2. Экскурсия

На второй день стоянки у дока, народ, те кто в Финляндии был в первый раз, начали проситься в город.
- Да там делать нечего, сегодня же воскресенье. Вся страна отдыхает, там если и работают, то только продовольственные магазины. Вы, что, колбасы не видели?
- Да ничего мы не видели. У нас в Кронштадте только ливерная и сырная. Просто город посмотреть.
- Ещё насмотритесь. – Продолжал возражать замполит.
- Потом работать будем. А вдруг некогда будет?
- Ну, ладно, если найдете себе старшего, пойдёте. – В советские времена за границей в город ходили только группами и со старшим.
- Да мы сами комсостав.
- Федот, да не тот. Ищите.
Нашли. После получасовых уговоров, я уже не мог сопротивляться. Вспомнилось, как сам впервые попал в иностранный порт, как съедало любопытство, и я сдался.
Денег нам выдали за недельный переход, плюс немного авансом. Прогулка по городу никаких расходов не предполагала. До города пешком минут сорок пять, а сам город можно обойти вдоль и поперёк за час.
Погода не радовала. Мороз чуть ниже ноля, небо пасмурное, но снег не шел.
Чистенький вылизанный городок. Даже снег казался белее, чем в Мурманске. Ребята с восторгом смотрели на красочные витрины. После  совдеповских, на которых,  кроме пыльных манекенов  ничего не выставлялось, их восторг можно было понять.
Наконец-то подошли к магазину «Сокос». Это был супермаркет, но в воскресенье там работал только продуктовый отдел.
Возле прилавков с рыбой и мясоколбасными изделиями, восторг на лицах ребят сменился изумлением, потом досадой, потом завистью. Начали считать количество сортов колбасы. После тридцати сбились.
Надо же, мы, пять лет назад, вели себя точно также.
Фруктовый отдел произвел впечатление не меньше, чем колбасный. Дома, в таких отделах, особенно зимой, кроме свеклы, картошки и червивых яблок ничего не лежало. А тут яблоко к яблоку, даже красные пятнышки были одинакового размера и смотрели в одну сторону.
- Ананасы! Смотри, смотри бананы! А это что? Зелёное мохнатое.
- А чёрт его знает. Явно что-то съедобное.
Со стороны за ними было наблюдать забавно. Три молодых, только после мореходки парня, все одного возраста и из одного города, абсолютно разные по внешности и характеру,  совершенно одинаково себя вели у прилавков.
- Так. Бананы по шесть марок, а нас четверо. Что с нас убудет? Всего-то по марочке с носа. А? Валеричь?
- Грех на траву деньги переводить, когда столько планов. - Незапланированные расходы меня не устраивали, но бананы я любил с детства и поэтому, неожиданно для самого себя, согласился. - Ну, по марке так по марке. Давайте.
Взяли восемь бананов.
- Подержи, а мы ещё там посмотрим. – И они пошли кружить по залу.
Недолго постояв у прилавка с бытовой химией, я оглянулся. Мои подопечные стояли уже за кассой, почти на выходе, и призывно махали мне руками.
Заплатив двенадцать марок я, подойдя к ним, сказал:
- Двенадцать марок. С каждого по три.
- Да ну, за десять марок можно джинсы на распродаже купить. – Неожиданно проявил осведомленность в местных ценах инициатор покупки бананов Сергей Сосновский.
- Джинсы пару лет носить можно, а эту траву съел и всё в толчок. – Продолжил Вася Портнов.
Денис скромно промолчал. Но в его взгляде читалось абсолютное согласие с друзьями.
- Интересно, – подумалось мне вслух, - не дурак ли я? Вроде бы бананов и не хотел, а купил. Ладно, угощу Саньку с Володей.
С Сашей Курковским и Володей Попцовым мы питались за одним столом и между нами давно сложились вполне дружеские отношения.
Погода начала портится, посыпался крупными хлопьями мокрый снег, начал задувать порывистый ветер. И казалось, что куда не поверни, этот пронизывающий насквозь холодный ветер дул всегда в лицо. Снежинки забивали глаза, нос. Больно секли по лицу. Но мои экскурсанты были намерены осмотреть городок до последней улицы.
Наконец-то надоело и им. Что бы немного передохнуть, спрятались от ветра в подворотне. Промокли до нитки. От холода начало потряхивать.
- Воспаление лёгких вполне вероятно. Этого нам только и не хватало в начале ремонта. – Озабоченно проговорил Вася, отличавшийся особо внимательным отношением к своему здоровью.
- Если бы знал, никогда бы не попёрся в этот вшивый городишко. – Начал ныть самый крепкий из всех Сергей.
- Сами настаивали. Теперь терпите. Хотя есть у меня предложение. Можно до верфи на такси. – Я заметил, что мы стоим почти у таксопарка.
- Так это ж каких денег стоить будет? – Возмутился Сергей.
- Ну, если перевести на джинсы, то три. По крайней мере, в прошлом ремонте, стоило столько.
- Не, лучше сдохну тут, чем десять марок за тачку. - Наконец подал голос Денис.
После недолгого молчания пришли к выводу, что поездка на такси неизбежна. Что удивительно, везти к верфи таксисты нас отказывались. Объяснить
причину, по случаю отсутствия общеизвестного языка, они нам не могли.
- Вот уроды, им что, деньги не нужны?
Подошел, видимо, самый сердобольный таксист. Оглядел нас, начал что-то говорить, показывая в сторону верфи, потом ткнул пальцев в мою мокрую куртку, потом показал, очевидно, международный жест, изображающий деньги, потирая большой палец об указательный и вопросительно уставился опять же на меня.
- А. Деньги. Марки?
 - Марркаа. - Финн утвердительно затряс головой.
- Марки есть. – В подтверждение сказанному  я достал из кармана тощую пачку денег.
Через минуту мы в тепле и полной тишине ехали на классной тачке.
- Мицубиси. – Прошептал Вася.
- Смотри на панель, сколько там всего. – Также тихо прошептал Денис.
По сравнению с отечественными автомобилями для нас всё выглядело как в космическом корабле.
- Что-то я не пойму, а где тут счётчик? – Сразу заволновался Сергей.
Счётчик я увидел сразу, так как сел на переднее место. Понажимав кнопки на счетчике, водитель включил передачу мы поехали. Маленькими красными цифрами, около международного обозначения финской марки, сразу высветилась цифра тридцать.
Василий перечислял достоинства машины, которая везла наши утомленные прогулкой тела на верфь. Денис расслабленно слушал, у него стали зарываться глаза. Разморило.
- Это что! Сорок марок! – Вдруг заорал Сергей, перепугав всех сидевших в машине. – Да за такие деньги я вас на себе до судна донесу. Пусть остановит, я выйду.
- Сергей! Брось ты, не позорься.
- Ты говорил тридцать, полпути проехали, а уже сорок пять. Я не буду платить.
- Валеричь. Может, действительно выйдем, пешком дойдем, вроде и снег не такой густой. 
Ветер уже не казался таким сильным, но даже от мысли о том, что надо выходить на эту холодрыгу, вызывали дрожь во всем теле.
Молчал только Денис. Я тоже молчал, скрывая раздражение. Захотелось матернуться и в самом деле выйти из машины, но не из-за денег, а от возмущения.
- Ну, вы и крохоборы.
Машина доехала до верфи, остановилась. Доехали в полной тишине. Ребята вышли и пошли. Расплачиваться, судя по всему, они не собирались. Не поворачивая головы, Сергей сказал:
- У старпома оклад большой, пусть сам платит, его была идея.
Таким образом, совершенно не собираясь в город, я потратил месячную зарплату.
Спустя пару часов, я, развалившись на диване, расслабленный после теплого душа, рассказывал своим друзьям о странно закончившемся походе. Мой рассказ прервал стук в дверь. На пороге стоял Сергей и Василий.
- Валеричь, ты же бананы купил. Забыл, что ли? Угощай.
- Да. С такой молодёжью мы далеко пойдем.


Рецензии