зарисовки на свободную тему...

Мысль. С неё всё начинается. Так говорят. На самом деле всё начинается с порыва, спонтанного и необъяснимого желания в тяге к чему-то новому, - своего рода, корень самовыражения. Хотя некоторые психологи привыкли доверять Фрейду и искать корень самовыражения в человеческом эгоцентризме. Если бы всё было так просто.

Мне впервые захотелось создать что-либо. Я пока точно не знаю, что бы это могло быть: какой-то фото- или арт-проект, креативное творчество, музыкальный бэнд, постановка, - главное, что это должно было (по моему собственному мнению) стать шедевром. Потому что шедеврами, как мне довелось убедиться воочию, становились, как правило, именно такие масштабные проекты, где было задействовано много гениальных (и не очень) умов. В любом случае, чем больше коллектив, чем сплочённее идея, - тем вероятнее успех от её реализации.
Первым, кто развенчал во мне эту мысль, был мой учитель актёрской игры. Я плохо помню, что он вообще из себя представлял: когда он не был на сцене, то был довольно заурядным и невыразительным, носил какой-то поношенный тёмно-красный джемпер и постоянно пытался всем что-то доказать. Возражений не терпел и был крайне импульсивным - "рубил с плеча", как говорится.
На моё вдохновенное замечание о желании создать что-то с кем-то он прямо сказал:
- Забудь об этом. Для серьёзной коллективной работы необходимо уметь сотрудничать с людьми. А ты больше абсорбируешься и жаждешь похвалы за свои усердия вместо критики. Нужно уметь не только принимать критику, но и извлекать из неё уроки, а также прислушиваться к чужому мнению и не гнуть свою линию, какой бы хорошей она не была. Это раз. И два: нужно уметь очень твёрдо и жёстко отвечать людям "нет".

Это был очень ценный урок. Вроде как новое видение своих целей и возможностей. И того, насколько продуктивно и реалистично ты можешь их сочетать. На той лекции присутствовало много людей. Не знаю, вынесли ли они и для себя что-то.

Другой профессор, достаточно старый (хотя про таких говорят, скорее, зрелый, чем старый, или "человек в возрасте"), консерватор, в клетчатом пиджаке, больших очках в толстой оправе, с портфелем, - одним словом, "профессор", - как ни странно, всегда учил нас быть последовательными в жизни и внезапными в работе. Нередко он, размахивая руками для пущей убедительности перед молодой и в некоторой степени скучающей аудиторией, пытался призвать нас к тому, что быть спонтанным в работе - это искусство. Что такое стереотип, по его словам? Просто некая форма ярковыраженных ожиданий от субъекта в многократном количестве. Что-то вроде логичности, предсказуемости. Большинство писателей начинают свои рассказы одними и теми же избитыми фразами. Да, суть и глубина их рассказов может так же ярко отличаться друг от друга, как и стили повествования, но первая фраза способна испортить всё, так как она (по его мнению) является, своего рода, "олицетворением харизмы" автора, и производит большое впечатление на читателя. Он не раз говорил, что харизматичных авторов уже не осталось, и, независимо от того, насколько хорошим было произведение, он заканчивал читать его тут же, как только прочитывал первую верхнюю строку. Этот профессор был в своё время довольно знаменитым и успешным критиком, но впоследствии его, что называется "списали" за чёрствость взглядов, протагонизм и догматичность убеждений. В конце концов, он сам оказался жертвой собственных стереотипов. Довольно печальная участь для такого талантливого и широко мыслящего человека.

Но его мысль о внезапности и непредсказуемости прочно засела мне в голову. Ещё один повод осуществить то, чего никто не делал до тебя. Вопрос был только: что именно?
И где найти единомышленников, что в наши дни, вопреки всеобщему убеждению, представляет собой серьёзную сложность.

Когда два человека вместе и их мысли заняты одним и тем же объектом, это отнюдь не всегда значит, что они могут скооперироваться и сосредочить свои силы на облицовке этого объекта. Вовсе нет. Это будут всего лишь две уникальные классические и ведущие линии, вроде кровеносных потоков, но никак не цепочки ДНК, где, независимо от количества, все звенья настолько всецело переплетаются и сростаются друг с другом, что образуют один общий и гармоничный проект. И обычно ему приписывают такую характеристику как "харизматичность" в числе прочих.

Довольно дерзкое заявление. Для определения харизматичности.
Но вполне оправданное.
Быть может, именно благодаря таким вот генетическим цепочкам, некоторые люди обладают этой харизмой с рождения, а все остальные, "серые посредственности", всего лишь жертвы естественного эксперимента наследственности. Что ещё раз убеждает в несовершестве человеческого существа как социального и биологического субъекта. ©.


Рецензии