Хамелеон Второй

Наш бухгалтер Иван Лукич многим сослуживцам нравится, потому что о чём бы ни затевали спор в бухгалтерии, он всегда оказывался в лагере абсолютного большинства, а если такового не намечалось, то умело, с достоинством сохранял нейтралитет, и тогда конфликтующие стороны начинали перетягивать его, каждая к себе.
В таком случае Лукич отмахивался и не шёл никуда – зыбкое большинство его не устраивало. Махнув рукой, он говорил: "Решайте уж без меня", – и отходил в сторону с таинственной усмешкой: "Я-то, мол, знаю, что к чему".

Лично я, встречая Лукича, почему-то вспоминаю чеховского Хамелеона и про себя прозвал его Хамелеон Второй. Однажды у меня с ним произошёл такой диалог:

–  Здравствуйте, Иван Лукич! – приветствовал я его.
– Моё почтение, дорогой Коля! – раскланялся он. – Как живёшь-дышишь?

– Дышу помаленьку, чтоб на дольше хватило, – ответил я. – Всё б хорошо, да вот начальник настроение испортил, выговор влепил.
Иван Лукич негодующе взмахнул руками, нахмурил брови и тяжело вздохнул, как будто "влепили" ему, а не мне.
– Вот ведь чёрт какой! Он это может, ни за что, ни про что, знаю я, – посочувствовал он.

– Да, собственно, я сам виноват.
Лукич вопросительно посмотрел на меня и улыбнулся:
– Конечно, бывает, он и справедливо наказывает.

– Да, бывает, но зачем строгий выговор, хватило б и простого.
– Ну, это он уж слишком! – согласился Иван Лукич, хотя не знал, за что дан выговор. – Унять его надо, на собрании выступить.

– Но, в общем-то, он неплохой человек.
Было видно, что главбух старательно пытается определить моё истинное отношение к начальнику.
– Нда-а... это правда, он ничего... хороший.

– Вот только не нравится мне, что кричит иной раз зря.
– Да, глотка у него ничего, – начиная краснеть, соглашается он. – И здорово накричал?

– Да нет, в меру. Под конец поздравил меня с днём рождения, откуда-то узнал.
Иван Лукич без нужды высморкался и покраснел ещё больше.
– Поздравил, говоришь? Молодец, отзывчивый начальник.

– Отзывчивый-то отзывчивый, а вот квартиру третий год не даёт, всё обещаниями кормит,  – пожаловался я.
На лбу Лукича выступили капельки пота.
– Ишь, гусь какой, третий год не даёт!

– Прямо и не знаю, идти ли к нему завтра в гости? Приглашал.
С носа Лукича капнуло. Он растерянно развёл руками и жалко улыбнулся:
– Ну, это ты смотри сам. Можно сходить, конечно, он человек стоящий.

– Подумаю, может, пойду, а может, нет. Ну, до свидания, Иван Лукич.
Он протянул мне мокрую от пота ладонь и отошёл, помахивая головой.
"Видать, нелегко угодить каждому", – подумал я.

(1973 год)


Рецензии