Правдивая история о Святополке. Эпизод 88. Часть 5

Я думаю, что это как раз именно к тому разговору что один любит –русский народ, а другой –польский позволяет любить. Дело не в разборках футбольных фанатов или высказываний академиков по национальному вопросу. Куча произведений не отвечают на вопрос почему-не «Огнем и мечом» Генриха Сенкевича и одноименный фильм Ежи Гоффмана, ни «Тарас Бульба» Николая Гоголя и ни «Гайдамаки» Тараса Шевченко. Ни одно из произведений, посвященное смуте, окончившейся в 1612 году, не сказало -в чем сердцевина этого противостояния, этих противоречий между славянскими народами, этого непонимания-все были увлечены шапочным разбором того что не такие и перечислением взаимных обид между польского и русским (украинским) народом. Но озвучивать такие вещи, делать их доступными неограниченному кругу лиц, навязывать какие –то характеристики, давать повод лишний раз поскрипеть зубами-потому что художественно в лице «условного противника» показали воплощенное зло-без, хотя бы, краткого экскурса в историю польского народа, в историю русского народа- в ту историю, когда их истории можно было бы хотя бы условно назвать «общей Отечественной историей»-«перетаскивая одеяло на себя» в момент после трех исторических разделов Польши и включения польского княжества в состав Российской империи или возвращая натянутое одеяло обратно в период обретения русских земель Речью Посполитой с меньшинством русского населения, или нахождения Украины под Унией было бы нелогично и неоправданно сюжетом, коль уж взялся все объяснить.

Здесь  эти сведения–это юридическим языком выражаясь- отсылочная норма-в инкорпорированной в нашем же произведении вставке-а не бланкетная-норма, предлагать специальную литературу по теме, чтобы быть подкованным по интересующему вопросу. На правах отдельной вставки (все данные можно при желании проверить): «Глава XVI. Польша»
«История ляхов в первое время появления их в Европе покрыта глубокой тьмой. Это племя как будто не имевшее у себя детства. Хотя начальный русский летописец и говорил, что ляхами прозвались словени, седшие на Висле, но даже в самой польской историографии, как ни жидка она, а уже поставлен вопрос, принадлежат ли ляхи к славянскому племени? Куник сообщает за исторический факт, что польско-чешские славяне некогда покорены были неславянским племенем лингов (Lancas, Lyncas, Lencas, Lengyel), иначе ляхов, лехов. Судя по карте, составленной Л. Ходзько и приложенной в истории Литвы Лелевеля,  ляхи в VIII и в IX веках относительно славян занимали самое ничтожное место. В их руках была верхняя и средняя Висла и Варта, на которой собственно и сидели ляхи. Окружённые славянами, они и сами носили на себе славянский характер, были братьями других славян: «Пяст (половина IX века), взятый от плуга на трон, стоит рядом с чешским Премыслом и русским Микулой Селяниновичем»».

(Сам Болеслав принадлежал к династии Пястов- Болеслав Мешкович Пяст. Лесь долго пытался провести аналогию следует ли ассоциировать или искать корень такого названия «пяст»  с «пястными костями» (лат. ossa metacarpi) — пятью коротких трубчатых костей кисти, отходящих в виде лучей от запястья, или  «пястью», которая ещё иначе называется «плюсна» и относится к основным статям лошади- частям тела лошади, выполняющим важные функции и помогающие охарактеризовать породу лошадей по её назначению и так же характеризовать каждую отдельную лошадь на предмет её качества и пригодности к использованию.)

«Русский летописец замечает под 848 годом, что в то время был ещё один язык у чехов, ляхов и у полян-руси, и память об этом племенном братстве жила ещё в XIII веке, в предании, записанном у Богухвала  (1250) о трёх братьях Лехе, Чехе и Руси, прародителях трёх славянских племён, которое доселе ещё известно у карпатов около Загреба и у лужицких сербов.

Но на этом и кончается славянская история ляхов. Позволив впоследствии, чтоб часть славянской земли, касавшаяся Балтики, онемечилась, ляхи тогда обратились за силами и даже за поэзией в Литву и Русь, и думали открыть здесь русло своей истории. На приобретение Руси были обращены все силы, а между тем оскорбительное вымирание балтийских славян шло и идёт своим чередом до настоящей минуты, когда дети-немцы не понимают больше языка своей матери-славянки, когда, хороня мужика, кладут к нему в гроб и славянскую книгу. С половины IX века лядская земля начинает принимать латынскую веру, получившую у самых поляков имя лядской веры, и с тех пор мало-помалу отделяется от остального славянского мира, включая сюда и близких к ней чехов. Чехи потеряли свою независимость по милости содействия, оказанного ляхами немцам (1620). Под наплывом латинства из памяти ляхов вдруг исчезает вся эта старина эпоса, преданий и обычаев, на которой у остальных европейских племён воспиталась культура всего народа, а не одного какого-нибудь сословия. Смолкают даже девичьи песни (cantilena puellaris), слышанные ещё Мартином Галлом в начале XII века, и сменяются латинскими виршами, которые сочиняло католическое nabo;e;stwo.  Существуют достоверные свидетельства, что земля ляхов сначала была православною, употребляла кириллицу, и что до XIII века ею пользовались бенедиктинцы; но потом, под влиянием других монашеских орденов, кириллица вытесняется латынью, кирилловские рукописи исчезают, и в XV веке истребляются католическим духовенством все до одной. В XIV веке из Чехии проникает к ляхам протестантизм и делает орудием своим народный язык. С протестантством сближается православие, и была великая минута, когда, казалось, судьбы всего славянского мира лежали в руках ляха. Но всё это гибнет, сменившись иезуитизмом, побратавшимся с шляхетчиной, и затем в целой истории ляхов слышится одно вечное зловещее слово — измена общенародному делу.

История не помнит, чтоб когда-либо ляхи были в дружеской связи с русским народом. Но между князьями южной Руси и королями ляхов связи эти начались давно и были очень близки. Князья бились за ляхов против чехов. Об одном из таких походов Мономах с негодованием вспоминал в своём завещании: «Та посла мя Святослав в Ляхы: ходив за Глоговы до Чешьского леса, ходив в земли их 4 месяци». Князья бегали в ляхи, ища там убежища от внутренних княжеских коромол, выдавали дочерей своих в ляхи. В 1043 году Ярослав выдал сестру свою за Казимира, получив в вено 700 русских людей, полонённых Болеславом; в 1102 году Сбыслава вышла в ляхи за Болеслава. Ольгерд женат на княжне витебской Юлиане, бывшей матерью Ягайлы, знаменитого главы дома Ягеллонов. Иного рода были отношения ляхов к Руси, к русскому народу. В X веке они овладели Галицкой Русью, но в 981 году выгнаны оттуда Владимиром. Воротив Перемышль, Червень и другие города, бывшие под властью ляхов, Владимир перенёс границу русской земли с Буга на Сан, и с тех-то пор, быть может, живёт на Руси пословица, гордая верой в будущее: «Не тронь, ляше, по Сан наше!»».


Лесь вспомнил слова украинского национального гимна слова — Павла Чубинского, музыка — Михаила Вербицкого (  «Ще не вмерла України ні слава, ні воля»: «Станем, браття, в бій кривавий, від Сяну до Дону»


Рецензии