Странности-2 жуков и причины разгрома 2

Снабжение бригад осуществлялось автобатами корпусного подчинения, каковых имелось 16 + 4 отдельные автороты, общей численностью в 4342 автомобиля, в основном - ГАЗ-АА - "полуторки". То есть все плохо, да».

   Яковлев было направил 2-й батальон своей танковой бригады на выручку мотострелкам, но затем, удостоверившись, что японцам попало на орехи, срочно отозвал его громить три пехотных японских полка на Баин-Цаган.

   То есть, судя по всему, направление главного удара основных сил армии вторжения страны Восходящего солнца исходило вовсе не со стороны легендарной высоты. Кроме того, атаковать три советские танковые бригады и  7 мотобронебригаду силами трёх пехотных полков да ещё с высоты было делом самоубийственным. Даже на одну 11-ю ТБ без мотопехотинцев, якобы отставших по пути, три пехотных полка не осмелились бы пойти в штыковую. А вот обороняться они могли вполне. При том, что у японской пехоты помимо штатных 37-мм пушек были ещё другие средства ПТО. Это 37-мм полевая пушка на станке образца 11 года (1922), и 20-мм автоматическая пушка Тип 97, пробивавшая 30 мм броню с 250 м, и 13,2 мм пулеметы Hotchkiss на полевых станках с "яблоком", аналогичным нашим установкам ДШК.

    Алексей Исаев пишет об атаке 11-й ТБ:

   «Из 133 участвовавших в атаке танков было потеряно 77 машин, а из 59 бронемашин – 37. Людские потери танковых батальонов … были умеренными. 2-й батальон потерял 12 человек убитыми и 9 ранеными, 3-й танковый батальон – 10 убитыми  и 23 пропавшими без вести. Сведения о 1-м батальоне в публикациях отсутствуют… на 20 июля 11-я танковая бригада насчитывала 125 танков».

   Понятно, что раз поле боя осталось за нашими, то все повреждённые машины удалось сохранить и восстановить. Хотя в другом месте Исаев приводит высказывание японского офицера, что горящие БТ «были похожи на дымы сталелитейных заводов в Осаке» (видно оттуда родом был этот самурай). И добавляет к сему: «причиной этому являлся конструктивный недостаток всего семейства танков БТ, заключавшийся в расположении больших по площади бензобаков по бортам боевого отделения. Они легко поражались артиллерийским огнём независимо от используемого топлива. Одновременно можно сделать вывод, что уже в конце 1930-х были заложены основы «позиционного кризиса» Нового времени, когда танки стали не менее уязвимы на поле боя, чем пехотинцы 1914 г.»

   Хотя ещё в ходе танковой атаке при Камбре половина британских танков были подбиты германской полевой артиллерией. В ходе боливийско-парагвайского конфликта та же участь ожидала используемые там танки «Рено» и «Виккерс» А уж в ходе Гражданской войны в Испании мы предложили республиканской армии противотанковую пушку 45-мм, а немцы свою 37-мм. Так что, при наличии военной разведки и военных советников (выступающих как резиденты под прикрытием) не знать таких деталей может только самая отсталая армия мира.

Жуков, как известно, резко пошёл на повышение после разгрома японцев под Халхин-Гол.

   Но маршал Г.В.Шапошников, что возглавлял тогда генеральный штаб РККА,  в своей телеграмме так оценил его деятельность:

«Вы жалуетесь на неподготовленность 5-й мотомехбригады и головного полка 82-й стрелковой дивизии, но ведь вы ничего не сделали, чтобы исподволь ввести их в бой, «обстрелять», дать комначсоставу и бойцам «принюхаться к бою, обстановке. Вы эти части бросили наряду с другими в атаку, на них сделали ставку и хотели с их помощью «уничтожить» противника».

  Дело в том, что 82-я СД была сформирована по принципу «тройчатки», что был заложен расстрелянными к тому времени Тухачевским, Уборевичем и другими «фигурантами». Принцип этот вроде бы предназначался для резкого увеличения численности вооружённых сил (призыв двух категорий в довесок к кадровому составу и уже отбывающим службу в частях). Но на деле, то есть при Халхин-Гол, он не сработал. Дивизия оказалась разбавлена в новичках. К тому же не всем призывникам по месту службы была выдана амуниция и даже оружие, что уже было фактом вопиющим. Поэтому уровень её дисциплины и подготовки оказался столь низким, что при столкновении с японцами она тут же побежала. Как мы узнаем далее, Жуков из этого факта выводов почему-то не сделал. Напротив, он развернул такую «тройчатку» на посту начальника ГШ РККА, что и РККА, и всему СССР мало не показалось.

   Впрочем, мы отвлеклись. Помните ситуацию: в разговоре с Гудерианом некто, названный им «начальником генерального штаба армии», предлагает ему наступать под Брестом довольно странно? Силами пехотных и моторизованных дивизий! А танковые части, что являются инструментом прорыва, задвинуть отчего-то во вторые эшелоны? Мне это напомнило одно обстоятельство. Когда в сентябре 1939 года подчинённая Гудериану Померанская гренадёрская дивизия была прижата польским огнём к земле. Понесла чувствительные потери перед проволочными заграждениями. А затем бежала от Поморской конной бригады. Но это лишь незначительная часть от того удивления, которое я испытал в дальнейшем. Чтобы испытать его вместе со мной, ознакомьтесь со следующим документом – сообщение военного атташе СССР в Венгрии полковника  Н.Г.Ляхтерова (оперативный псевдоним «Марс») от 23 мая 1941 года:

   «Словацкий посол и военный атташе считают войну между Германией и СССР  неизбежной. Нападение должно быть проведено исключительно мотомеханизированными и моторизованными частями в ближайшее время. Американский военный атташе в Румынии сказал словаку, что немцы выступят против СССР не позднее 15 июня».

   Не правда ли – потрясающее совпадение? И там, и здесь – один канал поступления информации. Им может служить только один из двух источников: либо сам Хайнц Гудериан, либо… Вот именно! Тот, кого «быстроходный» зашифровал в своих «Воспоминаниях»,  используя туманное определение -  «начальник Генерального штаба армии». Сам факт того, что сообщение «Марса» и встреча Гудериана с лицом, предлагавшим ему нарушить устав, совпадают по времени, наводит на красноречивые выводы.

   Правда, у истоков этих выводов стоит одно обстоятельство, что загораживает их как камень. Начинается оно с вопроса: к кому стекалась вся развединформация из Разведуправления РККА?

   Ответ один: к начальнику генерального штаба РККА генералу армии Г.Жукову. Именно он, занимая столь высокий пост, обязан был каждодневно просматривать сводки донесений главы РУ Ф.И. Голикова.  Составлять доклады на имя Сталина, в которых должны быть объективно отражены данные о готовности или неготовности Германии к войне с СССР. О численности и качественном составе германских дивизий, об их снабжении, о расположении военных аэродромов,  об умонастроениях среди германских фельдмаршалов и генералов, в числе коих есть противники и сторонники этой войны, степень эффективности работы военной разведки и контрразведки противника. (Начальник штаба сухопутных войск фельдмаршал Гальдер – «против», а начальник генерального штаба фельдмаршал Кейтель – «за».) Особенно в области «сброса» дезинформации. Как же обстояло с этим дело у будущего великого полководца Великой и Отечественной? У «снискавшего славу» героя Халхин-Гол?

    К 22 июня 1941 года германские сухопутные силы насчитывали всего 208 дивизий. В их число входили: 153 пехотные, 4 лёгкопехотные, 6 горнострелковых, 1 кавалерийская, 21 танковая, 14 моторизованных, 9 охранных. Кроме этого в вермахте появился 1 пехотный полк, 2 усиленных моторизованных полка, 1 моторизованная бригада. Таким по численности и качественному составу стал вермахт после начала формирования новых дивизий с октября 1940 года. И переформирования 15 дивизий, которые состояли из 12 пехотных, 2 танковых и 1 моторизованной.

   А вот данные о вероятном противнике с подачи наркома обороны ССС С.Тимошенко и начальника Генштаба Красной армии Г.Жукова председателю Совета народных комиссаров СССР И.В. Сталину от 15 мая 1941 года:

   «В настоящее время Германия, по данным Разведывательного управления Красной Армии, имеет развёрнутыми около 230 пехотных, 22 танковых, 20 моторизованных, 8 воздушных и 4 кавалерийские дивизии, а всего около 284 дивизий».

   Разница, согласитесь, местами небольшая. Хотя по моторизованным дивизиям завышение двукратное. Правда, есть одно существенное «но». Оно, это «но», портит всю картину. Это количество панцердивизий в вермахте. Именно они являются главным инструментом предстоящего блицкрига. Именно с их помощью была сокрушена глубокая оборона Польского коридора, а также сметены французские, бельгийские и британские дивизии.

   15 мая 1940 года в своей докладной записке на имя Сталина  начальник генерального штаба Жуков и нарком обороны Тимошенко несколько занижают количество вражеских дивизий на советско-германской границе:

«Предполагается, что в условиях политической обстановки сегодняшнего дня Германия, в случае нападения на СССР, сможет выставить против нас до 137 пехотных, 19 танковых, 15 моторизованных, 4 кавалерийских и 5 воздушно-десантных дивизий, а всего до 180 дивизий… Вероятные союзники Германии могут выставить против СССР: Финляндия – до 20 пехотных дивизий, Венгрия – 15 пд, Румыния – до 25 пд. Всего Германия с союзниками может развернуть против СССР до 240 дивизий». Дело в том, что в плане стратегического развёртывания от 11 марта 1941 года указаны совсем другие подсчёты: 165 пехотных, 20 танковых и 15 моторизованных (всего 200) дивизий. С учётом союзников – 268 дивизий. Предполагалось, что против РККА будут брошены 10 550 танков и 13 900-15 100  самолётов».

   Разведупр, конечно, «отличился», но куда смотрели товарищи Жуков и Тимошенко? Им, разве, не известно по докладам тех же разведчиков, беседам с германским военным  атташе генерал-полковником Кёстрингом (бывшим офицером царской армии и тульским помещиком) о возможностях германской промышленности? Не может быть, что  б они не знали: в месяц максимальное количество танков, выпускаемых четырьмя германскими заводами «Реинметтал-Борзинг», «Ман», «Хеншель» и «Алкетт» едва достигает 1000 единиц. Производить панцеры в массовом порядке начали лишь с 1933 года. И то это были танкетки Pz I. Лишь с 37-го начался выпуск более-менее приемлемых «коробочек» Pz III и  Pz IV. Их было выпущено несколько сот единиц. Это весьма приблизительные расчёты. Как же промышленность рейха могла так «разогнать» свои производственные мощности за столь короткий промежуток времени?

   Особенно, если учесть, что с 39-го по 41-й вермахт довольно активно воевал. Нёс потери. Так на 21 сентября 1939 года на границах Польши были сосредоточены 3 195 танков, из которых: Pz I  - 1 445, PzII – 1 223, PzIII – 98,  PzIV – 211. В ходе месячных боёв с польской армией потери составили: PzI – 89, PzII – 83, PzII – 26, PzIV – 19. В ходе французской компании 1940 года одних только PzIV было потеряно 69. А после 1 октября 1939 года все панцердивизии остались… без «роликов». Иными словами, большинство танков было отправлено в тыл. На предприятия производители  или ремонтные базы, где над ними был учинён капитальный ремонт: от корпусов были отделены башни, сняты металлические ленты гусениц, вынуты двигатели и т.д. Моторесурс панцеров, и без того весьма скромненький (150 км/ч),  порядком износился. И до марта 1940-го панцердивизии существовали как моторизованные: были укомплектованы людьми, вооружением, различной техникой, в числе которой не было ни одного танка. К сожалению, «тупой» Сталин так и не воспользовался этим вражьим упущением. Ему бы презреть «героя Испании», руководителя Автобронетанкового управления товарища Павлова и начать  свой блицкриг в Европу. Двинуть по западным границам хотя бы силами 10 000 танков, 8 000 самолётов. Не говоря уже об орудиях и миномётах, личном составе сосредоточенных там дивизий. Но нет! Иосиф Виссарионович то ли непроходимо глуп, то ли боится герр Шикльгрубера и его воинства, где больше половины пехоты движется без автотранспорта, а артиллерия в значительной степени запряжена в передки. Но ни того, ни этого не признаёт за Сталиным даже Суворов-Резун, что обзывает его «кровавым чудовищем» и обвиняет в истреблении «миллионов». Если ни то и ни другое, то третье? Сталин просто не хотел нападать, вот и всё.


Рецензии
В отличие от нас с вами Сталин и Жуков опирались в основном на опыт Первой Мировой Войны. А вы помните, с какими проблемами она была связанна. Для них та лёгкость, с какой Германия захватила половину Европы была такой же шокирующей, как для вас, к примеру, атака АС-130 на танковый конвой.
Кроме того мне тоже не совсем понятна причина, по какой Гитлер напал на СССР, поскольку русские снабжали его редкоземельными металлами, провиантом и топливом. А ведь именно экономический голод прикончил Германию. Немецкие войска сохраняли свою боеспособность вплоть до 9 мая.

Антон Болдаков 2   14.08.2012 07:27     Заявить о нарушении
Тут, кстати, всё понятно, Антон.По той же, что - и на Польшу. Ведь с Польшей у Гитлера были очень "хохляцкие" интересы несмотря на "вольный" город Данцинг. А именно: сырьевые вопросы и колониальная, и континентальная политика. Хотя официально фюрер с приходом к власти заявил об отказе от колоний (притязания на северную Африку), всем было ясно6 новоиспечённый рейх задыхается от экономических проблем. в первую очередь - нехватки топлива и цветных металлов.
Тут есть, правда, интересный вектор проблемы: Британия. Польша была буфером между Европой и кое-кем формально для Франции, на самом деле - для Туманного Альбиона. Так вот, именно англичанам было выгодно заявление об отказе притязаний на колонии: у них колониальная система начинала трещать по швам. Фюрер этим подыграл: к нему очень быстро потянулся премьер Британии Чемберлен. Что было дальше, вы знаете - Мюнхенский договор 1936-го, пакт оси Германия, Италия и Британия. Особняком, как бы не участвуя, стояла и Франция. Но всем было ясно: куда англичане скажут тявкать, туда "хранцузы" и затявкают.
Кстати, в ходе начала советско-германского сотрудничества после 1925-го, несмотря на видимую дружественность группы фон Секта, последний написал довольно интересную статью в журнале германских офицеров. Там было и такое: в союзе с Великороссией германия полезет Версальские отношения, но как только Россия полезет в Польшу - ей надобно дать решительный отпор. По-моему, ясно, чья дуда тут играет...

Станислав Графов   14.08.2012 14:44   Заявить о нарушении
Гитлер, к слову, не зря считается одним из самых гениальных полководцев. И посему я не могу понять, почему он не рискнул напасть на Британию - для него это было проще всего - вон как Роммель беспредельничал в Африке.Но он напал на СССР, хотя и должен был понимать, что территорию таких размеров сумеет удержать или геноцидом или посредством предателей из местного населения.
Значит что-то он знал, чего мы не знаем. На что-то рассчитывал.

Антон Болдаков 2   14.08.2012 15:17   Заявить о нарушении
А Черчилль постоянно атаковал своего посла в Москве: убедите Сталина напасть. Молотов накануне заявления 4 июня наконец-то принял британского посланника и обнадёжил его, хотя и не сказал ничего конкретного. По сути - спровоцировал этим будущие события.
Вообще, идеальным вариантом для Гитлера было бы - напасть на нас вместе с Польшей. Думаю, похоже это подписались бы, в первую очередь, его английские друзья вроде герцога Эдинбургского, Гамильтона и прочих членов ложи Эстер. План подобного нападения существовал (кстати, по чьему-то, как бы не британскому, умыслу объединёнными войсками командовал бы маршал Пилсудский).

Станислав Графов   14.08.2012 15:37   Заявить о нарушении
Напасть вместе с Польшей? Вы так смешно шутите! :) Просто прелесть! То у вас итальянцы отличные воины, то вдруг поляки в угрозу СССР превратились. Но у вас отличный юмор! Ценю!

Антон Болдаков 2   14.08.2012 17:44   Заявить о нарушении
Ценю вашу реакцию и ваше остроумие. Вас что-то смущает?

Станислав Графов   14.08.2012 18:50   Заявить о нарушении
На мой взгляд правда гораздо непригляднее. Гитлер отлично знал возможности СССР и знал, что их сознательно завышают, как завышают и уровень боевой подготовки русских солдат. Поэтому он просто был уверен, что сумеет разбить более слабую армию СССР. Его подвели не бывало суровые зимы то, что он не учёл способности СССР переставлять промышленность с мирных рельс на военные. Для сравнения - СССР получил самые большие потери во Второй Мировой войне, но ухитрился выбраться из послевоенного кризиса с невероятной для всего мира скоростью.

Антон Болдаков 2   14.08.2012 19:39   Заявить о нарушении
Для сравнения - безвозвратные потери Красной Армии составили 8 млн. (в целом), а 11 млн. - санитарные. Это - из числа почти 46 млн. мобилизованных. Так что... Немецкие боевые потери составили более 6 млн. Ряд германских историков, в том числе Г.Людеке, считают, что одни только вермах и СС потеряди до 10 млн., при 25 млн. мобилизованных и воевавших.А "результаты" на Поклонной горе это - в 6 раз завышенные, по многу раз повторенные и зафиксированные фамилии.
Приведённые мною цифры взяты из официальных расчётов Минобороны РФ в 90-х, когда Россию, особенно Сталинскую, не очень принято было любить. Фигурируют они и на ряде сайтов.
Что же до качестве подготовки, почитайте, будет если желание, мемуары Гудериана и Германа Гота (в первую очередь). Они многое поведают о качестве подготовки, особенно в первые месяцы. И особенно - у Гудериана под Мценском, где его танковую армию в составе почти 600 танков и САУ остановила почти на месяц танковая бригада Катукова в составе не более 67 танков, всего три из которых были Т-34.

Кроме того, посмотрите, как Гитлер отзывался о действиях нашей армии при штурме линии Маннергейма - эти высказывания в беседе со шведским дипломатом есть в Интернете.


Станислав Графов   14.08.2012 22:17   Заявить о нарушении