Психолгия религии

КАФЕДРА
 ЮРИСПРУДЕНЦИИ




РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
НА ТЕМУ: «ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ»



Студент Курс 4
Группа Преподаватель





Москва
2012
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и особенности религии……………………………………….4
2. Содержание психологии верующих………………………………….10
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….14


























ВВЕДЕНИЕ

Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество и человеческие отношения на всем пути их существования. Ученые неустанно  дискутируют о том, когда и как у людей сложились первые религиозные представления. Можно по-разному оценивать роль религии в современном мире. Не существует единого мнения и о том, что ожидает религию в будущем. Однако несомненно одно – без религии, без учета ее влияния невозможно развитие истории  и социальных отношений любого государства, любого народа, любого человека.
Религия связана с особой сферой проявления психики человека, отражающей поиск им духовных ориентиров. Тема психологических аспектов религии особенно актуальна в наши дни, поскольку люди, как и прежде, сталкиваясь со сложными окружающими их реалиями, обращаются к верованиям.
Цель данной работы – рассмотреть понятие религии через призму психологии.
Для этого поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие религии;
– проанализировать содержание психологии верующих;
– сделать выводы по теме исследования.
В структурном отношении данное исследование состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.







1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИИ

Религия является одной из форм общественного сознания, с помощью которой люди общаются (вернее, пытаются общаться) с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах и понятиях (Крысько, 2006).
Если обратиться к этимологии слова «религия», то «religio означает по латыни «благочестие», «святость» и восходит к глаголу religare – связывать, соединять» (Ватин, Давидович, Драч, 2000). Очевидно, в данном случае речь идет о связи с иномирностью, с некими другими измерениями бытия.
Религия как социальный феномен связана с особой сферой проявления психики человека, отражающей им поиск духовной, а также  психологической «ниши», идейных и других ориентиров. Она функционирует в форме верований и практических действий, к которым, как давно уже доказали психологи (Джеймс, 1910; Фрейд, 1991; Фромм, 1990; Юнг, 1991), люди обращаются тогда, когда в борьбе за свое существование в условиях окружающей их сложной действительности они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами.
Стоит отметить такую особенность, что сами верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с «чудом», с просветлением, с приобщением к Богу. Вслед за исследователем В.Г. Крысько приходим к выводу, что соприкосновение человека с реальностью религии и есть его религиозный опыт (Крысько, 2006).
Ученые выделили ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия. К ним относятся следующие особенности.
1. Религия – это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.
2. Религия предполагает наличие особых групп – групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.
3. Религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.
4. Религия подразумевает определенную совокупность верований (идей), выраженных в религиозных картинах (Зенько, 2002; Угринович, 1986).
5. Религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов  (Крысько, 2006).
Новая философская энциклопедия трактует понятие ритуала следующим образом: «Ритуал — сложная форма символического действия, используемая в культовых системах, а также в различных типах социального поведения как средство закрепления отношения субъекта (или группы) к священным объектам (http:// www.terme.ru, 2012).
Таким образом, рассматривая религию в психологическом ее аспекте, представляется необходимым дать классификацию религий в свете психологических особенностей основных вероучений.
Так, В.Г. Крысько классифицирует основные религии по двум основаниям – по направленности и по географическому признаку, поскольку данные признаки позволяют четко обозначить специфику религий и одновременно подчеркнуть их одинаковое происхождение, сходство. Итак, различают религии:
1. авраамического монотеизма (то есть веры в единого Бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;
2. индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом, сикхизмом;
3. дальневосточные – буддизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна). Будет нелишним дополнить этот перечень так называемыми этническими религиями:
4. религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, северо-американских индейцев. (Другие древнейшие религии – религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков – уже перестали существовать).
Далее рассмотрим психологические особенности религий, относящихся к первым трем типам данного перечня, не затрагивая «первобытные» религии, принадлежащие к разнообразным культурам «малых обществ».
Христианство  – одна из мировых религий, имеющая три основные ветви: православие, католицизм и протестантство. Общим признаком, объединяющим всех ее представителей, является вера в триединого Бога, а Иисус Христос при этом выступает как Богочеловек, Спаситель мира. Главный источник христианского вероучения – Священное Писание, особенно вторя ее часть – Новый Завет (Крысько, 2006).
Более глубоко рассматривается понятие христианского Бога с философской точки зрения, акцентируется внимание на том, что Он является очень сложной фигурой для понимания, является личным абсолютом, а именно: «Это – безличное творящее и законосозидающее начало, именуемое Отец, и в то же время – это личность, Иисус Христос, Сын, интимное духовное Ты, навстречу которому открывается душа». Помимо названных двух ипостасей Бог обладает еще и третьим проявлением – Святого Духа. Все три лица «неслиянны и неразделимы» (Ватин, Давидович, Драч, 2000). 
К основным особенностям христианства относятся: единственный путь спасения – уход от греховного мира в себя; противопоставление плотским удовольствиям аскетизма, а высокомерию – покорности, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божиего на земле. Христианство провозглашает равенство всех людей как грешников: «Грешен любой, даже новорожденный младенец, который наследует первородный грех уже в силу того, что рожден на земле плотскими родителями потому несет в себе зерна всех страстей, плодящих зло» (Там же).
Ислам – одна из мировых религий возникшая в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове.
Бог ислама (Аллах) – бог воздаяния за дела, бог-судья. В отличие от христианства ислам никогда не был религией угнетенных. В нем сформировалось жесткое представление о власти и политической организации в обществе. Ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против его врагов. Ислам предписывает быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло – злом, быть щедрым, помогать бедным и т.д.
Буддизм – третья мировая религия, возникшая в V–VI в. до н.э. на Дальнем Востоке.
Высшей целью буддизма является достижение нирваны, то есть состояния покоя и блаженства, свободы от всех умственных и моральных «загрязнений». Человек должен сам спасти себя, так как никто и ничто не может сделать этого. А Будда указывает правильный путь к спасению. Для
достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных практик – медитации , перевоплощения и т.д. Немалое место в буддизме занимает учение о любви и милосердии ко всем живым существам.
Иудаизм – одна из древнейших национальных религий, возникшая в I тысячелетии до н.э. среди еврейских племен Палестины.
Иудаизм сохранял относительную однородность гораздо дольше, чем христианство. В отличие от христианства, ислама и буддизма – религий, которые исповедуют разные национальности, иудаизм неотделим от еврейского народа – доверенного народа Бога, которому приписывается особая роль. Отвержение Христа и ожидание вместо него другого, именуемого в христианской традиции Антихристом, стало в прошлом духовной причиной государственной и национальной катастрофы иудеев и распыления их по всему свету.
Индуизм  –  религия, сформировавшаяся в I в. н.э. в Индии. Индуизм не похож на религии, привычные западному человеку, – христианство, иудаизм и ислам – прежде всего тем, что в отличие от них не представляет собой целостного учения, и тем, что был создан не каким-либо основателем или пророком, а в ходе длительного исторического синтеза религиозных верований; не имеет целостного авторитетного священного писания, системы догматов или конфессиональной организации и священства, а потому и единого авторитета в религиозных вопросах. Это породило определенный психологический склад индуистов. В нем причудливо переплелись различные качества: приверженность к определенным убеждениям с беспринципностью поведения; стремление достичь определенного социального положения с завистью  (или ненавистью) к тем, у кого оно выше и т.д.
Конфуцианство – этико-политическое учение, основанное древнекитайским мыслителем Конфуцием.
Основой конфуцианства являются: учение о сыновней почтительности и учение о воспитании высокоморального  (благородного) человека, которому должны быть присущи лучшие человеческие качества.
Даосизм – одна из китайских религий, возникшая во II–III в. н.э. Он формировал у верующих естественность, простоту религиозных представлений и верований, ориентировал не на враждебность к окружающему миру, а на общительность и дружелюбие.
Сикхизм – индийская религия, складывавшаяся в рамках индуизма и синтезировавшая в себе ряд как индуистских, так и мусульманских черт. Представляет собой попытку преодолеть противостояние индуистской и исламской традиции, поднявшись над их разногласиями.
Джайнизм – религия, принявшая общую для индийских верований концепцию кармы и конечного освобождения – нирваны. Не признавая существования Бога-творца, считает душу человека вечной субстанцией, а мир – изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, совершенствуясь, душа может достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства.
Синтоизм (от яп. «синто» – букв. «путь богов») – сугубо японская религия. В основе ее лежит культ божеств природы и предков.
Таким образом, каждая из представленных религий формирует у своих верующих определенные стиль мышления и психологические качества, которые находят реальное отражение в их мировосприятии, поступках и взаимоотношениях с окружающими людьми. Следовательно, формируется особая психология – психология верующих. Целесообразно рассмотреть данное понятие более подробно в следующем параграфе.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ВЕРУЮЩИХ

Анализируя толкование термина «религия», мы сталкиваемся со следующими определениями: «Религия – мировоззрение и мироощущение, основанные на вере в сверхъестественное, в существование одного или несколько богов» (Лейбин, http://vocabulary.ru, 2010) ;«Религия – «вера в существование души» (Тайлор, 1871), а также связанные с этим верованием учреждения и практика (храмы, молитвы и др.) (Жмуров, http://vocabulary.ru, 2012). Таким образом, можно сделать вывод, что религию следует рассматривать не только как некую обрядовую практику, то есть нельзя в ней разделять религиозное и психологическое.
Чтобы как можно лучше понять психологию верующих целесообразно обозначить психологические типы религиозных людей:
1) глубоко верующие;
2) верующие;
3) колеблющиеся;
4) индифферентные к религии люди;
5) пассивные атеисты;
6) активные атеисты.
Таким образом, человек в развитии своей религиозности проходит следующие стадии:
1) начальная – стремление поиска защиты в потустороннем мире осмыслено слабо;
2) вторая – начинает появляться интерес к сущности божественного;
3) третья – человек испытывает серьезную потребность в поддержке религиозного авторитета;
4) четвертая – верующие уже управляют своими религиозными чувствами и переживаниями;
5) пятая – у верующего доминируют устойчивые религиозные ценностные ориентации (Крысько, 2006).
В ходе религиозной деятельности и религиозных отношений возникают и воспроизводятся различного рода психологические явления, обычно именуемые религиозно-психологическим комплексом, включающим в себя следующие элементы: религиозные потребности, ценностные ориентации, религиозные установки, чувства, общение и т.д.
Рассмотрим каждый из вышеперечисленных элементов.
«Религиозная потребность в своей первоначальной форме представляет собой нечто индивидуальное – поиски частным человеком избавления, спасения, которых данная <…> как таковая действительность в данных конкретных объективных и субъективных обстоятельствах в иной форме ему предложить не может <…>. Способ ее формирования, раскрытия или отмирания в весьма существенной степени обусловлен <…>  общественным и мировоззренческим развитием» (Лукач, 1987).
Вслед за Д. Лукач приходим к выводу, что религиозная   потребность  наших дней –  это  субъективно необходимо возникающая  потребность, нечто, неизбежно вызываемое существенными, действенными социальными силами эпохи, независимо от того, насколько искаженно отражает способ их проявления производимую и воспроизводимую ими действительность и насколько искаженно он на нее реагирует.
Для верующих характерна специфическая система ценностных ориентаций – в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из религиозной веры.
Религиозные установки помогают верующим «отфильтровывать» информацию. Как правило, у большинства верующих позитивная установка к «братьям» и «сестрам» (единоверцам), а также служителям культа и проповедникам.
Религиозные чувства – переживание верующими своего эмоционального отношения к религиозным ценностям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе.
В.Г. Крысько отмечает, что с религиозными верованиями связаны обычные человеческие чувства: страх, любовь, гнев, радость, надежда, благоговение, восхищение и т.д. (Крысько, 2006). Однако стоит отметить, что у верующих они переживаются несколько иначе, например, как «Любовь к Богу», «страх Господень», «ожидание чуда» и т.п.
Исследователь и психолог Е. Шрамко выделяет несколько эмоций, которые играют главенствующую роль в переживаниях «среднего», наиболее типичного представителя верующих.
Это, прежде всего, религиозный страх и религиозная любовь (Шрамко, emiz.org.ua,2012).
Особую роль играет религиозное общение – личные, эмоционально насыщенные связи между верующими, между ними и Богом, в форме которых реализуются религиозные отношения.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав отобранные для исследования источники, в заключении предоставляется возможным сделать следующие выводы.
Религия как социальный феномен связана с особой сферой проявления психики человека, отражающей им поиск духовной и психологической «ниши». Потребность в таком поиске имела место с древнейших времен (что подтверждает существование столь древних верований, как религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков и т.д.), не иссякает она и в наше время.
Истинно верующие испытывают глубокие религиозные чувства, которые накладывают неизгладимый отпечаток на их сознание и поведение, в определенной мере отвлекая их от решения реальных задач практической жизни. У глубоко верующих людей их религиозные идеи, образы и устремления становятся как бы центром психической жизни и накладывают отпечаток на все содержание их сознания. Все процессы в их сознании связываются с верой в сверхъестественное и приобретают специфическую направленность. Иначе говоря, у верующего человека образуется своеобразная система ценностных ориентации и социальных установок, благодаря которой вся информация, все впечатления из окружающего мира подвергаются «фильтру» и переработке с религиозных позиций.
Таким образом, у верующих формируется чувство «мы», происходит отделение от неверующих, а также последователей других религий, обозначаемых как «они».
Парадоксально, однако, с одной стороны, представители какой-либо определенной конфессии отделяются от представителей других религиозных групп, а с другой – они сплачиваются, их психология стандартизируется и конформизируется.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Рецензии