Мазаччо. Изгнание из рая

Мазаччо. «Изгнание из рая». 1426-1427. Капелла Бранкаччи, церковь Санта Мария дель Кармине. Флоренция.

Из  показанной в сокращении райской двери, как бы неумолимо смыкающейся в щель, через которую нет пути обратно, первые люди вышли  в неведомый, жестокий, земной мир. В мрачно-пылающей одежде, склонившись вперед, летит над прародителями изгоняющий их ангел, не занося меча, но указывая им путь, трудный и неизбежный, как вся жизнь человечества, начинающаяся с этого момента. Адам изображен ближе к зрителю, Ева глубже. Фигуры заполняют почти всю поверхность фрески. Сильная, мускулистая фигура мужчины и более слабая, более мягкая и округлая в очертаниях фигура женщины лишены всякой изысканности.  Охристые желтоватые тона и коричневые густые тени придают им смуглость и теплоту живых тел. Без всякой детализации подчеркнуты основные формы, основные мышцы. Здесь нет еще подробного и точного знания анатомии, но характерны общее знание человеческого тела и чувство его плотской красоты. Ева, как более слабое, непосредственное существо, открыто, без стыда выражает отчаяние, плача навзрыд, и движение ее рук передает физический, бессознательный стыд, а не моральный стыд осознанной вины.  Фигуры написаны широко, живописно, без жестко обозначенных контуров, с трепетностью быстрого зрительного впечатления. Особенно отчетливо это выступает при рассмотрении лица Евы. Гримаса плача раскрывает не только душевное состояние, но и мгновенную изменчивость черт, которую нельзя четко зафиксировать. Поэтому черты переданы исключительно эскизно – намеченные темными пятнами впадины глаз и открытого в рыдании рта лишены ясных очертаний и тем более подробностей. Стремление к суровой правдивости в передаче чувства и его естественного проявления заставляет художника забыть о сохранении  красоты лица, искаженного плачем. Совсем иначе характеризует он Адама. Виновный меньше, чем Ева, он, однако, как бы взял ответственность за случившееся на свои сильные, но сейчас согнувшиеся под тяжестью плечи, опустив голову, закрыв лицо руками. В этом движении рук не физический, а моральный, сознательный стыд. И вместо неуверенной, как бы шаткой поступи Евы мы видим широкий, крепкий шаг мускулистых ног Адама.

Мазаччо http://proza.ru/2012/07/15/321


Рецензии