7. 29

Услышала сегодня замечательную научную идею. Мало того, что галактики разбегаются. Мы об этом слышим уже лет пятьдесят. Но их ускорение, уточненное с помощью современной техники, намного больше, предполагавшегося в первоначальной гипотезе. Этот процесс разрастания пространства вскоре (т.е. через миллионы лет) приведет к распадению галактик, потом распадению планетарных систем и, в конце концов, к распадению молекул и атомов. Так как данная теория использует шкалу времени в миллионы лет, мы не застанем этого. Я имею в виду «мы», как человечество. И все таки мысль о распадении пространства угнетает. Возможно, она отражает в какой-то степени озабоченность лучших умов происходящим вокруг нас.
Я не верю в науку, как последнюю инстанцию истины. Наука создается людьми, а им свойственно ошибаться. Потом уточнять и ошибаться в другую сторону. Наука — это дополнительный орган чувств. Она позволяет нам лучше ориентироваться. Также, как орган летучих мышей позволяет им как-то видеть темное пространство пещеры, постоянно уточняя данные своих природных локаторов.
А нам хочется получить готовенькое решение. От Бога. А мы бы потом всю вину за неточные предсказания положили бы на него.
И все таки жизнь распадается. Возьмите хотя бы демократию в ее современном прочтении. Каждый сам за себя. Каждый атом стремиться отделиться и не зависть ни от кого. Ради этого жертвуются интересы будущих поколений. Падает рождаемость. Это ведь тоже следствие стремления к независимости. Стремление освободиться от связи с семьей. И это несмотря на сильнейшую запрограммированную потребность.
И достаток тоже, как мне кажется, дает элемент независимости. Мы пересаживаемся с общественного на личный транспорт, чтобы никто не мог с нами соприкасаться в дороге. Наше поколение в свое время уехало с Арбата на убогие окраины с тем, чтобы жить в собственных квартирах, дальше отодвинув соседей. А теперь уезжаем летом на дачу, чтобы жить в собственном доме. Конечно, потребность в общении пока огромна, но мы обманываем сами себя, считая, что, выделяясь и общей массы, можно зато общаться с близкими по духу людьми.
И все же как замечательно, что распадение Вселенной на атомы будет не скоро. Как замечательно, что даже улыбкой можно помочь ближнему. Что наши дети нас любят, как любят и своих детей. Что искра разгорается в сердце даже при звуках чудной музыки или чтении стихов. Рука друга дает опору. Я бесконечно благодарна читателям этих строк, чьи руки протягиваются для поддержки меня, такой неустойчивой.
Ну а распадение нашей жизни случится, когда наши личные берлоги станут размером, сопоставимым с размером Вселенной.


Рецензии