Семнадцать мгновений июня. День двенадцатый

Семнадцать мгновений июня. День двенадцатый.
Путевые заметки Фотинии.
День двенадцатый, 24 июня.

С утра пошли в Спасо-Дмитриевский мужской монастырь на воскресную литургию. В тот день как раз был праздник прославленных Вологодских святых.
Те, кто смог подготовиться (а готовились мы все вместе в автобусе, да утром еще читали), исповедовались и причастились.
Смогли мы приложиться и к мощам преподобного Димитрия Вологодского.
А знаете, в этом монастыре атмосфера какая-то особенная, непохожая на другие. Уже сколько мы святых мест проехали. Есть с чем сравнить. Она – эта атмосфера, здесь легкая-легкая, радостная. Братья монастыря делятся светом добра со всеми. Они деловиты, но открыты и просты в общении. Как мы узнали позже, ведут большую просветительскую, благотворительную работу среди детей-сирот, инвалидов, малоимущих слоев населения. Спаси, Господи, братья, за очаг Божественной Любви, поддерживаемой Вами в обители.

После праздника в монастыре вернулись в странноприимный дом, приготовили обед на скорую руку и после трапезы засобирались в путь. Дорога нам опять предстояла не близкая (500 км) – к иконе Тихвинской Божией Матери.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь


 
«Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь — православный мужской монастырь, расположен в городе Тихвине, на берегу реки Тихвинки. Основан по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.

Главной реликвией монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии.

В 1920-х годах монастырь был закрыт, а чудотворная икона стала экспонатом местного краеведческого музея.

Во время Великой Отечественной войны город был лишь в течение недолгого времени оккупирован немецкими войсками, но при отступлении они вывезли икону в Псков, где передали Псковской духовной миссии, потом икона попала в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии, оттуда епископ Иоанн (Гарклавс) вывез её в Чикаго (США). Умирая, владыка Иоанн оставил завещание, по которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.

В 1995 году монастырь был передан Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён, а в 2004 году икона была возвращена в монастырь.


 

 


Тихвинская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Написана, по преданию, евангелистом Лукой. Икона существует в нескольких списках с иконы, находящихся в различных городах. Она стала, по сути, иконографическим подтипом образа Одигитрии ('Путеводительницы'), к примеру, списки в Храме Спаса на Сенной, Афанасьевском монастыре в Мологе.

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV—XVI вв., ее появление в новгородских пределах относится к 1383 г. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», (так в сказании), икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки.

Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти, в Вымоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки.

Как свидетельствует легенда, её появление в малообжитых и еще не христианизированых землях демонстрировало её чудотворную силу. На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой.

Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным согласно преданию евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери.

С середины XVI века чудотворную икону Богоматери Одигитрии, «иже явилась на Тихвине», стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа, сделанного борцом за победу иконопочитания патриархом Германом в начале VIII века.

Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы в Тихвине.

В те годы это воспринималось как перенесение ее из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы — в Святую Русь, оставляя при этом первый и второй Рим — Константинополь, и переместившись в третий Рим — Московское царство,

Икону стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога и, соответственно, как яркий символ Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».

В 1507—1515 году по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор, ставший своеобразным реликварием для списка, покровительствовавшему Московскому великокняжескому дому, что и предопределило столь пристальное его внимание к далекому новгородскому посаду на протяжении всей его истории.

В XVI веке Тихвин становится известным местом богомолья. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 г. накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство —Иоанн Васильевич Грозный, который основывает здесь в 1560 году Богородицкий монастырь

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича, страх перед прикосновением к письму иконы, (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикасался к ее образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.
 
 Список XIX века

После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах, икона была экспонатом местного краеведческого музея.

До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 г. в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии.

В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Предварительно церковью была организована круглосуточная экспозиция иконы в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в г. Санкт-Петербург».

Тихвин встретил нас дождливой прохладной погодой.
Был уже поздний вечер, когда мы подъехали к стенам монастыря.
Алла Дмитриевна с отцом Савватием пошли узнать на счет ночлега и пустят ли нас сегодня к Тихвинской иконе Божьей матери в Успенский собор монастыря.
Ночевать нам предложили в  железнодорожных вагонах, специально предназначенных для приема паломников. Группа встретила такую перспективу абсолютным «все равно». Так, значит так. Не худший вариант. Но вот для того, чтобы попасть на литургию в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь к преподобному Александру Свирскому, нужно было вставать в 4-30.
Сразу возник вопрос, а стоит ли ложиться?

С разрешения благочинного для нас открыли храм. Дежурному иноку разрешили принять наши требы. После молебна с акафистом Пресвятой Тихвинской Богородице мы еще долго стояли перед ней на коленях и пели псалмы. Конечно, это не помешало нам просить Богородицу и о своем, личном.

«Мы так долго к Тебе ехали! Из далекого южного Луганска! Прости нас, недостойных, выслушай, о чем болят наши сердца, помоги любящим Тебя и Сына Твоего»!..

 «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим».

«Богородице, Богородице,
Как люблю тебя всею душой.
Ты Звезда моя, Ты Заря моя,
Ты Луч света в жизни земной»…

С нами вместе, как и мы, со слезами на глазах пел монах Сергий.

Когда мы вышли из храма, было уже за полночь. Люди стали говорить, что нет смысла идти в те железнодорожные вагоны, что нужно ехать далее. Таковых было большинство. Руководители были в замешательстве. Они, соглашаясь с доводами паломников, понимали и то, что нужно дать людям, их ногам отдых. Тем более, что уже договорились о ночлеге. Взвесив все «За» и «Против», пошли отказываться от ночлега и просить прощения, что морочим братии монастыря голову, еще и в ночное время. Наши извинения были приняты. Нас поняли. Не со зла же, таковы обстоятельства.

Мы снова уселись по местам и поехали в ночь – причем, в белую ночь, еще далее на север. За Лодейное Поле, в южную Карелию, на Ладогу, в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.

 Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

 
 
( Глазами паломника )

 
     «Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга и в 21 км от районного центра г. Лодейное Поле. Монастырь, основанный святым преподобным Александром Свирским в конце ХV-го столетия в глухом Олонецком крае в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди, очень быстро приобрел известность. Укрепление православной веры в этом крае стало возможным благодаря строгому, благочестивому подвижническому образу жизни основателя монастыря. Сюда начал стекаться народ: как иноки, так и ищущие молитвенной помощи. Еще при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский. Оба комплекса сегодня представляют единый памятник архитектурных строений XVI-XIX веков.

       Монастырь расположен в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера. Большая часть строений хорошо сохранилась, демонстрируя высокое искусство зодчих, строивших их, но все они нуждаются сегодня в больших реставрационных работах.

       Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная самим прп.
Александром в 1533 году. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звоницей выполнена в Новгородском стиле. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского (1644г.). Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 г., но прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря, и освящена в 1509 г. Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы построена в 1685 г. Церковь Иоанна Дамаскина построена в 1718 г. Каменная часовня Св. Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в "Переписные книги". Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.

       За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Были годы, когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня — мощи святого преподобного Александра Свирского, и несколько монахов (начало и конец XIX века).

Сайт Свято-Троицкого Александро Свирского мужского монастыря -http://www.svirskoe.ru/index.html

  Мощи преподобного Александра Свирского

      Было и совсем лихое время (1918 г.), когда в монастыре не стало ни святыни, ни монахов. Мощи увезены, монахи разогнаны, часть их расстреляна, в том числе настоятель - архимандрит Евгений /Трофимов/. Вместо этого на территории монастыря: тюрьмы, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница, заколоченные храмы и черные глазницы окон бывших братских келий.

       Новым насельникам, поселившемся в монастыре в 1997 году, пришлось много потрудиться,— обитель им досталась разорённой. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители — прп. Александра Свирского происшедшее 30 июля 1998 года. Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель. Приведены в порядок храмы, корпуса и территория Преображенского комплекса, налажена богослужебная жизнь обители. Много работы еще предстоит на территории Троицкого комплекса, где пока располагается Свирская психиатрическая больница. Правительство Ленинградской области уже приняло решение о переводе психиатрической больницы в г. Лодейное Поле, где началось строительство новых помещений. Троицкий комплекс будет возвращен монастырю».


 


Рецензии