Случай на БАМе

               
 
Я  сидел и писал письмо. Как раньше, ручкой на бумаге. Мне это было не привычно,  чаще всего  я писал электронные письма или  смс  сообщения по телефону.
    А вот сейчас пишу, как в старые, добрые времена…
    Это письмо откроют и прочитают не сейчас,   только  после того, как я совершу свой переход. Можно сказать, что это завещание, но оно не содержит материальных ценностей, только Духовные.   Духовные….. Или  без Духовные?....
    Я описывал свою  жизнь. Кому это нужно?  -Мне! И только Мне. Я хотел облегчить свою Душу, но при жизни  рассказывать такое  нет желания никому, а после - мне уже будет все равно….
Для меня главное - моё Сей Час. И облегчение, которое , я знаю, обязательно наступит.
    Я родился в деревне.  Родители - мать - доярка, отец - тракторист. Обыкновенная семья. И я был самым обыкновенным  мальчишкой - лазил по деревьям, заборам,  потом -  по чужим садам.  Это была такая игра ( возможно, жестокая) -залезть в сад чужой и там натворить беды. Выбирали сады только тех людей,  которые, мы знали уже это - будут громко кричать, скандалить, пожалуются нашим родителям…
    После школы- училище. Монтёр. Электро.  Не то, что бы нравилась эта профессия,  просто не хотел , как отец,  постоянно быть в пыли и мазуте, да и была  надежда, что с такой профессией можно будет устроиться и в городе… Других профессий и не знал, на тот момент.
    Учился хорошо, прилежно. Знал, что эти знания, в отличие от школьных, в жизни мне пригодятся. После окончания училища  было распределение . И я попал на БАМ. Это была, как все считали из информации СМИ , Комсомольско - Молодёжная  стройка.
    В Армию меня не взяли из - за  пресловутого плоскостопия, и я стыдился этого.
    В поезде, во время поездки  к месту назначения, я познакомился с двумя девушками и одним парнем.   Мы ехали  вместе, в общем вагоне. Одна из девушек, Лида, мне сразу  очень понравилась. Она была черноволосая, черноглазая, с ямочками на щеках, хохотушка.  Её подруга -  была полной противоположностью её - красивая, серьёзная,  мало разговаривала, казалась какой то не от мира сего: на неё просто хотелось смотреть и любоваться, как картиной.
     По приезду на станцию назначения, всех  прибывших по путевкам, собрали у кабинета начальника  вокзала. Заводили группами,  там уже нас дожидались "покупатели".Некоторые из них  выходили к нам, заговаривали, узнавали о наличии профессии, а некоторые просто рассматривали нас,  как скот, который покупают.
     Мы держались все время вместе. Когда дошла  до нас очередь  входить в кабинет,  Маша замешкалась  и дверь  перед ней захлопнулась и её не впустили.
    Я с Иваном и Лидой попал в один отряд.
    После мы узнали, что  Маша приглянулась  одному "покупателю" и он специально все подстроил,  что бы отделить её от нас.  Увез её с собой, какое то время жил  с ней, затем  бросил...
    После  распределения нас посадили в крытые солдатские грузовики и повезли в тайгу.. Чем дальше мы уезжали от цивилизации, тем   меньше становился наш энтузиазм. Возможно, обострилась интуиция, освободившись от эмоций.
    На месте отряда стояли вагончики. В них располагались  "общежития", столовая, медпункт,  и даже клуб. Все это было огорожено  колючей проволокой. Вначале мы не поняли - в чем смысл колючей проволоки в тайге,  но позже все выяснилось…
    Основное  "население" были  зэки.  Или заключённые.  И охрана, которая  сопровождала  их к  месту работы и обратно. Законы, как выяснилось позже, там тоже были зэковские.
Но в чем то они были даже более человечнее, чем  у охранников…
    Лиду поселили  в вагончик к женщинам,  которые работали на  "обслуге" -  поварихи, прачки, медсестра.  Назначили её подсобной рабочей на кухню ( с её дипломом  о высшем образовании  и специальностью - экономист). Она с радостью согласилась - тайга уже напугала её и валить деревья идти - не хотелось..
    Меня поселили  вместе с Иваном. В нашем вагончике все  парни были "вольнонаемные", которые приехали " по зову сердца"  и комсомольским  путевкам.
     Первое время  было интересно со всеми познакомится, узнать, кто - откуда, есть ли земляки. Для меня, парня из деревни, было интересно наблюдать , как  представители других союзных республик  общаются в своей среде  и с "чужими".   Зэки жили немного поодаль,  но на территории, огороженной колючей проволокой, мы ходили  в одну и ту же столовую,  баню. И чувствовали себя тоже  зэками…
    …Был канун праздника 7 ноября.  Все закончили работу пораньше, на  следующий день был дан всем выходной. В клуб привезли кино, которое крутили дедовским способом,  вырабатывая ток движком. Приехало какое то начальство, которое выступало…Что то говорили о    процентах выполнения  плана, называли не реальные цифры для выполнения плана  и сдачи нашего участка к Новому году. В честь праздника и вместо премии в рублях - нам выдали водку. По бутылке на человека  всем , включая женщин и зэков, бесплатно,  и  за деньги - по своим возможностям…
    Начальство быстро  уехали, объясняя свой скорый отъезд   желанием посетить  и  другие отряды и мы  остались предоставлены сами себе.  Быстро все разделились на компании и  исчезли….
    Я с Иваном тоже пошел "домой".  Премиальная  бутылка  была в кармане, большого желания выпить у меня не было- я еще не успел к этому пристраститься, просто  было приятно, что меня, как и всех, отметили "ценным подарком".
На территории отряда   наступила  тишина. Все наслаждались  долгожданным отдыхом,  предвкушением выходного дня и  наличием водки.
    Вдруг раздался крик.  За ним - еще и еще. Голос  женский.  Мы выбежали на улицу и увидели,  как у женского вагончика  столпились  мужики.  Окно было разбито,  кто то кого то подсаживал в разбитое окно, кто то  подначивал их. Кричали женщины, они звали на помощь охранников,  но те молча ухмылялись и смотрели, что же будет дальше.  А дальше -  крики женщин еще больше раззадорили , и к толпе нападающих еще прибавилось… Одному удалось проникнуть в окно, его затолкали туда, что бы он изнутри открыл дверь остальным, но  женщины  выкинули его обратно…
    Женщины понимали, что надеяться на помощь - не на кого. Пьяные  охранники  и другие мужчины, разгоряченные выпивкой  и отсутствием  женщин в их жизни,  защищать их не будут…
    Когда дверь  сорвали  с петель    толпа гурьбой  ринулась внутрь,  раздался выстрел.  За ним еще один. Толпа отхлынула от двери. Затем , с опаской,  стали подходить и заглядывать, что бы узнать, что там   произошло.
    Один лежал на полу , в крови, в неестественной позе и расстегнутыми штанами… Другой корчился рядом…
    Все стояли   и с недоумением смотрели, не соображая сразу, что произошло и что нужно делать дальше..
    Кто то догадался вызвать по рации  врача и милицию. Убитому накинули  куртку, которую он  уже успел снять  там, на лицо…
    Стали ожидать приезда врача и милиционера,  хмель и похоть сразу слетела со всех…
Когда представитель власти в лице молодого  лейтенанта  милиции  вошел в женский вагончик,  перед  его  взором   предстала такая  картина:  5  женщин сидели  каждая на своей кровати, как истуканы - бледные,  без движения,  с застывшими глазами…У двери, на табуретке,  сидела Лида, держа в руках ружьё. Милиционер взял из её рук ружьё, и все  как бы очнулись, зашевелились. Шок прошёл. Все стали говорить на перебой  , рассказывая, что произошло.
    Оказывается, Лида в столовой  случайно подслушала разговор двух охранников, которые  говорили о том, что в канун праздника  они решили поразвлечься с женщинами. Но так как женщины  все оказались порядочными и на связь ни с кем не шли, они решили сделать так:  подпоить других и натравить  на женщин.  Когда сломают двери и ворвутся в вагончик -тогда  охранники  якобы кинутся спасать их и останутся "охранять" на ночь.. На самом деле - они используют этих девчонок, затем их друзья, желающие зэки…. А к утру -  всех женщин  - в реку  и свалить все на зэков…
    Лида могла стрелять из ружья, она часто  ходила в тир, во время учёбы. Украсть ружьё - не составило труда , когда все были в клубе на собрании…
    Допрос  был окончен. Все дали показания, что стреляла Лида. Её рассказу о том, что хотели сделать охранники - никто не поверил, да это и не нужно было никому, кроме этих женщин… Её увезли. Нам всем   строго - настрого, через подписку о неразглашении было запрещено  об этом рассказывать кому - либо, без срока давности.
    Осудили Лиду на большой срок. Были статьи во всех газетах  о том, что молодая женщина, пьяная, устроила стрельбу по бутылкам , одного убила , другого ранила … Её все осуждали - как могла  такая  оказаться на   комсомольской стройке, где были только лучшие из лучших.
    Больше я её не видел. Прошло много лет. И все это время  совесть моя была не спокойна, не давал мне покоя.
    Ведь мы могли не подписывать этот  протокол, где Лиду выставляли виновницей!  Мы могли бы  объяснять, требовать, добиваться  справедливости. Ведь она спасла  пятерых женщин!. Но мы молчали….Боялись испортить себе  "репутацию"  и  послужной список комсомольца…
    Все женщины из этого отряда уволились и уехали, им  тоже было запрещено  рассказывать кому - либо  о том, что произошло на "Комсомольсой стройке"…
    Я не знаю, жива ли Лида. Я прошу у неё прощения через столько лет, за свою трусость,  за стадный инстинкт быть как все и не высовываться… Мне очень жаль… Прости меня, Лида…

Через месяц его не стало. Он знал об этом…


16.07.2012           2час 30 мин


Рецензии
Да... неожиданно... Сейчас, в наше время, мы живем и не думаем, как все это действительно, выглядело и воспринималось ТОГДА. И как вообще все было на самом деле.

Сказать, что "просто мороз по коже" - это ничего не сказать. Очень сильно.
У меня просто нет слов.

БлагоДарю, Валя!

Мила Сокол   24.07.2012 14:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.