Любви все возрасты покорны

11. ЛЮБВИ – ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ.
ЕЛЕНА фон ГАНН.
 
       Они направились к выходу. Вероника, желая продолжить разговор на интересующую ее тему, попросила:
     – Расскажи что-нибудь по дороге.
     – О Елене Блаватской, хочешь?
     – Почему про нее?
     – Она мне очень нравится!
     – Даже так?
     – Это замечательная женщина!
     – Мне нужно ревновать? – улыбнулась Вероника.
     – Ты мне ее напоминаешь! Хотя я ни с кем тебя сравнивать не хочу.
     – Ты ее видел?
     – К сожалению, только на фотографиях в книгах, но то, что читал о ней – помогло воссоздать образ.
     – Мне кажется, ты несколько идеализируешь Блаватскую, наделяя качествами, которые хотел бы видеть в женщине, в том числе и во мне.
     – Нет, дорогая! Что касается ее, я это чувствую каким-то внутренним восприятием, а что касается тебя, я это еще и вижу!
     – Мой Эрик – романтик и идеалист?!
     – Это плохо?
    – Нет, это прекрасно, милый! Я мечтала об этом, и желала всем сердцем! – Вероника остановилась и, заглянув в глаза, добавила: – И оно, наконец, сделав правильный выбор, отыскало твое сердце! – опять взяв его под руку, она крепко прижала ее к груди.
     – Ты меня волнуешь! – Он улыбнулся.
     – Чем?
     – Каждый раз, когда ты прижимаешь мою руку к своей груди, я готов забыть, что нахожусь не в номере отеля. – Эрик шутливо погрозил пальцем.
     – А я каждый раз, когда это делаю, забываю, что мы не в номере и сожалею об этом!
     – Моя королева так любвеобильна?
     – Мне это нравится. Я хочу быть любимой и хочу любить, – сказала она просто. – И я могу любить! Любить так, как любили Ромео и Джульетта. Ты веришь мне?
     – Верю! Я верю в такую любовь, потому что сам тебя люблю именно так! Мы нашли друг в друге то, на что в молодости мало обращали внимания: преданность, надежность и верность чувствам!
     – Неправильно думают те, кто иногда в ответ на признание в любви предлагают дружбу, – произнесла вдруг Вероника. – Если любимый становится другом – это счастье, а если после перипетий судьбы любовь уходит, и дорогой тебе человек, пряча глаза, фальшивым голосом предлагает дружбу, чтобы как-то выйти из создавшейся ситуации, – это мелочно и подло! Перед тобой находится уже недруг и это – горе!
     – Вывод? – спросил Эрик.
     – Любовь и дружба, основанные на взаимопонимании – едины! Только тогда, когда они вместе – эти чувства могут навечно соединить сердца! Дружба без любви или любовь без дружбы между разнополыми людьми – это неполноценные, урезанные и обреченные на крах бедные чувства!
     – Не полностью согласен, хотя в тебе вижу не только очаровательную молодую женщину, но и друга, понимающего мои чувства. Друга на всю жизнь!
     – Почему не согласен?
     – Возможно, это даже не несогласие, а желание глубже разобраться в непростом вопросе. Ясно, что первично дружба строится на взаимных симпатиях, спорить тут не о чем. Но один умник как-то сказал – нет такого друга, который бы не мечтал попасть в постель к подруге. Понятно, что это чувство бытует и от него никуда не денешься. Ты как к этому относишься?
     – Вопрос непростой, тут без психолога не обойдешься. – Вероника с интересом посмотрела на Эрика.– А ты что скажешь?
     – Если брать дружбу у разнополых представителей Hомо Sapiens, то, на мой взгляд дружба, основанная на взаимных симпатиях, безусловно может перерасти в большую любовь. Но есть факторы: разное социальное положение, уже существующий брак и многое другое – искусственно сдерживающие эти чувства. В этих случаях главное – готовность обеих сторон преодолеть их. Это близко нашим взаимоотношениям. В этом случае, почти всегда, если невозможна любовь, говорю это с большим сожалением, то дружба может быть очень крепкая и преданная.
     – Милый, здесь все равно присутствует любовь, – отреагировала Вероника. – Скрытая любовь, так сказать, завуалированная под дружбу.
     – Ты хороший психолог. Истинная дружба только и строится на этих чувствах. Вот, например, Иван Сергеевич Тургенев – всю жизнь незабвенно любил французскую певицу Полину Виардо. Эта, для некоторых скептиков, не очень красивая внешне, но богатая духовно, женщина, была замужем и, в свою очередь, любила своего мужа. При этом – очень ценила искреннюю дружбу Ивана Сергеевича. Их добрые, очень своеобразные теплые отношения длились долгие годы. Известный писатель жил в Париже, писал повести и романы и не пропускал ни единого ее выступления на сцене. Его произведения получили известность утонченностью и изяществом, невероятной глубиной чувств и содержательностью.
     – Потому что был талантлив и виртуозно владел словом? – улыбнувшись, решила подзадорить Эрика, Вероника.
     – Безусловно! Он был великолепным мастером слова, но свои произведения Иван Сергеевич создавал, исключительно, благодаря любви к, Полине! Она вдохновляла его, была идеалом – ее образ помогал создавать в романах, наполненных духовностью и женским обаянием, очаровательных и трогательных героинь! Мы, же понимаем, что и ученые, абсолютно все – обладают незаурядным талантом, но романы и поэмы не пишут.
     – Поясни! – ей все больше хотелось завести его. Вдруг ее осенила мысль, и, чтобы проверить свое предположение, она повторила: – Объясни, каким образом гениальные творения зависят от любви? Примеры.
       Эрик прекрасно понял, что она имеет в виду, и, погрозив пальцем, отреагировал:
     – Шалунья! Ты меня серьезно провоцируешь!
     – Лишь уточняю твое отношение к вопросам, связанным с этим волшебным чувством. – Вероника лукаво усмехнулась.
     – Глубокие произведения, основанные на любовных взаимоотношениях, не создаст, ни один, даже самый выдающийся ум, если его обладатель не подключает сердце. Именно Полина была виновницей, точнее музой, зажегшей в Иване Сергеевиче огонь любви. Она создала Тургенева, тонко влияя на психику влюбленного человека. Эта замечательная, необыкновенно одаренная и обаятельная женщина, повторюсь, была истинной музой писателя. Она, как никто понимала внутренний духовный мир Тургенева, влияла на него, создавая того художника слова, которого мировое общество приняло гениальным мастером пера.
       Вероника смотрела на Эрика, на его мечтательное лицо с блестящими от волнения глазами и видела любовь, глубокую любовь к себе. Она была довольна. Ей удалось разжечь вопросами то, что она в нем так ценила и больше всего любила. – Как много мне необходимо тебе сказать, любимый, как много! Хватит ли для этого всей жизни?
       А он, продолжая говорить, не отводил влюбленного взгляда от ее прелестного личика.
     – О его любви знали многие, – возвращаясь от своих мыслей в реальность, услышала она его голос. – Знали, но никто не позволял себе злословить в его адрес, так как Иван Сергеевич был всегда выдержанным, вежливым, предельно обходительным, умным и потрясающе интересным человеком! При этом за балами и вечерами в высшем свете, за веселыми застольями и посиделками – он ни разу не дал повода уличить себя в домогательствах к Полине, став истинным другом ее семьи. Многим хотелось видеть его у себя в гостях, а он, не изменяя своей любви, будучи всегда желанным в ее доме, только там и находился. Я не знаю доподлинно, не любила ли в глубине души его сама Полина, ведь Тургенев был красивым и видным мужчиной, но они так и не соединили свои судьбы. Их удивительные взаимоотношения, ее волнующее внимание, которым она постоянно одаривала писателя, достойны пера маститого романиста. Вот дружба, основанная на любви, – закончил он, но сразу добавил: – Наверное, дружба на симпатиях друг к другу – не так уж далека от этого примера. В этом случае добрые отношения всегда могут стать более теплыми.
     – Тебя интересно слушать. Нет равнодушных слов, и в каждом, заложены смысл и чувство.
       С мечтательной улыбкой она прижалась к нему теснее.
     – Значит наша, такая нужная тема, основа всех мировых шедевров?
     – Королева любовного романа, Джейн Остин, – не создала бы свои глубоко психологичные и, изумительно тонкие, насыщенные любовным лиризмом романы, если бы однажды сама не испытала очень сильную любовь.
     – Королева?
     – Иначе не назовешь. Она достойна этого звания! О любви писать может только тот, кто испытал это чувство, кто долгие годы хранил его в сердце, пронеся через всю жизнь. Джейн любила и ее любили – очень любили. Обстоятельства были сильнее влюбленных, и не дали соединиться их сердцам, но именно эта любовь помогла ей создать шедевры. Она написала самые лучшие, это всеми признанно. шесть романов о любви.
     – Ты восхищен ею?
     – Ею и ее романами!
     – Странно! Говорят, что любовные романы – удел женщин. Мужчинам интересно читать о путешествиях, войнах, детективы, а ты, что же?
     – Заблуждение! Ошибка, сознательно привитая в нашем обществе! Нам интересно читать о любви не меньше чем вам. – Эрик улыбнулся. – Плюс все то, что ты перечислила.
     – Раз ты пишешь стихи, то и роман можешь написать? – она лукаво улыбнулась.
       Обняв за плечи прелестное, постоянно провоцирующее его на откровения, создание, Эрик шепнул ей на ухо.
     – Я уже задумал роман, и даже собираю материал!
     – Какой роман?
     – Прозрачные Мир Валенсии и ты в нем главная героиня.
     – Только в том случае, если главный герой – ты!
     – Мы вместе... вместе напишем!
     – Как Анна и Серж Голон?
     – Да! «Анжелика» – их «Книга Любви»!
     – Ты думаешь?
       Глядя на аллеи, пальмы, окружающий цветущий мир, она задумчиво спросила:
     – О настоящей «Книге любви» – ходят легенды. Ее, наверное, нет в природе… Верно?
     – Все, кто испытывает первую платоническую любовь, открывают тетрадку и начинают писать свою «Книгу любви!».
     – Я тоже начинала! – улыбнулась она, – но не дописала!
     – Может нам двоим удастся?.. – отреагировал Эрик, целуя ее.
     – Знаешь?.. Я впервые говорю с мужчиной на эту тему. Впервые!.. Мы говорим о том, чего мне не хватало всю жизнь. Как я ждала этого! Да нет, что ждала?!.. Я даже мечтать не могла, что когда-нибудь, вот так, буду говорить о чувствах, которые так близки моим сердцу и душе. В нашей любви – ответы на все мои вопросы.
       Тронутый ее откровением, Эрик нежно заключил:
     – Наш пример – идеальная модель. Желаю ощутить ее всем влюбленным – пусть пишут свои «Книги Любви»!
     – Такие чувства хочется пожелать всем, – тихо ответила Вероника и внезапно, тряхнув головой, сказала уже громко: – Но я отвлекла тебя от темы, – расскажи о фальшивой дружбе. О дружбе, которую используют как ширму, чтобы, сказав: последнее прости и, наговорив маловразумительное о самом чувстве, подленько ретироваться, исчезнув навсегда!
       Удивляясь ее настойчивости, Эрик продолжил:
     – Есть и другой вариант дружбы, когда та перерастает в любовь. Он не так романтичен, но итог один – любовь. Взаимное уважение определенных достоинств друг у друга – вот что иногда превращается в пылкую и страстную любовь. Это чувство возникает не сразу, но оно-то зачастую и бывает более долгосрочным, чем любовь с первого взгляда. Ушами любят не только женщины, но и сильный пол. Всегда приятно поговорить с умной женщиной, как и с умным мужчиной, правда, желательно, не озабоченными сексуальными проблемами и не обозленными на весь мир! Присядем? – он вопросительно посмотрел на Веронику.
       Она кивнула и, увидев скамью на небольшой, уходившей в сторону, аллейке, увлекла его к ней.
     – А если женщина, возможно, умна и, говорят, интересна, но все равно обозлена на мир? – спросила вдруг Вероника, заглянув в глаза. – Например, как я?
       Эрик рассмеялся.
     – Это когда ты такой была? Что-то не припомню.
     – Была!
       Она поправила непослушную прядь волос и загадочно посмотрела на него.
     – Была! Пока не встретила одного человека!
     – Кого?
     – Догадайся!
       Обняв, он поцеловал ее в щечку.
     – Я не видел того, что ты на себя наговариваешь. Шесть лет любовался тобою и наслаждался волшебством наших встреч, но того, о чем ты говоришь, не видел! Передо мной всегда была очаровательная, умная, предельно внимательная, корректная и красивая молодая женщина.
     – Ты о ком? – спросила тихо Вероника.
     – О той, кто все время хочет казаться хуже, чем на самом деле. У меня есть друзья, я имею в виду среди женского пола, с которыми всегда приятно общаться. Они уступают всяким там Барби и очередной «Мисс… – пустая голова», но прекрасны душой. Находясь в их обществе, чувствуешь, что останавливается время, а жизнь становится намного интересней!
     – Мне надо ревновать?
       Приблизив к его лицу свое, она шутливо потрогала язычком его губу и в следующую секунду поцеловала.
       Он улыбнулся, крепче прижимая ее.
     – Ревновать друзей нельзя. В этом случае чувства к ним так же святы, как и в любви! Тем более, что самый лучший и любимый мой друг со мной рядом, щекочет мне ухо своим дыханием.
       В его объятиях, было тепло и уютно. Его слова были словами, которые она ожидала всю свою жизнь. Они сидели на скамейке в тени бутылочного дерева. Им хорошо в этом райском саду. Вероника, счастливо улыбаясь, уже не первый раз шепотом спрашивала:
     – Любимый, это не сон, не сказка?
     – Это сказка, но мы в ней главные герои, – тихо отвечал он.
     – Да! Это наша сказка, и я желаю всем такой любви, как у нас! – она с мечтательной улыбкой гладила его лицо, прикасаясь пальцами губ, а Эрик нежно целовал их. Вот Вероника просит:
     – Продолжай любимый! Я слушаю.
     – Я главный выступающий на этом симпозиуме? – держа ее в объятиях, шутит он.
     – Да, именно так! Так, потому что мне интересно тебя слушать.
     – Ладно, рассмотрим еще один вариант дружбы, – кивнул он. – Есть еще и деловые отношения, которые дружбой не назовешь, но ними тоже дорожишь в силу разных меркантильных интересов.
     – Ну, это я знаю. Поговорим о том, когда любовь проходит. Что тогда? Что после нее остается?
     – Это самое сложное чувство. Люди, разочаровавшиеся друг в друге, иными словами, разлюбившие один другого, а может никогда и не любившие, почти всегда испытывают взаимную враждебность и не прочь, в большинстве случаев, свои собственные ошибки приписать бывшему партнеру по любви. Я думаю, что любовь в этом случае исчезает из-за неспособности побороть свой эгоизм и нежелания впустить в свою жизнь любимую или любимого.
     – Хорошее выражение, – сказала Вероника, ощущая его тепло. – Я открою тебе сердце и пущу в свою жизнь навсегда! И вообще, я уже тебя туда пустила! – она улыбнулась и крепче прижалась к нему.
     – Мое сердце и жизнь – давно твои, любовь моя!
     – Какой вывод мы можем сделать? – спросила Вероника.
     – Там, где есть любовь, есть и дружба. Даже если любовь по каким-то причинам завуалирована, но есть. Там, где нет любви, – дружба лишь одно название. Такой друг предаст в любую минуту.
     – Последний вопрос: – Соединив судьбу, клянясь в любви, друг другу, внешне благополучная пара, которую ставят всем в пример – вскоре расходится! Что это? Как понять это дикое явление?..
     – Это горе, большое горе, но лишь для одного из них.
     – Что ты хочешь сказать? – в недоумении посмотрела Вероника.
     – С самого начала, у одной из сторон был план устроить свою жизнь, о любви речь не велась вовсе.
     – Не поняла?
     – Извини, у женщин это бывает!
     – А у мужчин?
     – Раз во сто меньше.
     – Может женщина ищет человека, с которым она хочет чувствовать себя уверенно в жизни?
     – Ты рассуждаешь, как одна из них?.. – глянул на нее с удивлением Эрик.
     – Нет, это не так! То есть, я тоже хочу уверенности, но для меня главное твой внутренний мир, твой характер, чувства ко мне, а уверенность?.. – Вероника, поймав на себе его взгляд, завершила: – уверенность и надежность – мы создадим вместе. От этого наши чувства станут сильнее и богаче, а взаимоотношения крепче.
     – Узнаю любимую! Это, моя Вероника! Именно такая любовь, создаваемая обоюдно – есть единая и неповторимая.
     – И ты такой! Потому я тебя и полюбила, – улыбнулась она.
       Ты Созидательница и чувства – на благополучного спутника жизни, не променяешь! Я ни разу не заметил на твоем лице наигранности, а в глазах и голосе, фальши.
     – И?..
     – Ты не играешь роль, ты естественна! Я люблю в тебе это так же сильно, как и все остальное, чем так щедро наградил тебя Творец!
     – Вернемся к расчетливой половине уже созданной семьи или пары, – напомнила Вероника.
     – Я не судия, чтобы давать оценку подобным взаимоотношениям, но это гадко, когда говорят о любви, а думают о надежном материальном благополучии!
     – И подло, с какой бы стороны это не исходило, – завершила она.
     – Расчет и прагматика, это торговое соглашение на сдачу во временную аренду чувств и физического тела, – неожиданно констатировал Эрик.
     – Ты прав! К любви это не имеет отношения. Такое соглашение или материальный договор, с кажущимся призрачным благополучием, делает человека в жизни, намного беднее и несчастнее. Брак по расчету – несчастный брак. Но что в итоге? Твое мнение?
     – Не получив то, на что рассчитывала или рассчитывал, такой циник – он или она, со словами: «Я ожидала совсем другого, я ошиблась!» – хладнокровно прерывают взаимоотношения и ловят другие жертвы!
     – У меня есть несколько бывших подруг, поступивших таким же образом. Вынуждена согласиться, это больше типично для женщин, – развела Вероника руками.
     – Подруги счастливы?
     – Какое там?!.. На чужом горе счастье не построишь – известная истина. Что послала в эфир Вселенной, то и получишь с лихвой назад. Я разорвала с ними отношения и давно не виделась, но общие знакомые говорят: нет!
     – Ты поссорилась?
     – Я тоже не судия, чтобы их судить, но после очередной попытки очернить моих знакомых – порвала с ними.
     – Зачем им хаять твоих друзей?
     – Потому что, разрушив собственную жизнь, они заскучали и взялись за других.
     – Вы все такие замечательные, но абсолютно непредсказуемые! – рассмеялся вдруг Эрик.
     – Там, где есть настоящие чувства – бушует вселенское пламя любви, которое, не загасит цунами холодного расчета, жизненных невзгод и лишений.
     – Моя прелесть удивляет меня!
       Эрик поцеловал ее, а Вероника, посмотрев ему пристально в глаза, спросила негромко:
     – В итоге нашего разговора, в мою любовь ты веришь, надеюсь?
     – Как в свою, рыбка моя!
     – Я тебе друг? – улыбнулась лукаво.
     – И любимая! – не понял он.
     – А что говорила я, дорогой? Дружба и любовь – едины.
     – Не спеши, радость моя! – сообразил Эрик, что проигрывает. – Я же не отрицаю этого, но есть еще привязанность к человеку, уважение к его особенностям и индивидуальности. Что ты на это скажешь?
     – Это этикет, так сказать, кодекс поведения в обществе, основанный на взаимоуважении интересов.
     – Но уважение и дружеское расположение – это не та дружба, ради которой люди идут на любые жертвы? Ты это хочешь сказать?
     – Угадал. Вот и получается, что мир, в большинстве своем, фальшив?
     – Мир – многогранен! Человечество – одна из его составляющих, в котором истинных друзей немного! Их и не может быть много. Это чувство живет рядом с любовью, а последняя, принадлежит только двум индивидуумам – ЕЙ и ЕМУ!
     – Красиво! Что из всего этого следует?
     – Если продолжить разговор, о неискренности во взаимоотношениях, то не лишнее напомнить, что среди мнимых друзей, как и в лжелюбви, много ловцов и попутчиков. Эти, выискивая выгоду, проникают в душу, прилипают, умело демонстрируя фальшивую дружбу, чувство, напрочь у них отсутствующие. Они очень искусны в обхождении и общительны. Создавая иллюзию дружеских отношений, высасывают все необходимое и при первой угрозе разоблачения становятся злейшим врагом. Такие прилипалы – самое гадостное, что есть на свете.
     – Ты так говоришь, словно встречался с ними.
     – И не раз, дорогая. Приходилось. Они разрушают человеческое доверие к ближнему, и их удары самые болезненные.
     – Вывод?
     – К дружбе, как и к любви, необходимо относиться очень трепетно и осторожно.
     – Ты ушел от ответа! – протестующе погрозила она пальчиком.
     – Лучшие умы человечества пытаются ответить на эти вопросы, но – увы!
     – Хитрец! А твое мнение, каково оно?
     – Сдаюсь. Я не готов к такой полемике.
     – И это психолог женских душ? И?..
     – Мы вместе попытались доказать теорему жизненных ситуаций и выяснили, что для каждого человека она индивидуальна. Свою теорему мы решили, и ты в ней, признаюсь, на первом месте! – поспешно закончил разговор Эрик и поцеловал ее. – И я этим горжусь!
     – Ты как истинный дипломат и психолог подвел итог под моими любительскими философствованиями, – она улыбнулась. – Но это еще не все – есть современное отношение к любви нашей молодежи. Мы кажемся им старомодными, у них свое понятие? Так?
     – На первый вопрос отвечу – у тебя не любительские наблюдения, это желание не ошибиться и не спутать мимолетную любовь с глубоким чувством, основанным, именно на дружбе. Любящий друг – никогда не предаст и пойдет на любые жертвы не только ради счастья близкого ему человека, но ради простой ее, или его улыбки! Такой была и Елена Блаватская! На второй вопрос – ответ оставим на вторую половину дня, – улыбнувшись, завершил он, – чтобы нам было так же интересно, как и в первой.
     – Извини, я замучила вопросами, прости, дорогой! Расскажи мне о Блаватской! Я ее уже люблю, раз ты ею так восхищаешься!
     – Вопросы, как вопросы: мне они также интересны, а что касается Блаватской, то такую женщину, как и тебя, нельзя не любить и не восхищаться! О ней ходили легенды, и личность она потрясающе интересная. Если ты отдохнула, идем к дону Педро.
     – Хорошо, но по дороге я тебя слушаю.
       Они не спеша вышли из сада и направились в сторону центральной городской больницы.
     – Обладая глубоким философским складом ума, имея обширные познания в оккультных науках и парапсихологии, Елена Блаватская была красива той удивительной красотой, которая обезоруживает не столько внешними данными, сколько внутренним духовным наполнением. Елена Петровна Ганн, дочь Елены Александровны Фадеевой и полковника из немецкого рода фон Ганн, через свою бабушку Елену Павловну Долгорукую (в замужестве Фадееву) вела род от Рюрика.
     – Столь прославленного рода?
     – Предполагаемых родоначальников правителей Киевской Руси.
     – Почему предполагаемых?
     – Потому что, Киевский престол был вероломно захвачен, норманнским князем Олегом, посадившим на княжение своего племянника Игоря, малолетнего сына конунга Рорика, позднее прозванного Рюриком. От него и пошли Рюриковичи.
     – Завоеванный престол?
     – Вероломно захваченный, – это две большие разницы! Но не об этом сейчас разговор.
     – Интересно, но ты прав – продолжим о Елене.
     – В эту загадочную и чрезвычайно обаятельную женщину влюблялись многие, но она всегда держала мужчин на определенной дистанции. Друзья любили ее, но это были только друзья, соратники и Учителя.
     – Она никого не любила? – удивленно вскинула брови Вероника.
     – Безусловно, любила! Но выйдя по детской наивности замуж за чиновника крупного ранга Блаватского, старшего на сорок лет, обожглась на всю жизнь.
     – А родители? Они выдали ее замуж против воли?
     – Елена Александровна Фадеева, мать Елены, умерла, когда той было одиннадцать лет.
     – Бр-р… – отреагировала Вероника, передернув плечами. – Бедный ребенок.
     – Мать была замечательной женщиной. – Эрик глянул на Веронику, и, улыбнувшись, добавил, – и очень красивой, как ты.
     – Эрик, Эрик!... – покачала головой Вероника, и, не желая прерывать, попросила: – Продолжай!
     – Елена Александровна, образованнейший человек своего времени, и очень романтичная натура. Свой талант проявляла в великолепных романах. Ими зачитывались не только в России, но и в Европе. Насыщенные романтизмом и тонким лиризмом, они находили отклик в душах сотен тысяч читателей. Белинский назвал ее «Русской Жорж Санд». Елене очень не хватало матери, а отец… отец был от нее за несколько тысяч миль, неся военную службу. Воспитываясь у бабушки, она в семнадцать лет решила получить свободу, причем, весьма неадекватным способом.
     – Замужеством? – догадалась Вероника.
     – Именно! И обожглась на всю жизнь. Безуспешно, пытаясь развестись, в первый же год супружеской жизни, Елена сбегает от мужа в Константинополь в трюме корабля шедшего из Одессы. Десятилетнее путешествие по Европе, Малой Азии, Северной и Южной Америке, Греции, Китае и Индии. В Египте, Елена изучает магию под руководством старого копта. И везде где она была, показала себя отчаянной и смелой женщиной.
       Эрик приостановился и, посмотрев на Веронику, сказал:
     – Вы разительно схожи. Я как будто рисую твой портрет.
     – Не мой портрет нужно рисовать, а ее! Ты не забыл, что мы говорим о Елене Блаватской! – улыбнулась она, но тот, реагируя по-своему, продолжил:
     – Елена была такая же смелая, как и ты. Рискуя жизнью, боролась за обиженных, отдавая им свои сердце и любовь. Часто предаваемая друзьями, она не держала зла и в ответ творила только добро. Много раз, пребывая в подобных ситуациях, Елена только разводила руками и поясняла: «Не могу делать зло, не за этим я пришла в этот мир!». Резковатая в суждениях, что касалось теософских споров, изотерии и парапсихологии, Елена Петровна запросто отдавала последние деньги, тому, кто в этом нуждался острее, чем она. Деньги ей доставались очень нелегко. Вначале, это просто средства, поступавшие от ее концертов, она великолепно играла на пианино и рояли, затем – от рассказов и очерков, печатаемых в американских и русских журналах. Ее щедрая душа всегда трогательно откликалась на беду, порой абсолютно незнакомых людей, случайных прохожих, которых она видела впервые.
     – Елена Петровна относится к тем из немногих людей, о которых Платон говорил: «Чем больше отдаешь, тем больше получаешь!», – вставила Вероника, близко принимая его рассказ.
     – Именно! – отреагировал Эрик, – Поэтому не удивительно и даже понятно, почему, где бы она ни была, находились и те, кто помогал ей в беде, оказывая помощь и покровительство. Помощь приходила всегда в нужный момент, назло многочисленным недоброжелателям, называющих ее легкомысленной и беззаботной. Удивляясь, с каким юмором она воспринимает жизнь, с ее множеством сложностей, представители высших кругов, включая и христианскую церковь, злословили на ее счет в средствах массовой информации, распуская сплетни и небылицы, никогда не имевшие место в ее подвижническом труде.
       – Любимый, ты так о ней говоришь – это твой идеал?
      – Мой идеал ты! Но, пожалуй, я лучше расскажу о ней легенду, и ты поймешь, что я имею в виду.
       Он как-то странно глянул на Веронику.
     – Что с тобой? – встревожено посмотрела она.
     – Не знаю! Не могу отделаться от чувства, что, говоря о ней, говорю о тебе и, наоборот. Странно!.. Ладно! Расскажу то, что о ней оставил в своих воспоминаниях ее соратник, друг, а может и больше чем друг, полковник Генри Стил Оллькот. Ему принадлежат весьма загадочные строки. Я их помню наизусть. «Она сражалась с Гарибальди под Ментаной в кровавом бою. Как доказательство она мне показывала перелом левой руки в двух местах от ударов саблей и попросила меня прощупать в своем правом плече пулю из винтовки и еще другую пулю в ноге. Также показала мне рубец у самого сердца от раны, нанесенной стилетом… Мне иногда кажется, что никто из нас, коллег вообще действительно не знал Елену Блаватскую, кажется, что мы имеем дело с искусно оживленным телом, настоящая ее душа была убита под Ментаной, когда она получила эти пять ран и ее, как умершую, извлекли из траншеи».
     – Странные строки, – Вероника поежилась. – Но действительно, какая сильная женщина!
     – Вместе с друзьями она выступила на помощь Гарибальди, против папистов и протестантских догм. Битва произошла 2 ноября 1867 года. Ее извлекли из-под груды мертвых тел. Лечилась во Флоренции и в 1968 году, уже была полна сил и энергии. Но, я не во всем согласен с полковником.
     – С чем не согласен?
     – С тем, что он пишет: – «… настоящая душа была убита под Ментаной…». Возможно, было убито тело, трудно с этим не согласиться после стольких ран, но душа-то как раз и осталась жива. Именно бессмертная душа не дала возможности перестать биться отважному сердцу Елены!
       Глубоко вздохнув, он завершил:
     – Стоять рядом с Гарибальди в бою, получить пять ранений – это не выдержит даже закаленный в боях воин, не то, что хрупкая женщина!
     – Вы, мужчины, всегда нас недооцениваете! В этом и заключается ваша ошибка! – вырвалось у Вероники.
     – Ну, нет! Я совсем другого мнения о женщине!
     – Сомневаюсь! Вы все думаете, что когда возникнет необходимость, мы не сможем защитить и вас, мужчин! Что при первой же опасности мы завизжим и разбежимся кто куда!
     – Что ты? Я вовсе так не думаю! Я знаю, на что ты способна в экстремальной обстановке. Я своими глазами видел, как ты, пренебрегая опасностью, ринулась ко мне на помощь, там, в воде. Если бы не ты – не знаю, чем все закончилось!
       Эрик говорил искренне, без тени иронии.
     – Я горжусь, что ты у меня такая. Я видел, как ты, жертвуя собой, спасаешь других. Не случайно, у меня возникло ощущение, твоей идентичности с Блаватской. Много есть женщин, самоотверженных, сильных и безумно храбрых. Я не отрицаю этого и преклоняюсь перед ними. Да, есть и те, что визжат, но и среди мужчин таких более чем предостаточно!
     – Извини, я глупая. Уж я-то знаю, как ты относишься к женщинам. Извини, сорвалось. Я забыла, что со мной не Висенте, а ты, любимый. – Вероника виновато улыбнулась. – Но, что же дальше о ней? – вернулась она к рассказу.
     – Оллькот так и не избавился от мысли, что это была не настоящая Елена Блаватская. Он считал, что она погибла в битве под Ментаной, а потом посредством каких-то сверхъестественных сил была оживлена. То есть она оживленный мертвец-фантом. Он утверждал, что от такого количества ран человек должен был бы скончаться. Если воспринимать слова Оллькота в буквальном смысле – время вернулось вспять. На этот вопрос – ответ ты, пожалуй, лучше знаешь. О Елене Блаватской, как-нибудь задам вопрос своему офицеру – может, он ответит.
     – В чем суть ее учения? Почему у нее столько недоброжелателей?
     – Елена Петровна всю жизнь посвятила пропаганде теософии и вступила в полемику с христианским миром. В то время это было тяжким антиморальным проступком против общества. Но, при этом, она еще и была непримиримым критиком материализма, а, следовательно, врагом атеистов. И те и другие относились к теософии, как религиозно-мистическому учению о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром. Кликуши обеих сил, обвиняли ее… – Эрик прервался и, улыбнувшись, спросил:
     – Тебе не надоело?
     – Как ты можешь такое говорить? Продолжай! В чем обвиняли?
     – Приведу пример. Очень наглядно выглядит фрагмент из фильма об Анжелике, «Анжелика – маркиза ангелов», – мы уже говорили о романе Анны и Сержа Голон. Помнишь сцену, когда Жефрей де Пейрак пытался объяснить, каким образом, из расплавленного золотоносного колчедана путем очистки, получалось золото?
       Вероника утвердительно кивнула.
     – Так вот, монах, глядя на процесс добычи этого металла, провозглашал только одно: – «Дьявол!.. Пейрак, я вас уличил, это козни Дьявола!..». Примерно, то же происходило и с Блаватской. Невежественные служители церкви, как, собственно и атеисты, ее христоподобную теософию о познании Творца и жизненной морали, как понимал ее сам Сын Божий, восприняли в штыки. Мы с тобой уже говорили об извращении церковниками предназначения Христа на земле. Саму же Елену Петровну, обвиняли в сговоре с Дьяволом, занятиях спиритизмом и многом другом, не удосуживаясь вникнуть в суть ее учения.
     – Но, откуда у нее это? – Вероника сделала паузу. – Откуда у нее эти знания?
     – Еще с детства Елена проявляла поразительные способности. – Эрик улыбнулся. – Она умела вызывать движением руки звон колокольчиков, передвигать предметы, предугадывать события, принимать сигналы о смерти близких, читать нераспечатанные письма. Елена даже помогала находить преступников. С ранних лет ей во снах являлся высокий красивый индус, которого она восприняла тогда, как Учителя.
     – Удивительно! – Вероника смотрела на него, как завороженная.
     – Еще удивительней, выглядит то, что она встретила своего Учителя из плоти и крови в двадцать лет. Это он указал ей дальнейший путь. Звала его Елена Петровна, Махатмой. Он направил ее на обучение к магам Индии и Учителям Тибета, помогал в трудные минуты жизни. И как она говорила, открывал знания, позволившие создать «Тайную доктрину» и «Разоблаченную Изиду».
     – Мы многого не знаем, – задумчиво произнесла Вероника.
     – Например, того, что ей была известна запретная книга знаний «Стансы Цзяна».
     – Что за книга?
     – Загадочная книга запретных знаний, доступ к которым открыт только для посвященных. Специалисты по эзотерике считают, что она является самой древней и загадочной книгой за всю историю человечества.
     – Кто создал ее?
     – Неизвестно! Есть легенда, будто это свод знаний, привезенный на Землю пришельцами с Венеры, которые передали его древнейшей цивилизации, некогда существовавшей в Азии.
     – И что? Как он сохранился?
     – Первые сведения о кодексе, связанны с именем древнегреческого мудреца и чудотворца Аполлония Тианского, жившего в I веке нашей эры. Этот грек долго путешествовал по Индии, и жрецы-брахманы относились к нему как равному, открыв, приехавшему издалека мудрецу, больше, чем когда-либо открывали западному человеку. Среди прочих книг, заключавших мудрость ушедших тысячелетий, были и «Стансы Цзяна». Благодаря им, Аполлоний Тианский обрел самые разнообразные сверхъестественные способности, о которых, среди эзотериков ходят всевозможные легенды.
     – Но как «Стансы Цзяна» связанны с Блаватской?
     – Ей дали возможность с ними ознакомится. Это второй человек после Аполлония Тианского, к которому индийские жрецы-брахманы отнеслись как равному. Ей подарили копию «Стансов Цзяна», которую Блаватская перевела на английский язык и поместила в сейфе солидного банка в Нью-Йорке. С этого момента у нее начались загадочные неприятности. Знаниями кодекса, было запрещено широко пользоваться и тем более упоминать публично. В своей «Изиде без покров» Елена Петровна использовала их, о чем сама неоднократно упоминала. Она цитировала около полутора тысяч книг, не имея их под рукой. Ей открылся доступ ко многим источникам на расстоянии. Уже, будучи в Нью-Йорке Елене Петровне приходит первое предупреждение, о необходимости возврата «Стансов Цзяна». Она отказывается вернуть трактат, после чего ее настигает непонятная болезнь, от которой, Блаватская чуть не умирает, Вмешательство Учителя Махатмы спасает ее. После вторичного предупреждения, возвращаясь в апреле 1871 года на корабле «Евмония» через Суэцкий канал из Калькутты в Европу, она чуть не погибла. Корабль, везший, кроме 400 пассажиров, порох и фейерверки, взорвался. Остались в живых 16 человек – Блаватская была в их числе.
     – Всемогущий Разум, сколько этой женщине пришлось пережить! – Вероника ощутила мелкий озноб, и ей стало не по себе.
       Эрик почувствовал это. Держа ее руку, он, успокаивающе пожал пальцы и, завершил:
     – В заключение добавлю: Елена Петровна Блаватская – одна из ярчайших представительниц не только XIX века, но и всех предыдущих и последующих эпох.
     – Ей было бы приятно услыхать о себе такие суждения.
     – Она достойна этой памяти, согласен. Но кто передаст ей это – Елена давно уже не с нами? Ты так загадочно выглядишь. В чем дело?
     – Тебе показалось. – Вероника улыбнулась. – Нет, правда – все нормально.
       Затем помолчав, неожиданно добавила:
     – Время – самая большая и самая загадочная величина Космоса. Оно часто преподносит нам неожиданные сюрпризы, но об этом, мы поговорим в другой раз.
     – Ты меня заинтриговала. В следующий раз, жду от тебя большей откровенности.
     – Любимый, у меня нет от тебя тайн, – и опять прижав его руку к груди, завершила: – Просто, некоторые моменты непонятны и..., и не принадлежат нам!
     – Опять загадка. Ладно, подожду. Думаю, со временем все прояснится! – отреагировал Эрик.

Из романа "Прозрачные Миры Валенсии" т 1.


Рецензии