришла ко мне учиться девушка Аня. Все хорошо, девушка умная, в МГУ на историческом факультете учится. Если бы кто-то не сказал ей,  что машину водить можно научиться сразу,  и это и это очень легко. В общем, девушка Аня думала, что она все умеет и очень удивлялась, почему у нее не получаются заезд в «бокс» и «парковка» на учебной площадке. Я сказал ей: «Аня, вождение – это такая же наука и здесь тоже есть свои законы, так что отсебятина здесь не прокатывает». Аня так удивилась, что у нее глаза стали в два раза больше. После летних каникул Аня опять пришла… и ее как будто подменили:  все слушает, ездить стала аккуратно и «площадка» стала получаться. Оказывается, Аня передумала покупать "права", а заодно позанималась с другим инструктором. Потом сказала:  «Дмитрий Юрьевич, с Вами лучше». Аня сама сдала потом на права. Самое интересное, что с первого раза Аня не сдала теорию, и честно призналась, что была у подруги на Дне рожденья и не подготовилась. Так ее другие инструктора отвели подальше и за N-ную сумму денег предложили сделать теорию и «практику». Аня молодец, что не согласилась, и потом все сама сдала.
   Я вот начал задумываться, почему у нас часто инструкторы уходят, а еще, почему, у нас машины учебные ездят с мятыми бамперами, битыми бортами и т. д., хотя деньги на ремонт с инструкторов снимают. Иными словами, если ты «прощелкал» и твой ученик во что-то въехал, то за ремонт с тебя вычитают, только ремонта вот не видно. А ответ я получил очень быстро. Сначала сменщик очень настойчиво предлагал мне продавать права, а потом так же настойчиво предлагал мне это инструктор, с которым мы проходили обучение. Я, конечно отказался. Не люблю, понимаете уголовщину, и гаишников тоже не люблю. И вообще, будет у меня нормально учиться ученик, если знает, что права в кармане? Не пинать же их ногами, чтобы учились.  А сменщика  спросил: «Что, теперь я самый худший инструктор буду в автошколе?» Почти так оно и оказалось. На собрании директор автошколы Борисыч в грубой форме отчитал меня за грязную машину и смотрит – заложу я сменщика или нет. Ведь мы вместе с ним машину делим. Я не заложил,  и у директора была очень грустная рожа. Потом сменщик очень грубо разговаривал с пожилой ученицей и она на него написала жалобу. Сменщику ничего не сказали и даже отдали новый «Фольцваген-поло», который мы получили вместо развалившегося «тазика».  Кстати, «тазики» у нас действительно разваливались, то масло течет, то тосол.  Более того, сменщик ей сказал, что тут надо платить не только за «права», но и за внутренний экзамен.  Самое интересное, я слышал это от учеников, которые приходили ко мне от других инструкторов. Потом меня пробовали спровоцировать, звонили какие-то «левые» деятели и предлагали продать им "права". Когда я был на работе, к родителям пришел милиционер, и даже не показав удостоверения, сказал, что я состою в фашистской организации. Может быть и просто мошенник, а может и из автошколы «ноги растут». 
  Но больше всего меня удивляло, что директор сам по-хамски разговаривал с клиентами, и ученики мне жаловались, что в офисе им хамят, что интересно, при покупке дополнительных занятий. Кажется, клиент Вам деньги несет и не малые – нет,  нахамить надо. Нас, инструкторов, даже если ученик жалобу написал – уже вызывали на «разбор полетов», а офису – хоть бы что. Зато у нас девушка Юля из офиса ездила домой сначала на одном из двух имеющихся  учебных "Фордов" с коробкой «автомат», а потом и на новом учебном  «Фольцвагене-поло». А нам, инструкторам, не разрешали домой на машине ездить, даже если на следующий день на работу.  Еще ученики мне жаловались, что один преподаватель «теории» несколько раз не пришел на занятия и не извинился, другой вообще читает Правила Дорожного движения по книжке. А расписать дополнительные занятия – вообще целая проблема: и очередь надо отстоять и в офисе хамят. Но самое интересное, что у нас большинство учебных площадок, заявленных на сайте автошколы не оборудованы для обучения, а некоторых просто нет. Хотя по телефону говорят, что все есть. Вот пришла ко мне девушка Ира с веселой фамилией Кудреватых, и в офисе ей сказали, что десять занятий – это вполне достаточно, если человек немного сидел за рулем. Причем сказали не только ей, но и ее папе. Это крайний непрофессионализм, а если попросту – раздолбайство. Чтобы права купить – достаточно научиться проехать 300 метров по прямой. В ГАИ допускают к сдаче после 14 занятий. Но чтобы человек не только мог сдать сам, но и относительно уверенно чувствовал себя в городе – необходимо минимум 24 занятия (программа Макси, рекомендованная ГАИ) .  Потом уже законом ввели обязательные 28 занятий. Вот девушка Ира убедилась, что ей нужно 24 занятия, я сам убедил в этом по ее просьбе ее папу и вот пришла она покупать в офис целые 14 дополнительных занятий, а ей там нахамили. Ну нормальные люди? Потом я узнал, что одного моего ученика, откатавшего 24 занятия, вообще забыли пригласить на сдачу в ГАИ. Вот такой у нас офис.
  А самое интересное, что по нашей программе ученик первые 10 занятий вообще не должен вылезать с площадки. А первое занятие мы проводит целые 1,5 часа инструктаж по технике безопасности. О чем там можно столько «языком трепать» - я не знаю. Вот вам и 14 занятий, с которыми можно сдавать в ГАИ. Даже при моей (и не только моей) комбинированной системе обучения, когда ученик совмещает езду по городу (в тихом, а потом и в интенсивном месте) с изучением площадки, а на технику безопасности отводится полчаса невозможно за 14 занятий нормально научить ученика. И очень плохо, что многие считают, что в инструктора идут люди с «одной извилиной». В принципе, так, наверное считает и наш директор. У него, те,  кто права продает – умные, а кто хорошо учит – дураки. И ученики сначала приходят и думают, что сразу научатся. Им друзья наговорят, что все права покупают, а научиться любой дурак может. Вот пришел ко мне ученик Дмитрий, который в МАДИ учится. У них преподаватель один вообще вместо чтения лекции в телефон играет. И говорит: «Все равно вы мне потом заплатите». Вот мне, например, стыдно учить плохо, а "преподу" не стыдно позорить себя и старшее поколение. А потом удивляются: «Откуда у нас молодежь такая, учиться не хочет и вообще?...»
  И вот, однажды, наш инструктор, который висит на "Доске почета", предложил мне тоже "повеситься" на "Доску почета" за... 20 000 рублей и... всего на месяц. Я, конечно, спросил: "А вдруг я плохой инструктор? И вообще - жил я как-то без этого и дальше проживу". Инструктор был очень разочарован.
  Я отрабатывал полностью свое время, и некоторые инструктора удивлялись, что я так много работаю. А мне просто невыгодно было мало работать.  Всегда проверял машину перед выездом (т. к. там или масла или тосола не будет), мыл ее, вовремя обращался в ремонт. Мои ученики сами сдавали в ГАИ и писали мне благодарности на сайте автошколы. Но вот пришел день, когда директор Борисыч решил принять у нас экзамен по вождению.  Самое интересное, что Борисыч все время ругал нас, что у нас очень много аварий, но при этом машины очень плохо ремонтировались.  Ругал, что ученики плохо сдают «площадку», но при этом нормальная площадка была только на Волгоградке, куда я «внаглую» возил своих учеников, причем опытные ученики у меня с Баратионовки ехали сами за рулем. И вот, принимает Борисыч экзамен, а сам сидит на заднем сидении. Боится.  А на переднем сидит наш старший инструктор. До меня сдавал экзамен другой инструктор, так наш Борисыч пропустил одну ошибку. Потом сел я, и Борисыч очень разочаровался, что я правильно проехал выделенную полосу для транспортных средств. На собрании Борисыч сказал, что у нас у всех очень плохие результаты, а у меня самый худший, потому что я езжу очень «рисково». А как не рисково ездить, если сам Борисыч дал мне команду перестроиться с правого ряда на левый поворот и я сделал это достаточно безопасно. Потом меня Борисыч решил отстранить от занятий до следующей аттестации. Когда я спросил старшего инструктора: «Писать ли мне заявление на увольнение?», то меня перевели на другую площадку. Оказалось, что там просто невозможно учить учеников. Есть очень узкая площадка с двумя расставленными упражнениями, которую я должен делить с другой автошколой, а относительно тихого места, где можно начать учить – просто нет. Есть сразу достаточно интенсивная дорога и узкие дворы.  А как там посадишь за руль ученика, который ничего не умеет?  Я позвонил старшему инструктору, он сказал, чтобы я позвонил ответственному за площадки. Ответственный за площадки сказал: … Что ученикам площадка не очень нужна, им важнее ездить по … городу».  Позвольте спросить, а где там по городу можно ездить с учеником, который первый раз сел за руль? Это в свете того, что нас директор постоянно ругает за плохую сдачу площадки, а также за аварии, притом постоянно говорит о безопасной езде.   Потом сам старший инструктор сказал, что там учить невозможно, но при этом был очень недоволен, что я увольняюсь. Сказал, что хороший работник и там справится, и что главное – это быть довольным нашей автошколой.  Значит не важно, хорошо ты учишь или плохо. Можно и вообще ничему не учить, главное быть всем довольным (и продавать «права» ).  В общем, не понял я ничего. То подталкивали к тому, чтобы я ушел, то все делали, чтобы мне труднее было уволиться. И коллеги-инструктора меня не поняли. То все были недовольны условиями в автошколе, то удивились, почему я ухожу.  И увольнялся я почти 2 недели. Прихожу к выводу,  что меня подставить хотели. Вот, думали, не смогу я учить – так начну «права» продавать. А там меня можно будет милиции сдать. И денег можно будет сорвать, и меня «на место поставить», и директора автошколы отметят, что борется с «нечестными инструкторами». Больше потом эту автошколу проверять не будут, раз там такой «бдительный» директор. Опять же «снаряд два раза в одну воронку не попадает».
    В общем, попрощался я со своими учениками, и потом узнал…, что при введенных обязательных 28 занятиях для всех и обязательной сдаче площадки после 10 занятий…, на единственную нормальную площадку на Волгоградке перестали пускать всех, кроме 4 машин «особенно привилегированных». При том, что на каждом собрании встает вопрос о бережном отношении к технике и авариях, было набрано…  100 новых инструкторов. А старых,как я понял, постарались «уйти».  На собрании директор сказал, сто они «кругом должны», ремонт теперь будет за свой счет, и надо составлять кучу бумаг по пробегу и расходу бензина (это при том, что стоимость бензина не оплачивается отдельно, а «входит в зарплату»).
 Вывод: лучше ездить как можно меньше, чтобы не дай Бог не израсходовать лишний бензин или не попасть в ДТП, но чтобы ученики были довольны и не жаловались и при этом после 10 занятий сдали «площадку».

 Кстати, расставляю я "вешки" для упражнения на Багратионовской и представляю, какие довольные лица были бы у моих преподавателей в институте. Наверное, сказали бы:  "Что, Дмитрий, не хотел платить за экзамены - теперь "вешки" под мостом расставляешь?

P. S. Я теперь работаю в реставрационной мастерской отделочником и очень доволен. Работа спокойная и директор нормальный. Иногда звонят мои бывшие ученики и говорят «спасибо».  Я весь в пыли и шпатлевке, но не оставляю идею создать свою психологическую консультацию. Вот мои преподаватели в институте еще больше бы порадовались, увидев меня в таком виде. Клиентов последнее время совсем, как … сдуло. Зато моя бывшая ученица Аня еще и на гитаре учиться пошла. Даже мне как-то сыграла. Здесь можно быстро учиться - это не вождение, не разобьешься.
 


Рецензии