Выставка Сергея Мягких

В краевом музее изобразительного искусства состоялась презентация нового выставочно – издательского проекта, посвященная 50-летию со дня рождения Сергея Мягких (1962-1981). Выставка выполнена  в жанре исследования и размышления. На ней представлено около 250  графических и живописных работ, фотографии, дневники, письма, личные вещи 19-летнего художника, который будучи студентом Ставропольского краевого художественного училища, успел стать зрелым художником со своим узнаваемым почерком в искусстве. О ранней зрелости его можно судить по этому отрывку из письма: «Надо больше над собой работать. Отвечать за свои слова и поступки. Художник должен быть, прежде всего, честным и хорошим человеком. ...Трудно мне сейчас в живописи. Очень. Болезненно переживаю неудачи. А ведь чувствую в себе силы. Каким, каким, спрашивается, путём иду я?..»
Прошло 30 лет со дня смерти от тяжелой болезни юного художника, но он жив в памяти друзей и коллег, его помнят в художественном училище, а музейщики бережно хранят его работы, фотографии и документы. Исследователи давно заметили как много общего у С. Мягких и его кумира Ван Гога. Трагическая судьба голландского импрессиониста, его напряженная, экспрессивная манера письма, цветовые контрасты, автопортреты, пейзажи, натюрморты, знаменитая серия картин с изображением подсолнухов буквально гипнотизировали ставропольского художника. Близки ему были и духовные метания, Ван-Гога, нервные перегрузки, несчастная любовь, мечта создать коммуну художников. Безусловно, привлекала и его экстравагантность: Ван Гог любил работать ночью на пленэре, прикрепляя к шляпе свечу. Знатоки живописи так объясняют надвременную связь между столь разными, на первый взгляд, мастерами: «Судьба голландского живописца, его многостраничные исповеди, накал нравственно-этических вопросов привлекали юного художника из Ставрополя. Знакомство с творчеством Ван Гога произвело сильное впечатление и дало толчок духовному развитию».
В связи с этим, привлекает внимание копия ван-гоговского «Автопортрета с перевязанным ухом и трубкой», сделанная С.Мягких, почти неотличимая от оригинала.   Удивительно, но молодой художник успел отразить свой  неповторимый мир и в графике. Его серия работ «Учитель и ученик» имеет и другое название - «Из иллюстраций к пароксизмам». Вообще «пароксизм»  - это «приступ, припадок болезни или сильной страсти». Его графические  композиции «Учитель и ученик дома у умершей девочки-художницы», «Учитель и ученик в гостях у Матисса», «Беседа», «Путешествие во времени» и др. словно созданы на одном дыхании и являют целостную картину бытия. У образов первой гравюры, кстати, есть реальные прототипы -  любимый учитель Н. Калинский и юная художницы Надя Рушева. Однако и тут сложно искать реальные портреты, поскольку по замыслу автора, ученик – это юный философ с чистым сердцем, постигающий секреты мастерства через творчество ушедших из жизни мастеров. 
Сергея Мягких запомнили не только замечательного художника, но как человека светлого, весёлого, мягкого, и немного чудаковатого. «…Ах как хочется мне всем людям что-то доброе сделать. И долг это мой, и совесть. И дело мое!» – написал в одном из писем. Может быть, поэтому к нему так подошло ласковое прозвище друзей -  «Мяги». В их  памяти он остался многогранным талантом, которому доступны были и разножанровая графика, и живопись, и оригинальные литературные опыты  - биографическая хроника и философские заметки.  «…Заматываюсь с училищем очень. Прихожу туда в семь, ухожу в восемь вечера. А между тем, хоть сильно я и устаю, все-таки счастлив…»
Он имел талант наслаждаться красотой окружающего мира: «Красотища – эта весна на Ставрополье, обалдеть можно. Небо какое-то необыкновенное, смотреть левым глазом – оно синее, смотреть правым глазом – оно шахназарское, а посмотреть двумя глазами – ух, бог ты мой, красота-а!»
Директор музея Зоя Белая отметила, что несмотря на юность, С.Мягких успел сделать столько, что не всем по плечу и за долгую жизнь. Она напомнила пророческие строки из его дневника: «На будущее надеяться не надо, надо сейчас работать. А завтра, кто его знает?.. А может быть, и худо очень будет? Мне почему-то в голову в последнее время мысли страшные лезут. Этот мир кажется непрочным и показушным. Такое ощущение, что завтра все кругом пойдет, перевернется и изменится». «Поражаешься, откуда в юноше такое беспокойство о будущем, судьбе страны, ведь это мысли взрослого, зрелого человека! Мне кажется, что всё, что написал Сергей, очень актуально и сегодня. Молодёжь найдет в его записях много интересного», - сказала, открывая выставку З.Белая. Она представила и новый юбилейный сборник «Автопортреты Сергея Мягких», изданный специально  к этому событию на средства частных лиц (составитель А. Колбасников). Сотрудник музея изобразительных искусств и близких друг художника Александр Кимович посвятил изучению его творчества всю жизнь. Он напомнил, что прошло около 20 различных выставок - в Ставропольской детской художественной школе, астрофизической обсерватории Нижнего Архыза, выставочном зале Союза художников в Санкт-Петербурге, в Москве и польских городах Калиш и Острув.
Ректор Ставропольской Духовной Семинарии протоирей Владимир Сафонов, назвал состоявшийся проект «Событием победы духа над несовершенной плотью».
Светлана Валуева, искусствовед и исследователь творчества С.Мягких, поделилась впечатлением: «заворожили образы узнаваемые,  исполненные таинственности». Евгения Ханова,  руководитель концертного агентства, исполнила соло для скрипки Баха в память о своем безвременно ушедшем друге. Ну, а посетители, гости были едины в мнении, что эти работы надо показывать и издавать.
В кулуарах некоторые поделились слухами, что учреждается премия имени Сергея, ею будут поощрять юные дарования. Хорошее дело и давно об этом говорилось.
Только почему это делается словно втайне? Один художник узнал об этом с другого края страны. Сетовали, что не пригласили еще многих, кто хорошо знал Сергея, кто дружил с ним, трудился многие годы, организуя выставки... «Остаётся только надеяться, что премия не будет конъюнктурной по её учреждению и использованию, что ею будут отмечаться достойные, совестливые, ответственные, даровитые молодые художники.
Интересно бы ознакомиться с Положением об этой премии: ограничатся ли устроители общими фразами или всё же сумеют вывести критерии и параметры премии из обстоятельств, событий жизни и творчества Сергея Мягких, коих достаточно. Сумеют ли кроме профессиональных признаков качества работ соискателей, предложить нравственно-этические критерии оценки?»  Это покажет только время, как говорится: поживём - увидим. Ну, а выставка продолжит свою работу до середины августа.


Рецензии