Гамлетовский вопрос израиля

                РАЗОРВАННОЕ ОБЩЕСТВО
                глава семнадцатая

   Надежды отцов - основателей Израиля, в первую очередь, Бен-Гуриона на то, что общий язык - иврит -сцементирует  различные еврейские общины страны в единый народ, не оправдались. И не только потому, что в общинах предпочитают говорить на языке, привычном с детства, и именно он является для них родным. Но и потому, что система обучения в Израиле иврита в большинстве случаев такова, что она скорее убивает  желание овладеть им, нежели побуждает.
   Одна из преподавательниц ульпана, который посещала я, с библейским именем Сара, видя, что мы ничего не понимаем из ее путаных объяснений, обращалась к репатриантке-москвичке, бывшей учительнице английского языка,пересказывая ей пояснение на английском, с тем, чтобы она потом перевела его на русский язык.
   Сара объясняла материал без какой-либо последовательности, то забегая вперед, то возвращаясь назад, не заботясь о том, чтобы мы хоть что-то усваивали. Ибо полагала, и говорила об этом вслух, что все равно иврит не усвоим, поскольку большинство в ульпане - пенсионеры.
   Куда с большим жаром она затевала с нами политические разговоры. Все через ту же "англичанку". Новоиспеченные репатрианты возмущались политикой уступок правительства, Сара же с жаром доказывала, что хватит оккупировать чужие территории, надо возвратить их истинным хозяевам - палестинцам.
   С началом войны семья Сары бежала из Польши в СССР. Военные годы и несколько послевоенных она прожила в Казахстане. Так что по-русски Сара, несомненно, понимала, но делала вид, что не понимает. И вообще демонстрировала к русским всяческое презрение, считая их агрессивными, к коим относила и нас.
    Сара была "левой", она жила в кибуце, где ее муж заведовал птицефабрикой. Может, она бы и примирилась с нами, поддакивай мы ей,  но мы продолжали, как всякие неофиты, твердо стоять на своем и отчаянно спорить.
   А ведь она была такой же репатрианткой, как и мы, но жившей в Израиле уже давно,и это возвышало ее перед нами в собственных глазах. И особенно то, что она не принадлежала к русским евреям, как будто мы - люди более низшего сорта.
   А ведь все отцы основатели - Бен-Гурион, Вейцман, Бегин, Шамир, Перес - были родом из Российской империи. Родители Нетаниягу,Шарона,Барака, Ливни,Ольмерта родились и долгое время тоже жили здесь. У многих политиков там жили бабушки и дедушки. Но сами политики и государственные деятели Израиля редко вспоминали о своих корнях, видимо, считая, что все это - в далеком прошлом и никакого отношению к дню насущному отношения не имеет.
   Многие старые политики были еще живы, когда началась массовая алия из бывшего СССР и русские евреи буквально на каждом шагу стали сталкиваться с негативным к себе отношением, с насмешками над их плохим ивритом, "непонятным" образом жизни. Они могли встать и сказать:"Послушайте наши родители, наши бабушки и дедушки тоже приехали оттуда, откуда они, и привезли сюда нас.Они и мы много сделали для нашей страны, теперь они продолжат наше дело. Так отнеситесь к ним с теплотой и вниманием, помогите им в изучении языка. Все это пойдет только на пользу Израилю". Тем более, что и иврит возродил подданный Российской империи, выходец из Витебского местечка Бен- Йехуда (Перельман).
   Ничего этого не случилось. Бывали какие-то отдельные высказывания по каким-то отдельным поводам - и только. Выплывать репатрианты должны были сами, и они выплывали, кто как умел. А Израиль поделился, как это ни дико звучит, на национальные гетто - русские, марокканские, эфиопские... Кто там еще? Йеменцы? Иракцы? Даже индийские евреи есть.
   Русские стараются селиться с русскими, эфиопов вместе селит государство, чтобы приучить их к элементарным нормам цивилизациями, о которых в деревнях Эфиопии они понятия не имели. Им, судя по всему, намного труднее, чем русским, ведь они неграмотны и к городской жизни непривычны. Однако в Израиле им нравится, ведь здесь, к счастью, не приходится голодать, и они требуют, чтобы в страну доставили еще восемнадцать тысяч их родственников.
   Правительство то соглашается привезти, то тормозит свое же решение. Объясняется это тем, что эфиопские евреи, из племени фалашмура, как бы не "настоящие" евреи. Они считают себя потомками одного из колен Израилевых, но много веков назад их заставили принять христианство. По приезде в Израиль раввинат  заставляет их пройти "облегченный" гиюр, а уж потом признает евреями.
   Так пополняется электорат религиозных партий. Ибо именно раввины выезжают порою в самые глухие уголки планеты, чтобы встретиться с представителями разных экзотических племен, вдруг объявивших себя потомками  какого-нибудь утерянного колена, и якобы находят свидетельства того, что какие-то ритуалы  иудейской религии у них соблюдаются, и дает "добро" на их репатриацию. А Сохнут организовывает их приезд.
   Теперь, когда Агентство ограничено в средствах и меняет направление своей работы, с такой практикой, очевидно, будет покончено.
   Жить в мультикультурном обществе интересно, но израильское общество таковым не стало. Наверно, еще и потому, что весь период своего существования Израиль не столько живет, сколько выживает, а значит, на первом плане всегда - сиюминутные задачи и политические интересы. В таких условиях нормально  развиваться государство не может.
   Не может оно нормально развиваться и тогда, когда годами им руководят одни и те же люди. Времена меняются, а политическая колода карт Израиля почти неизменна, со все теми же "тузами" -Пересом, Нетаниягу, Бараком.
   Правда, относительно недавно ее удалось все-таки разбавить:в правительстве появились русские министры. Но только будущее покажет, сможет ли это обстоятельство коренным образом повлиять на судьбу Израиля или в лучшем случае все останется по-прежнему, а в худшем - независимо от них - усугубится.

   
               


Рецензии