Момент истины

Я никогда не думал, что размышления о жизни могут завести меня настолько далеко в дебри осознания того, что моё присутствие здесь абсолютно бессмысленно.

Вот оно – последствие этого самого «не думанья о последствиях»: я один в пустой тёмной комнате. Как долго я нахожусь тут – не знаю, может час, может два, может день, возможно даже дольше – здесь нет окон. Как сейчас помню – я специально залепил единственное окно, чтобы комната была абсолютно тёмной. Я думал, что мрак, до безумия меня привлекавший, поможет мне концентрироваться на какой-то одной мысли, не отвлекаясь ни на что, хотя в этой комнате итак ничего не было, кроме, стоявшего в самом её центре мягкого кресла, созданного специально для меня.

Итак: четырнадцать квадратных метров, голые стены, полная темнота и удобное кресло посреди всего этого – добро пожаловать в «Кабинет мысли», Так я назвал это место. Когда я впервые вошёл сюда, всё происходящее со мной воспринималось, как детская игра, но, просидев здесь впервые наедине со своими мыслями около пяти часов подряд, я понял всю прелесть этого места. Оно, несомненно, наложило свой отпечаток на происходящее со мной, но речь сейчас идёт совсем о другом…

Мысли о жизни – вот что стало причиной, побудившей меня создать этот кабинет. Мне хотелось понять, зачем я, и я начал потихонечку понимать. Но понимание моё столкнулось с нежеланием понять то, что в свою очередь начало развиваться само собой, как отдельный организм и стало понимать независимо от моих желаний. Я пытался бороться с этим, но не долго, потому что глупо бороться с собственными мыслями, ведь это мои мысли. И знаете что! Мысль может вызывать привыкание!

Да, она, как наркотик – подумав один раз, ты уже не в силах отказаться от неё самостоятельно, а со временем просто начинаешь жить этой мыслью. Она же, в свою очередь, живёт внутри тебя и развивается по собственным законам до тех пор, пока не приобретёт значение, равное значению твоего «Я».

В своих размышлениях мне удалось достичь того, что «Я» в целом, это «Мы» в отдельности: я и мои мысли. Мысли о жизни, о её смысле. Итог этих мыслей…
Итог этих мыслей – металлический привкус ствола какого-то пистолета (в оружии никогда не разбирался) во рту. Почему? Зачем? Я не знаю, наверное, ответить сможем только «Мы» вместе (я говорю о двух своих составляющих).
Но, по-моему, причиной всему послужило вот что:
********
Вы никогда не обращали внимание на людей? На совершенно незнакомых людей, которых можно встретить на улице, в магазине, в метро – везде, где только можно встретить людей. Я не имею в виду отдельных конкретных людей, которых без сомнения каждый из нас не раз рассматривал, я говорю о людях целом, о том, что все привыкли называть обществом – безликим зверем, где каждый человек – элемент, лишённый каких-либо особенностей.
Так вот, я обратил на них внимание, я наблюдал за ними. И знаете, что я заметил?.. Организацию. Строгую чёткую организацию общества. Хотя, нет, говоря «организация общества» на ум приходит что-то пройденное ещё в школе: государство, социальные слои, система власти и прочая чушь. Я говорю не об этом.

Организация толпы…толпы, как массы людей – всей мыслимой массы людей (поэтому правильней будет называть её «толпа» - в кавычках), сейчас поясню:
Вы никогда не обращали внимания на подростков? Я имею ввиду не то мимолётное внимание, которое мы ежедневно уделяем всему, что нам встречается. Я говорю об осознанном дотошном внимании, когда как-будто раскладываешь кого-то или что-то по кусочкам и подолгу изучаешь каждую маленькую часть.

Так вот, подростки – девочки и мальчики в возрасте 13 -18 лет. Они обычно держатся кучками, их легко заметить.
Знаете, меня всегда удивляла их схожесть друг с другом. Они почти одинаковы внешне, по крайней мере, все, сами того не понимая, к этому стремятся. Следуя своему нововыдуманному божеству – моде, они все, как по команде меняют свою внешность, при этом всегда оставаясь похожими друг на друга. Причёска, одежда, увлечения и многое другое всегда одинаковы у всех.

Мода – вот то, что объединяет подростков, создавая одну из групп толпы, в смысле общечеловеческом. Вне этой группы лишь очень малая часть тех, кто по каким-то причинам преждевременно перешёл в другую группу или изгои – те, кого считают «не модными», но таких с каждым днём становится всё меньше.

Итак, первая группа есть, условно назовём её подрастающие. Подрастающие – отправная точка, первая ступенька на пути воспитания человека, как элемента, составной части, кусочка толпы. Именно здесь в него закладываются основы одинаковости, неспособности самостоятельно развиваться, слепого подчинения чужой воле.
Но со временем все подрастающие перестают быть таковыми. Вырастая, они занимают своё место в других группах отлаженного механизма – «толпы».

Дальше по нарастающей…
Простые люди, так называемый «средний класс». Не рассматривали их? Их большинство: это мужчины и женщины от восемнадцати и до конца своих дней (зачастую, если попал в эту группу, то выйти из неё без чьей-то помощи не представляется возможным).
Эти мужчины и женщины принадлежат к совершенно разным профессиям: от обычного дворника, грузчика, слесаря и т.п., до учителя, врача, инженера и даже какого-нибудь бизнесмена средней руки.

Едва попав в эту группу, люди начинают работать, а, начав работать, они уже никогда не смогут остановиться. Они будут работать на «толпу», для «толпы» - всю свою жизнь. Даже уходя, как это принято называть, на заслуженный отдых, человек так или иначе продолжает работать на благо всё того же объединения миллионов, которое мы условились именовать «толпа».

Вторая группа – назовём их рабочие. Это самая многочисленная группа, и рассматривать её можно очень долго, но в этом нет необходимости. По-моему с ней всё и так ясно, лучше перейдём к следующей, тем более она несколько интереснее.

А интересна она отчасти из-за того, что практически не пытается скрыть своего назначения. Это даже и не требуется, учитывая какое именно значение отведено ей «толпой»…
Конечно же, каждому из вас хотя бы раз в жизни приходилось сталкиваться с сотрудниками правоохранительных органов. И конечно же вы не могли не обратить внимания, что все они чем-то похожи друг на друга. Большую роль в этом играет их форменная одежда, но помимо неё есть ещё ряд черт, делающих их схожими друг с другом:

Стрижка – как можно короче, плечи – как можно шире, лица – как можно более устрашающего вида.
Это описание вам никого не напоминает? По-моему, очень похоже на некий собирательный образ тех, кого в нашем народе любя называют «братки». Иногда даже можно спутать охранников общественного порядка и его нарушителей, ведь внешне они мало чем отличаются.
А знаете от чего это? Да оттого, что функции в «толпе» у тех и у других одинаковые. И даже более того, у них одна общая задача. Охотясь друг на друга, для отвода глаз, они занимаются одним делом – контролем. Контролем «толпы» и всех, происходящих в ней процессов. Пользуясь силой и властью, они делают всё, чтобы она жила и процветала.
Используя широкий арсенал средств, они оберегают «толпу» от неугодных ей людей, отправляя их на «перевоспитание» или совсем устраняя.

Как правило, выход из этой группы один – на кладбище, поэтому большинство её участников не наделены особым интеллектом, чтобы ни в коем случае не задумываться над тем, что они делают.

Итак, третья группа, назовём её контролирующие.
Наконец, последняя из функционирующих групп «толпы». Её составляют те, кого вы без сомнения видите и слышите каждый день, потому что вряд ли нормальный по современным понятиям человек сможет прожить день, ни разу не включив телевизор или радио.
Я сейчас говорю о тех, кого ежедневно показывают миллионам зрителей, чей голос ежедневно влетает в миллионы ушей, чьи цитаты неустанно цитируют все подряд, и чьи мысли, таким образом, становятся мыслями миллионов. Это те, для кого, как может показаться, и вертится земля. Но им тоже отведена своя роль в «толпе», она заключается в том, чтобы как можно больше говорить, при этом делать что-нибудь совсем не обязательно.
Они непрестанно говорят. Не важно что, главное постоянно создавать шум, выдумывать свои мнения, позиции, точки зрения на всё, что происходит вокруг. Участники этой группы постоянно спорят друг с другом, отстаивая свою правоту, и каждый искренне верит в то, что именно он открывает истину. Но на самом деле то, что они считают истиной им даёт «толпа», чтобы они во всём многообразии этих самых ложных истин скрыли, не дали никому обратить внимание на то, что происходит вокруг на самом деле.

В этой группе собраны «сливки общества»: актёры, артисты, журналисты, видные учёные, политики. Даже президенты, да президенты тоже призваны работать на благо этого отлаженного механизма. Словом, все, кто имеет силу воздействовать на умы людей.
А задача, как уже наверное стало понятно, у них одна – отвлечь всех от «толпы», от самого факта её существования. За это, надо сказать, они получают щедрое вознаграждение, и, судя по результатам, справляются они со своей задачей очень хорошо.
Таким образом, вот она, последняя из функционирующих групп, которую я условно назову отвлекающие.

Итак, четыре элемента «толпы» - рабочая система, превращающая людей в насекомых. Муравейник – вот идеал, к которому ведёт нас «толпа». В этой системе каждый имеет своё место и назначение и посвящает всю свою жизнь работе на её благо.
Каждый молчаливо соглашается со своим назначением. Соглашается потому что думает, что свободен, веря в созданную самой этой системой иллюзию.

********

А кем оказался я? Осознав всё происходящее вокруг, я вмиг вылетел из этого стада. Я стал выброшенным. И самое главное, что я такой не один, нас много, мы – выброшенные, те, кто начал думать.

Думая, мы осознали суть всей окружающей нас действительности, а, осознав, никак не могли смириться с таким существованием. Так наше сознание стало опасным для «толпы», ставящим под угрозу быть раскрытой тайну самого её существования. Но «толпа» не оставляет такую самостоятельность безнаказанной…

Что же с нами стало? Мы стали бессмысленными, ненужными, неспособными внести свой вклад в общее дело процветания системы.
Кто-то оказался на улице, стал, так называемым, люмпеном, бомжем, опущенным – человеком, с которым никто никогда не захочет заговорить, которого никто никогда не станет слушать, от которого все будут отскакивать, как от огня. А если его слова и достигнут вдруг чьих-то ушей, то они, несомненно, будут восприняты, как бред сумасшедшего.
Другие просто прекратили своё существование в этом мире. Кто-то принял это решение самостоятельно, остальным с этим помогли специально для того существующие контролирующие.
Некоторых же «толпа» запирает в так называемые специальные учреждения. Там их какое-то время переделывают, чтобы потом с новым мировоззрением выпустить в одну из групп «толпы». А если кто-то не поддастся перевоспитанию, то их существование закончится в этом самом учреждении.

Я не стал исключением. «Толпа» забрала у меня всё: меня выгнали с работы, люди, с которыми я общался, вдруг стали избегать меня, меня обокрали – из квартиры вынесли всё, что можно было вынести. Вдобавок ко всему, я стал виновником происшествия, в котором погиб человек, хотя я точно знаю, что вины моей в этом нет, но…

Вчера ночью я ехал по тёмной дороге на автомобиле, а он пьяный, одетый в лохмотья выскочил из ниоткуда прямо перед моей машиной. Этот человек также как и я был выброшенным, неугодным «толпе».

Отличный ход! Одним выброшенным стало меньше, а другого ждёт процесс исправления в специальном учреждении… А мне… мне уже кажется, что я был неправ с самого начала…

********

Я понял, что совершил ошибку, начав думать об окружающей нас действительности, вернее, уже просто начав думать.

«Толпе» не нужны думающие, ей нужны только управляемые своим незнанием подрастающие, рабочие, контролирующие и говорящие - слепые исполнители, безмозглые муравьи в огромном муравейнике, имя которому Земля.

Думать нельзя никому. За всех всё уже давно обдумано. Но остался всё же один вопрос, на который мне бы очень хотелось узнать ответ. Этот вопрос – Кто?... Кто руководит этим муравейником? Кто пожинает плоды деятельности толпы? Кто главный невидимый враг всех выброшенных?

Но, боюсь, мне уже не узнать ответа на этот вопрос. Ведь я последовал судьбе многих таких же, как и я выброшенных.

********

…Палец правой руки начал плавно давить на спусковой крючок пистолета одновременно с тем, как начался этот рассказ. Начался ни где-нибудь, а всего лишь в моей голове, которая, кажется, раскалилась настолько, что пистолет стал горячим… Жаль, что ему суждено закончиться там же – в моей голове… Металлический привкус ствола во рту, как будто обжигает язык…

…Забавно, как долго тянется этот короткий миг перед выстре…

2004-2005


Рецензии