О творчестве Виталия Валсамаки

Памяти  Виталия Валсамаки

http://www.proza.ru/avtor/vdvalsamaki



(Попытка написать предисловие к книге):когда-то Виталий Дмитриевич обратился ко мне с просьбой написать предисловие к его книге повестей и рассказов.Опыта у меня не было,и я написала как смогла.Виталию Дмитриевичу текст не очень понравился - он написал мне,что статья слишком восхваляет его,необходимо снизить "хвалебность текста",но я не захотела ничего менять в статье.Такой она и останется,навсегда,как светлая и искренняя память о нем).




Никогда не забуду первое впечатление от чтения рассказа Виталия Валсамаки (это был рассказ «Исповедь»): мне показалось, я выпила глоток натурального сока, бодрящего и придающего сил. И  этот сок подарил наслаждение, несравнимое с глотанием «газировки», которая сейчас подается везде  с избытком. Жжение после отравляющей водицы текстов с восторгом  лечилось  настоящим питьем.

«Как он дышит, так и пишет» – известные строчки поэта получают ещё одно подтверждение  в талантливой прозе Виталия Дмитриевича Валсамаки.

Глубокие вдохи его  рассказов и повестей передаются читателю вдумчивому сполна. Выпивая бокал рассказа писателя, насыщенного солнечной лозой южного солнца, мы будто прислоняемся к мозаичной стене, выложенной рукой мастера – художника, не только кисти, но и слова.

Редкое сочетание даров природы: художника, поэта и писателя соединилось в одном. Переплетение это дарит нам щедрые по наполненности  и художественности  полотна, которые трудно  отнести к одному виду искусства.

Глубина восприятия мира, обусловленная корнями, богатой биографией и жизненным опытом автора расстилается перед нами в любом рассказе Виталия Дмитриевича.

Широта охвата тем, затрагиваемых  автором в своих рассказах, объясняются его богатым жизненным опытом. Большую роль сыграли  просторы Уссурийской тайги, где прошло детство Виталия Дмитриевича, неохватные земли Дальнего Востока и Сибири, где он жил, и сказочные красоты  Украины, где писатель живет в настоящее время. Все это вместе дарит непередаваемую картину волшебного слога и цветистой наполненности прозы В.Валсамаки.

Человеческое свечение, которым овеяны все произведения автора – наслаждение для читателя, ищущего в прозе настоящего друга и собеседника. Ощущение после прочтения рассказов В.Валсамаки – ты поговорил по душам со старым другом, или приобрел незаменимого нового.

Простые сюжеты (только на первый взгляд!) рассказов автора дарят нам глубинные философские размышления о Родине, человеке и смысле жизни. Через простоту – к объемности восприятия  мира. Таков девиз автора.Любой сюжет, взятый автором, даже на поверхности кажущийся обыденным, разрастается в глубинные пласты разворошенного времени.

Виталия Валсамаки легко читать, но за этой легкостью кроются кропотливая работа над словом, стилем; высокий профессионализм, культура мысли и  её выражения. Скрупулезная, адская работа над материалом (такая редкая в среде сегодняшних авторов) видна за каждой буквой его рассказов и повестей.

Историческая и политическая тематика не миновала ткани художественных произведений В.Валсамаки. Если писатель честен перед собой и читателями, он отобразит в своих произведениях сложные категории бытия не двухмерно, но многомерно-голографически.  Такую мелодию произведения мы слышим, например, в повести «Без тормозов».

Нравственность, пронизывающая все произведения Виталия Дмитриевича, становится в его рассказах и повестях самодостаточным героем. Автор беседует с читателем, и за этим разговором по душам стоит зрелая личность, умудренная опытом, вооруженная искрящимся юмором и большой теплотой сердца. «Вся его судьба была похожа на усталую долю народа» – образы, выписанные автором  сравнимы с народной мудростью, вековой правдой, которую не разбавить современной незрелой сумятицей.

Текст повести «Без тормозов»  пьешь, будто родниковую воду – и сладко и горько, и сводит от холода зубы кристально-чистой водой правды. Но оторваться от единения  с истиной невозможно («седая память любит, когда с ней по душам беседуют»).

А беседовать с автором хочется все больше по мере проникновения  в мир его героев: ярких, колоритных, живых, не картонных, а приподнятых над суетой, но  от этого не становящихся ирреальными (« а ночами всякая секунда отчетливо с вечностью соединяется»).

Автору удается передать всю силу своей мысли и захватить читателя в плен стилем произведений. Образы героев-стариков, наших славянских мудрецов, так точно выписанные мастером слова, предстают перед нами (редкость в современной литературе!) настоящими старейшинами Рода. Носителями вековой  и генной мудрости, которой они  легко заражают и нас, читателей. Не хотелось мне с этими героями расставаться …

Глубина и живость персонажей произведений отлично передана автором благодаря чрезвычайно выразительному слогу, за которым стоит определенная манера мышления.

Писать полновесным, литературным, но простым языком, безо всяких вычурностей и композиционных «шиз» сегодня стало немодным, но написать так – дано далеко не каждому. Так, чтобы хотелось ДОчитать. «Научись писать, как классики, а уж потом пиши, как хочешь сам» – сегодня этот лозунг стал актуален, как никогда.  Беспомощная литературная эквилибристика, как мне кажется, и происходит из неумения сформулировать свою мысль просто, по-человечески ясно и полнокровно. Это стало роскошеством, недоступным армии авторов, ринувшихся покорять олимп прозы.

Виталий Валсамаки очень метко высказался по этому вопросу в  одном из своих произведений: «Нашпигование прозы и поэзии непонятными словесами стало слишком похоже на литературные сэндвичи». Коротко и ёмко, и с этим трудно не согласиться.

Смелое политическое видение мира (здравомыслящему человеку, как не принять его) показано в повести «Без тормозов» хлестко, жестко и до боли верно. Будто раскрыли перед тобою картину, мимо которой ты проходил тысячу раз, но почему-то не замечал её, стыдливо опуская глаза, а тут… вдруг увидел!


«Вульгарное отношение к общеизвестным историческим фактам много хуже незнания», – как не подписаться под этой фразой? Не принять её – может только слепец.

Виталий Валсамаки  замахивается в своей повести на «невозможное» в наше страшное время – возрождение дружбы России и Украины, наших братских народов. Какая жуткая правда кроется в каждой  строчке этого произведения!

А вот перед нами рассказ «Благоверный». События недавней нашей истории, на некоторые углы которой мы так тщательно закрывали глаза многие годы. Эти тени предстают в прозе Виталия Валсамаки оригинально, свежо, и в то же время – честно, нравственно. Посмотреть на наше прошлое без ухмылочки и издевки, но верно поставив ракурс  взгляда – это не каждому автору по плечу. Виталию Дмитриевичу это удается!

Очень важным представляется в художественной  прозе принцип организации речи – именно его мы имеем в виду, формулируя свое отношение к писателю или поэту. Виталий Валсамаки, как мне кажется, принципом организации речи избрал  художественность в первичном значении этого слова – он пишет прозу, как рисует. Его рассказы, повести – это картины, художественные полотна, и это не фигуральное сравнение, а буквальное.

Произведения автора поражают своей масштабностью, яркостью, визуальностью – почти как картины художника. Каждая фраза  автора – это смелый и точный мазок кисти на словесном полотне. И этот дар писателя играет для нас первую скрипку, и становится основополагающим принципом в восприятии его слова.

Неповторимый авторский взгляд на мир, который так важен для идентификации творчества любого писателя, у Виталия Валсамаки ясен, прост и мудрён одновременно. Он есть – и это главное, и  смотрит на нас из каждой строчки его произведений, написанных неравнодушной, мятежной, ищущей и познавшей истину душой.





 







 


Рецензии
Да, все правильно написали, Дарина. С удовольствием читала его работы и общалась с мастером слова.
Жаль, что Виталия нет с нами.

Валентина Колбина   28.06.2024 08:46     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Валентина за отклик. Я тоже часто вспоминаю Виталия Дмитриевича. Общение, хоть и виртуальное с такими людьми очень много дает нам и развивает.
Светлая ему Память, будем помнить

Наталья Буданова-Бобылева   28.06.2024 09:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.