История всемирной литературы 13

  Насколько я понимаю, греки первые изобрели морально - этические колебания персонажей.  Если до этого персонажи Древних литератур были однозначны (сюжет двигался противоречием интересов защищаемых данными персонажами социальных групп), то греческие герои постоянно мечтают "свалить налево". Тот же самый Одиссей сначала не хотел идти в поход, потом бросил щит на берег, потом хотел послушать пение сирен - и так далее. Произведения эллинизма - это вообще демонстрация нежелания быть политически сознательным гражданином.
  Такой герой становится интересным.
  Техника античного романа вообще требует непрерывного нагнетания противоречивости внешних событий ("за и против" деятельности персонажа). Сам персонаж в романе однозначен, но внешний мир максимально наполнен противоположностями.
  Так что борьба Бога и Дьявола в Средневековье на фоне античного опыта не выглядит чем-то особенным и уникальным.
  Конечно, тот же самый Диккенс намного лучше умел создавать ритм неожиданных встреч; но ведь греки-то были первыми! Хорошо проработанные поэмы Вергилия и Овидия (хотя есть, скажем так, и провальные (= скучные) вещи) просто интересно читать! Я не говорю уже про экранизации Одиссея и Аргонавтов. 
  Конечно, может быть, после Достоевского и Толстого (драма и эпос) у греков технически учиться нечему, но само настроение античной литературы иногда просто завораживает. Всё было "просто + интересно + красиво + справедливо"; а что ЕЩЁ человеку надо?! 
  Правильно Маркс назвал греков детьми: с одной стороны, в мире столько интересного, с другой стороны грек каждый раз вспоминает, что "так делать - нехорошо". Получается радостное детское поведение.
  Эгоизм греков спровоцирован разнообразием мира.         


Рецензии