Скорость развития

             

Я рождён далеко был от центров культуры.
Что такое Уфа,- посмотрите на карту:
Чуть на юг - и кочевник седлает верблюда,
Чуть на север - олень тащит мёрзлые нарты...


Если не рассматривать неубедительно изложенное происхождение Ломоносова, то бесконечно
подавляющее большинство, оставившее заметный след в науке и литературе, родилось далеко не в простых семьях, где им могли дать раннее и хорошее образование, у них были арины родионовны, им не надо было поливать помидоры или ( условно ), собирать колорадского жука.
На ранней ступени развития практически любой тандем мать-отец могут ещё до школы научить
ребёнка читать и писать. Меня научили. Но нашу часть района , почти примыкающую к лесу окружал пояс из частных домов, где родителям после окончания основной работы на заводе и т.п., предстояло обихаживать домашнее хозяйство. Было не до детей. В школе научат... Если учесть, что среди учащихся было немало башкир и татар, плохо говорящих по-русски изначально, то ход обучения представить несложно. Началось их стремительное отставание. Их подсаживали к тем, кто более менее успевал. Они просто списывали, отставая всё больше и тормозя тех, кто мог и хотел.
В соседнем подъезде у нас за стенкой жила семья очень известных медиков. Их дочь, на год старше меня, вместе с мальчишками прыгала с крыш, лазила по деревьям и т.п. Мы сдружились и я получил доступ в их квартиру, где впервые увидел столько книг. Я в них просто вцепился. Мне, как гоголевскому Петрушке, было неважно, что читать и я читал всё подряд. Это был первый толчок. Она написала короткий стишок - я тоже. Она прочитала про марсиан, которые бегали, задерживая дыхание - и мы стали бегать, кто дальше пробежит до первого вздоха. Мы маршировали по квартире и хором декламировали:" Лучше умереть стоя, чем жить на коленях... Если враг не сдаётся - его уничтожают!..." - и прочую ахинею.
Она была обречена на золотую медаль в нашей захолустной школе и путь в медицину, что впоследствии и доказала, поднявшись очень высоко. Второй толчок дала математическая школа,где был сильный преподавательский состав, дух соревновательности, а списывание считалось позором ( ну как в Грузии, где считалось западло украсть щётки с машины ). Школа заставила бежать нас бегом и показала возможность достижения цели через труд.
Третий толчок дал не институт, а встреча в нём. К нам в группу после академа пришёл мой тёзка, Юрий Михайлович, сын крупного руководителя. Здоровенный парень, очень начитанный, прекрасно умеющий рисовать, с тонким чувством юмора. Зовите меня просто Благодетелем,- сказал он. Мы охотно подхватили эту игру и стали пестовать его культ. Он был не дурак выпить и один раз мы попали в его квартиру. Какая библиотека там была...! А его монологи, когда он бывал в настроении... Он и раскрыл для меня Достоевского и объяснил, как его надо понимать, сопровождая унизительными комментариями в мой адрес. Его чувство юмора извиняло всё!
Но он не был рождён для технического вуза и наше знакомство было коротким. Отец мне передал своё чувство юмора, простое - в силу искажения реальности того времени. А Благодетель развил и усложнил. Наша троица друзей и сама была не дура в этом вопросе, но его превосходство в развитии было очевидным.
Старший брат моего приятеля и один мой сосед по дому ( тоже не из простых семей ), закончили школу с медалью, поступили в Москве в престижные технические ВУЗы и впоследствии там и остались. Как они уже через год отличались от своих сверстников, приезжая к нам на каникулы... В наших деревнях даже теoретически не могут вырасти люди, готовые к учёбе в институте и ЕГЭ здесь не спасёт. Не приводите в примеры одиночек. Знание - это пирамида. Хоккей - пирамида. Балет - пирамида.
В какой-то книге я прочитал фразу, как бы от лица государственного деятеля :" Народ должен пройти через бедность,-говорил тот, обращаясь к президенту". Способен ли человек думать в бедности? Ленин это отрицал. Я не жил в бедности, но знаю, что когда идёшь под тяжёлым рюкзаком - ты не можешь думать вообще ни о чём, ни о семье, ни о работе. Бьётся мысль - дойти!
Река воспринимается как светлое будущее, a более близкая цель - перекус, т.е. тред-юнионизм,( Экономический интерес ), как справедливо сказал об этом опять же Ленин. Бедность не является основанием, на котором можно построить что-либо надёжное и устойчивое. Когда цель близка - идёшь на зубах, на воле, на жадности - какая разница. Но число попыток достичь цель - у человека очень невелико. Как после войны людям хотелось зажить по-новому. Не дали. Результаты мы видим у других стран. Короткая оттепель. Испугались - и не дали.
Горбачёв - неопытность( а она могла бы быть ), самоуверенность, избалованность властью и море ошибок. Ну и мы хороши были. Но один разумный шаг - снятие запретов на парники, свобода освоения садовых участков - и мы решили продовольственную программу, над которой условно много лет билась КПСС. Ну, а потом пришёл Ельцин. Всё было брошено коту под хвост и мы с вами улетели туда же( На самом деле ещё дальше, но приличные люди понимают даже по умолчанию ).
Нам долго подниматься, но страна, в которой растёт количесто миллиардеров, но не растёт средний класс, должна быть готова к приходу людей с другим цветом кожи, глазами, менталитета, способностью бороться с препятствиями, уничтожая последние в физическом смысле на государственном уровне ( на других уровнях тоже).


15.7.2012


Рецензии
Серьёзные размышления...

Владимир Зуев 3   15.03.2013 10:35     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку, Владимир! Успехов...

Соколов Юрий Михайлович   15.03.2013 18:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.