Гамлетовский вопрос израиля

                "ХОТИМ БЫТЬ, КАК ВСЕ"
                глава тринадцатая

   Чтобы из разрозненной массы выпестовать народ, нужна идея, которая  бы всех объединяла. Теперь уже совершенно ясно, что идея сионизма такой объединяющей идеей не стала, а, скорее, даже разъединяющей. Очень заманчиво и романтично -ехать и строить, воссоздавать еврейское государство, иметь как и большинство народов мира, свой национальный дом. Неслучайно сыны Израилевы, завоевав землю Ханаанскую, спустя пусть и длительное время, потребовали у пророка Самуила (Шмуеля) дать им царя.
   Свою просьбу они аргументировали тем, что хотят быть "как все", то есть, как другие народы. И хотя пророк пугал их тем, что царю придется подчиняться и быть от него зависимым  чуть ли не во всем, они упорно стояли на своем.
   Но евреи вряд ли  смогут когда-нибудь быть "как все". Ибо евреи - это "набор" людей с совершенно разной ментальностью, что не может не приводить к возникновению постоянных противоречий и вытекающих отсюда последствий.
   Если оглянуться на древнюю историю израильтян, можно увидеть, что они часто бывали сверхжестоки по отношению к своим же соплеменникам. Так, в результате общего выступления против провинившихся Вениаминитян было уничтожено почти все колена Вениамина (Биньямина).
   Одному из племени Ефрема (Эфраима) тоже досталось за их неоправданные претензии  на лидерство и несносный задиристый характер. Сначала им устраивали экзамен на произношение буквы "с", и когда убеждались, что перед ними именно те самые Ефремовцы, которые в силу своих особенностей (они шепелявили) не могут ее произносить, беспощадно убивали, не давая переправляться через Иордан, куда они стремились, чтобы спастись.
   Таких библейских примеров можно привести множество. Тем Тора ( в русской версии - Пятикнижие Моисея) и замечательна, что рисует своих персонажей такими, какими они были, а не идеализирует их. Подобные жестокие столкновения, скорее всего, и не могли не быть. Ведь все двенадцать родоначальников колен, сыновей Иакова, были от четырех разных матерей,- женщин не только с разным характером, но и ментальностью. Две из четырех были служанками, видимо, взятыми из другого, не арамейского племени.
   Пребывая в Египте, Иаков причислили к своим сыновьям внуков Ефрема (Эфраима) и Манассию (Менаше), сыновей Иосифа. У них матерью была египтянка, да к тому же дочь египетского жреца. Неудивитеьно, что Эфраим претендовал среди остальных на главенствующую роль, тем более, что Иаков  отдал пальму первенства ему, а не старшему сыну Иосифа - Манассии. В те времена такое благословение было важнее любого закона.
   Надо ли говорить и о том, что рассеявшийся по всему миру еврейский народ и веками живший в разных странах и на разных континентах, стал представлять собой осколки не единой, а самой разнообразной мозаики. Что может быть общего между эфиопским и русским евреем? Немецким и йеменским? И так далее. Строительство общего национального дома? Но и представление об этом общем доме совершенно разное! В соответствии с представлениями, которые они приобрели, живя в этих странах.
   К тому же, большинство евреев приехало в Эрец Исраель все-таки не добровольно, а вынужденно, как, например, немецкие евреи, спасавшиеся от  нацистов . Если в 1931 году, когда ситуация в Германии была еще сносной, сюда эмигрировало 4075 человек, то в 1935 - 61854. В 1936 году, пока нацисты не перекрыли возможность эмигрировать, приехало 29727 человек.
   Это была совершенно чужеродная масса на местном пейзаже, как и он для них, в большинстве своем людей образованных, выросших не только на немецких, но и общеевропейских культурных ценностях. Свои традиции и навыки они, естественно, перенесли на новую почву (один Бог знает, чего это им стоило!), и даже квартал домов в Иерусалиме для себя выстроили по немецкому образцу, и его до сих в народе называют немецким. Ныне он считается самым престижным и дорогим по стоимости жилья.
  Немецкие евреи, как и представители других еврейских общин, старались сохранить свою самобытность и культуру, не дать им раствориться в общей массе. В отличие от русскоговорящих евреев, в длительной перспективе это им не удалось. Наверно, еще и потому, что после Катастрофы одно упоминание о немецком языке, не говоря уже о его употреблении в Израиле, вызывало отторжение и ненависть.
  Да и алии из Германии, столь массовой и масштабной, больше не было. После образования государства Израиль сюда приехали евреи главным образом из арабских стран, откуда их изгнали действующие там режимы.
  И СССР репатриация была невозможна:не разрешала власть. "Окно" на некоторое время было открыто в семидесятых годах прошлого века, потом вновь закрыто - до начала девяностых годов, когда уже стала возможна массовая репатриация советских евреев.
  В ту пору Израиль представлял собой  весьма своеобразное маленькое восточное государство. Оно называлось еврейским, оно отстояло свой суверенитет, но вопрос, на основе какой идеи, каких ценностей должно сплачиваться общество, чтобы действительно стать единым народом, никуда не ушел.
   Некоторые интеллектуалы выдвинули  идею о записи в удостоверениях личности вместо национальности "еврей2 - "израильтянин", мотивируя это тем, что в США все американцы, независимо от их национальности. И даже подали просьбу в БАГАЦ.
   Однако БАГАЦ просьбу их отклонил, мотивируя это тем, что запись "израильтянин" вместо "еврей" создаст пропасть между евреями Израиля и евреями диаспоры. Если евреи Израиля будут считать себя только израильтянами, а не евреями, то какая нить будет связывать их с соплеменниками из других стран? И будет ли в таком случае Израиль национальным домом и для евреев диаспоры, пожелай они сюда приехать? Они столкутся с совершенно иной общностью - израильтянами, чувствуя себя здесь чужими.
   Евреи не могут быть "как все" потому, что то, что подходит для других, у них порождает лишь новые проблемы. Какой же выход? Министр юстиции Израиля в 2010 году заявил, что правосудие в Израиле  должно вершиться  по законам Галахи. Это вызвало бурю негодования в обществе, которое в большинстве своем является светским. От премьера потребовали  отправить министра в отставку. Однако этого не случилось, и спустя время, министр вновь повторил свою мысль.
   Эту настойчивость нельзя объяснить лишь тем, что сам министр - глубоко верующий человек, и он хотел бы, чтобы в еврейском государстве жили по законам Торы. Большинство же израильтян хочет жить по светским, общечеловеческим, демократическим законам, не связывая себя религиозными путами. Ираном они быть не хотят.
   Как примирить одно с другим? Бен-Гурион тоже бился над этой проблемой. Как человек неверующий, он тем не менее почитал Тору, считая, что именно она может и должна воспитать у евреев тот исключительно высокий дух, которым, на его взгляд, обладали предки израильтян. Не говоря уже о том, что Тора давала и дает право евреям на эту землю. Но сегодня даже среди израильтян есть те, кто оспаривает этот, казалось бы, бесспорный аргумент.


Рецензии