Трудности чтения. Мастер и Маргарита

"Мастер и Маргарита",пожалуй,одна из немногих книг,которую я периодически перечитываю. Все начиналось со щенячьего восторга в юности,когда эта книга впервые попалась мне в руки.Восторг перешел в какое-то качественно другое состояние,которое нельзя четко сформулировать - то ли увлеченность,то ли зависимость сродни наркотической.Не знаю...Мистика этой книги для меня заключается не только в почти осязаемой реальности персонажей, но и в том,что при каждом новом прочтении возникает чувство новизны - как при первом прочтении.Я взрослел,но.....странное дело - книга продолжала оставаться в моем жизненном багаже,взрослея вместе со мной.Персонажи приобретали неведомую ранее перспективу - наполнялись философским звучанием фразы, юмор становился более глубоким и изящным.
    Наша "совместная" жизнь продолжалась довольно долго - параллельно читались другие книги, возникали и исчезали увлечения,но книга продолжала сопровождать меня,стоя на почетном месте в ряду книг,имеющих право Быть в моей библиотеке.Интересен тот факт,что при чтении других книг возникает желание прочесть уточняющую литературу - к примеру,читаем "Айвенго" и возникает интерес к тамплиерам,к рыцарству вообще."Мастер и Маргарита" был тем романом,который нес в себе ту энергию,которая заставляла считать книгу всеобъемлющей и не требующей дополнений. Может быть,в этом заключается одна из причин,по которой нет ни одной успешной театральной постановки или экранизации романа.
      Так в чем же все-таки неодолимая притягательность романа,который читает не одно поколение читателей? Человек,знакомый с Новым Заветом не понаслышке,скажет однозначно,что ершалаимские главы романы - это кощунственное извращение Четвероевангелия. Московские главы,устами Маргариты,даруют сатане божественное всесилие и власть.Вспомним хотя бы восклицание Маргариты о Воланде.: ".....всесилен! Всесилен!" Его свита вызывает только симпатию - ведь все они восстанавливают попранную справедливость. Хотя справедливость Воланда - это жестокая и беспощадная справедливость сущности, рассматривающей людей как мгновенные эпизоды вечности.Все получают по заслугам - чего же более? Но разве не сказал кто-то из святых (прошу простить,не могу вспомнить, кто?), что "...если  Бог справедлив, то я пропал!" В романе творится постоянный бал всяческой нечисти,вплоть до знаменитого бала Воланда. Примечателен и тот факт,что главные герои романа,несмотря на симпатию к ним Воланда,заслужили всего лишь покой - покой призраков, до скончания времен коротающих данное им время в саду под липами. И кровь в романе проливается легко - ведь она,пролившись,давно превратилась в вино....
      Интерес ко всему мистическому,выходящему за рамки повседневности - в этом причина притягательности книги? Упрощенное изложения евангельских событий, понимание которых  требует ежедневных усилий души и ума - причина популярности у поколений,оторванных от источника истины?Оставим в стороне множество исследований романа литературоведами и критиками,богословами и атеистами. В первую очередь, Булгаков написал роман для читателей - обыкновенных читателей,не обремененных излишним знанием религиозных вопросов.Для читателей,которые могут воспринять ее вполне буквально,без поиска многослойного подтекста,найденного сонмом литературных светил.Так какой же была цель писателя?Если посмотреть на количество восторженных почитателей романа,то не стал ли он той волшебной флейтой,под звуки которой множество людей идет по довольно мрачному и опасному пути,прикрытому блестящим юмором и легкостью слога?
        Как только я прикоснулся к первоисточнику, прочитав впервые Евангелие, какая-то болезненная привязанность к роману исчезла и теперь он мирно стоит на полке, покрывается пылью. Но мне кажется, что сила,заключенная в этой книге, ждет момента,когда к полкам подойдет кто-либо и положит руку на ее потрепанный переплет....Кто знает? И все-таки, почему именно эта книга настолько волнует и притягивает к себе, в чем ее сила и власть?


Рецензии