рецензия роман Амели Нотомб Гигиена убийцы

Роман Амели Нотомб "Гигиена убийцы" не постесняюсь грубого слова "забавен". Это сочетание двух начал, двух эго - женского и мужского, земного и духовного, мудрого и примитивного. Диалог двух начал с каждой страницей становится настолько запутанным, что приходишь только к одному - а светлого начала и вовсе нет. Мрачный, пессимистичный роман, где зло торжествует над злом. И источником зла становится идентификация себя, как человека. Здесь нельзя не вспомнить о балладе "Редингской тюрьмы" Оскара Уальда "любимых убивают все". Именно любовь становится источником зла и безумия. Любовь порождает монстров, для которых освобождением может стать лишь смерть. "И круг замкнется" - произносит Претекстат Тах, понимая всю порочность любви. Гений одерживает верх над последним журналистом Ниной. Он проигрывает ей во всем, и все же верх берет сама идея убийства. Конечно, ее создал не Тах. Она порождение человечества. И все же Нина подчиняется воли Претекстата. И если вначале она не скрывает своего восхищения им, то во второй части беседы, она играет роль, делает вид, что Тах ей противен. Но это не так, она пришла к нему, зная правду. Ее целю было выразить восхищение или же...не буду исключать...наступить на горло идее. Но как видно, ее волновал лишь финал "Гигиены убийцы". Она стала единственной, кто вкусил финал этой книги. Но Нина это не Претекстат Тах, это лишь слабая пародия на него. Возможно, это была издевка писателя Таха, но у меня сложилось впечатление, что это была его очередная подачка. Даже после смерти Претекстат у меня осталось чувство, что он играл роль до конца. Его душа не открыта. Безумие ли это? Скорее прекрасная игра. Тах не наказан за свое преступление, вовсе нет, он даже не раскаялся.Это была игра в каяние, в мучителя и жертву. Заметьте, как умело они с Ниной менялись ролями. Претекстат получил все, что хотел. У большинства читателей, он наверняка вызывет в конце презрение, но, о нет это, все задумка, на мой взгляд, автора, Амели Нотомб.Это игра, цель которой провоцировать. Но подумаем, что в Тахе такого омерзительного. Во-первых, он уродлив и убийца, но убил ведь Тах будучи красивым, а будучи уродливым - стал жертвой, во-вторых, он безумен, предположим, на самом деле, и уничтожает взрослых людей морально, мягко говоря, он их ненавидит, но уничтожает их за двуличность, и вполне логично объясняет свою ненависть. Лично у меня не было отвращения к Таху, как и к Нине. Но если к Претекстату оно не возникло из-за логических выводов, то к Нине наоборот из чувственных.Что я под этим подразумеваю, мне просто ее жаль, она здесь жертва, не меньше, чем Тах. Он физическая, она же моральная. И не Претекстат в этом виноват. "Бедная девочка" - он жалеет ее, заранее зная, чем все закончится. Тах не проигрывает, а если что, он утянет за собой. Нина могла быть отвратительна, ей движет эгоизм, сенсация, ее возбуждает мысль быть судьей, палачом. Она отрицает свою схожесть с Тахом, она ставит себя выше него. И в то же время она одержима им. Нина не менее безумна, ей свойственна ненависть, то, что она не встретилась с коллегами говорит об этом. Журналистка ниже Претестата, она изначально уже в правах его слуги. Это еще одна параллель с женской долей. Здесь она слуга, которая подумала, что ультиматумом поменяется ролями. Еще раз подчеркну, изначально все это фарс, игра Таха. Но поразительнее другое, Нина и правда его часть. Проведу параллель как ребро Адама. У нее нет личности, вся ее личность, это то, что она женщина, судья, палач, жертва. Среди всего этого нет настоящей Нины, как и нет настоящего Таха. Но если Претекстат играет роль, то Нина прячет себя, оставляя пустоту. Для меня это еще одноьдоказательство, что она стоит ниже писателя. Она - часть, он - целое. Наверное, поэтому Нина говорит от лица Таха, говорит, то, что он мог бы сказать. И по сути это разговор с самим собой. До последнего, меня не покидало чувство присутствия здесь шизофрении. Не понравится Тах, ну так Нина точно. Только вот это два проявления одного и того же. Причем похожие, их различия лишь в степени проявления того или иного в их балансе. А наделены они одними и теми же чертами. Сиамские близнецы, двухголовое создание, разговаривающее с самим собой. Конец трагичен, они меняются местами и уже Тах часть Нины. Написав такую рецензию, я осквернила книгу, потому что речь в первую очередь шла о писательстве, а не о шизофрении, но "пути к славе еще не исповедимее", завершается роман Амели Нотомб.


Рецензии