Мазаччо

Автопортрет (в центре), фрагмент фрески «Св. Петр на кафедре» из капеллы Бранкаччи

Если начало новой эры для архитектуры связано с именем Брунеллески, а для скульптуры – с именем Донателло, то обновление живописи во многом заслуга Мазаччо, гениального, щедро одаренного природой художника, умершего, к несчастью, в очень молодом возрасте.
 
Томмазо ди Сер Джованни ди Симоне дельи Кассаи, прозванный Мазаччо («Неряха»), родился в декабре  1401 г.  в маленьком городке Сан Джованни Вальдарно. Он происходил из семьи нотариуса. Рано лишившись отца, Мазаччо переехал во Флоренцию и здесь учился в какой-то из художественных мастерских. О необыкновенных способностях даровитого юноши свидетельствует тот факт, что уже в январе 1422 г. он получил звание мастера живописи и был принят в цех врачей и аптекарей. Вазари пишет, что Мазаччо слыл человеком «рассеянным и беспечным, подобным тем, у кого вся душа и воля сосредоточены лишь на вещах, имеющих отношение к искусству, и кто мало внимания обращает на себя и еще меньше на других… Он никогда не хотел думать о житейских делах и заботах, в том числе даже о своей одежде, и требовал деньги со своих должников лишь в случае крайней нужды… Он был добр и готов оказывать другим такие услуги и такие любезности, о которых ему самому и мечтать не приходилось».

Именно в произведениях Мазаччо впервые было провозглашено самое интересное и волнующее, что создано Богом – человек с его страстями и болями, с пониманием справедливого и высокого, с обретениями и лишениями, с жизнью и смертью. Уже в его ранних работах ясно проступает стремление отрешиться от мелких, частных деталей, познание которых было исторически важным и плодотворным моментом в искусстве треченто, и перейти  к передаче только сущности очелевеченного, но вместе с тем и космического мира с присущей ему великой красотой гармонии и закономерности.  Все это означало возврат к основным принципам Джотто, и исследователи отдают должное  связи с ним Мазаччо через разделяющие их годы и поколения. До появления Мазаччо не было ни одного художника, не только по дарованию и новаторству равного Джотто, но и ни одного настолько родственного ему по главным чертам творческого метода. Легко указать на массу примеров  обращения Мазаччо к Джотто. Но еще существеннее наряду с этим подчеркнуть  также эпохальное расстояние, отделившее Джотто от Мазаччо. Мазаччо сделал следующий после Джотто шаг в создании собирательного образа человека. Точно также он значительно продвинулся вперед в изображении окружающей человека среды. Одно из главных завоеваний Мазаччо – это постижение законов пространственной перспективы. Он по-новому использовал возможности светотени, моделирующей пластическую фигуру. В умении распределять свет и тени, а также в экспрессии Мазаччо намного превосходит Джотто. Персонажи его – люди сильные, страдающие, четко осознающие, что нравственно и что безнравственно. Они существуют  в трехмерном пространстве, заполненном светом и воздухом, они твердо стоят на земле и обладаю плотью (http://proza.ru/2012/07/15/302).

В начале 1426 г. Мазаччо отправился в Пизу и приступил к созданию небольшого алтарного полиптиха для капеллы Бранкаччи, принадлежавшей нотариусу Джулианоди Колино дельи Скарси в церкви монастыря Санта Мария дель Кармине. Заказы на алтарные полиптихи, так же, как на большие циклы фресок, считались самыми ответственными и почетными.  Самая знаменитая фреска этого цикла – «Изгнание из рая» (http://proza.ru/2012/07/15/306).

Капелла Бранкаччи стала в дальнейшем настоящей школой ренессансной живописи. Вазари приводит длинный список живописцев, работавших во Флоренции в период между концом XV и началом XVI века, которые, изучая эти фрески, стали превосходными и знаменитыми. От Беато Анджелико до Микеланджело, от Леонардо до Рафаэля, пишет он, все усвоили «по фигурам Мазаччо наставления и правила для хорошей работы».

Помимо росписи капеллы Бранкаччи другим шедевром Мазаччо является знаменитая «Троица» во флорентийской церкви Санта Мария Новелла (http://proza.ru/2012/07/15/308).

После окончания «Троицы», еще не завершив роспись капеллы Бранкаччи, Мазаччо в 1428 г. уехал в Рим. В том же году он неожиданно скончался в возрасте 27 лет.

Ренессанс http://proza.ru/2023/01/19/241


Рецензии
А я недавно обнаружила младшего брата Мазаччо - Джованни, который был полной
противоположностью Томмазо. Деловой, практичный, он отказался от наследства
брата, так как не захотел оплачивать его долги. Живописью занимался немного,
в основном, его мастерская выполняла заказы богатых флорентийцев на изготов
ление и роспись мебели и других предметов домашнего обихода. Ведь их дед
изготавливал резные сундуки - " кассаи". Работы Джованни " деско да парто"
деревянный поднос для роженицы " Триумф славы" по случаю рождения Лоренцо
де Медичи ("Великолепного"). Надеюсь, не очень Вам со своими "раскопками"
надоела...
С уважением.

София Ладзарус   22.02.2018 02:39     Заявить о нарушении
Нет, все это очень любопытно. В эпоху Возрождения можно (и наверно, нужно) уйти с головой. Чем больше мелких деталей, тем она более зрима.

Константин Рыжов   22.02.2018 04:57   Заявить о нарушении