Шампанское в кабинете Бурбулиса

                "РУССКАЯ ВЕСНА" (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

               ШАМПАНСКОЕ В КАБИНЕТЕ БУРБУЛИСА
                Глава из книги мемуаров      
 
 Но  Егор Тимурович и по крайней мере часть «тимуровской команды» понимали, что НЭП - это только начало. Предстояло решить тяжелейшую  проблему раковой опухоли всесоюзного  ВПК, прекратить, наконец, чудовищную растрату всех видов ресурсов. Но это означало неизбежность широкомасштабного закрытия предприятий, цехов, производств, которые почти ничего потребительски полезного не могли направить ни на внутренний, ни на внешний рынок. Стало быть, речь шла об оставлении без привычной работы огромной массы людей. Притом не на время, а для некоторых навсегда. Проблема, которая не имела сопоставимого по  масштабам значения ни в Польше, ни в Чехословакии, ни в Венгрии,ни в Болгарии за отсутствием там столь мощного ВПК с одной стороны. И за сохранностью у населения некоторых навыков свободной торговли  и предпринимательства в качестве инструментов «резервной армии труда» – с другой.
   При этом республика Россия не могла сама решать судьбы  промышленности других республик. Однако и Союз уже не мог этого делать. Поддерживать же ВПК в прежнем масштабе было не только бессмысленно, о чем я уже писал выше. Но было просто нечем его поддерживать.
    Таким образом, экономическая проблема  союзного ВПК все настойчивей перерастала в политическую проблему. Без «роспуска» СССР, как фактически уже безвластной надстройки над республиками, нельзя было решить проблемы ВПК, а значит ключевой экономической проблемы на всей территории СССР.   Ближе к ночи 22 декабря 1991 г. ко мне в кабинет стремительно вошел, можно сказать, влетел, помощник Бурбулиса. Не говоря ни слова, он крепко взял меня под локоть и лабиринтами Белого дома провел в кабинет госсекретаря. Там уже собралось несколько человек, в том числе такие плохо между собой совместимые депутаты, как Шейнис и Воронин. На столике перед Бурбулисом красовалась бутылка шампанского.
   «Свершилось! - торжественно и вместе с тем как-то весело произнес Бурбулис. – Только что подписано соглашение о денонсации союзного догоовора 1922 года», - продолжил он. Присутствующие заапплодировали. Я с удивлением смотрел на Воронина. Бурбулис разлил шампанское. Стоя мы выпили. За что? Наверное за то, что назревшее это преобразование прошло достаточно цивилизованно, не то что без гражданской войны, но вообще без каких-либо межгосударственных конфликтов. И, думаю, возможным оно стало, между прочим, потому, что еще в 1990 году Россия приняла демократически ориентированную и юридически продуманную Декларацию о государственном суверенитете, за которой последовали сходные декларации других республик. Так что Беловежье «стоило мессы» и шампанского. Стоило ли оно той ностальгии и тех жертв, которые возникли позднее  и культивируются теперь?
Да, были акты насилия, были беженцы и переселенцы из республик в Россию. Но как раз все это началось задолго до Беловежья. В какой-то мере именно Беловежье позволило постепенно упорядочить эти процессы.
   Что же касается "ностальгии", то ностальгия по величию державы - СССР, вдохновения у меня не вызывает. А ностальгия по потере связей с близкими во многом надуманна. Садись в поезд или в самолет  и двигай в Украину или в Белоруссию, да  и в большинство других краев к родным  и знакомым. Ну, иной раз проверит паспорта пограничный контроль - беда небольшая.
    После Беловежья Михаил Сергеевич Горбачев публично сложил с себя полномочия Президента СССР. Отдадим же должное крупному историческому деятелю, который сумел подчиниться ходу истории,  поняв или почувствовав его неизбежность.
   
    Добавление. Я до сих пор избегал включения в мемуары документов. Не хотел превращать воспоминания в "исследование". Но вот почти случайно наткнулся в своем неразобранном еще с переезда богатом архиве на один документ, который решил хотя бы частично привести здесь. Одна из последних попыток "спасти" то ли СССР, то ли Горбачева, то ли сохранить статус самих авторов документа. Компания не совсем однородная - от Вольского,включая Гавриила Попова, до Шеварднадзе. Не то, чтобы "либералы" цековского толка, но и не то чтобы упертые аппаратчики сталинистского разлива.В обшем, скорее люди здравого смысла и даже понимания того, что нужны преобразования.И все же пусть читающий, судит - в каком, на мой взгляд, иллюзорном, мире обитали  эти , скажем так, "политики", отнюдь не лишенные в свое время влияния.
  Но только ли в "иллюзорном"? 
"Манифест" , называющий труднейший, болезненный поиск путей перехода к преобразованиям "распрями", поражает консервативной направленностью,самоуверенностью  и ,извините,политической тупостью. Подозреваю, что инициатором и основным автором был Собчак. Поражаюсь, как мог подписать его Гавриил Попов.

  Меня, кстати, пытались пригласить в эту компанию, правда в основном по конституционным вопросам. Я зашел к ним и выступил с критикой их проекта.Там были позитивные положения, но он был не очень реалистичным для переходного периода. Напомню, что изначальено я был против скороспелого принятия конституции, да еще "на века". 


Рецензии
Это часть нашей жизни. Чем дольше живем, тем лучше узнаём. И благодарв ВАм тоже. Спасибо.

Майя Уздина   14.07.2012 17:23     Заявить о нарушении