Мазаччо. Мадонна с младенцем и ангелами

Мазаччо. «Мадонна с младенцем и ангелами». 1426 г. Центральная часть полиптиха.  Лондон. Национальная галерея.

Стрельчатое обрамление срезает по бокам верхние части трона, на котором сидит Мадонна, создавая иллюзию открывающегося за аркой пространства, в глубину которого отступает золотой фон. Мадонна сидит тяжело и прочно. Сильного  поворота  фигуры вправо, выступающих вперед широко расставленных колен, рук, склоненной головы достаточно, чтобы почувствовать трехмерность фигуры и место, занимаемое  ею в трехмерной среде. Так же пространственно дан обнаженный младенец на ее колене. Мы не только чувствуем скольжение света, мы видим застывшее движение складок, взволнованных движением скрытых за ними тел, ясно воспринимаем  внутреннюю и внешнюю динамику жизни в позах и выражениях лиц. Естественно повернута в сторону и несколько склонена  вперед голова мадонны. На лице и в устремленных перед собой невидящих глазах глубокое раздумье, полное понимания, трезвого прозрения, тяжелой тревоги и мужественной стойкости человека, не обманывающего себя иллюзиями и прямо смотрящего в глаза жизненной правде. Все решительно приблизилось к реальности. Но она дана в таком возвышенно-идеальном, общечеловеческом плане, который высоко поднимает картину над всем жизненно-конкретным. В рамках традиционного решения обычного религиозного сюжета Мазаччо выразил свое драматическое понимание жизни как суровой борьбы и свое утверждение красоты бытия как красоты высоких человеческих переживаний.

Мазаччо http://proza.ru/2012/07/15/321


Рецензии