Правдивая история о Святополке. Эпизод 113. часть9

Лесь узнает тайну своего рождения

«Анонимное сказание» упоминает двух сыновей Владимира по имени Мстислав, тогда как летописец под 980 г. воспроизводит перечень из «Анонимного сказания», а под 988 г. говорит только об одном Мстиславе — сыне Рогнеды. Таким образом, и летописная традиция, и «Анонимное сказание», очевидно, были подвергнуты правке с тем, чтобы обеспечить династическое старшинство Ярослава, в результате чего появился «второй» Мстислав. Хотя вопрос о том, кто был инициатором этой правки, остается открытым Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. Исследование и подготовка текстов. СПб. 2006. С. 167. Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Повесть Временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн. 1. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб. 2002. С. 286–287. Петрухин В. Я. Ярослав Мудрый, Ярославичи и начальное летописание // Ярослав Мудрый и его эпоха. М. 2008. С. 175–177.

Исследователи также обратили внимание на то обстоятельство, что «при Владимире Святославиче архаический принцип варьирования основ двусоставного княжеского имени был еще весьма актуален, так что два сына этого князя, родной и приемный (?), получили имена, как бы заранее обрекавшие их на соперничество. Оба именования этих княжичей являли собой комбинацию из имен их родного деда и еще одного предка, который приходился дядей одному из них и, возможно, приходился биологическим отцом другого — Святослав и Ярополк трансформировались в Ярослав и Святополк» Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Младшие сыновья и старшие внуки Ярослава Мудрого (из истории имянаречения у Рюриковичей) // Ярослав Мудрый и его эпоха. М 2008. С. 16–17. Лед и пламень две непримиримости –даже в языковом аспекте они были противопоставлены друг другу-два противоречащих и взаимоисключающих начала-между ними не могло быть никакого союза- в небе не бывать двум солнцам. Один из них должен был одолеть другого. Это было закономерно.
Кроме официальных имен, которыми были наречены князья, крестильные имена некоторых князей известны нам благодаря изображенным на их монетах и печатях святым покровителям. Владимир Святославич в крещении носил имя Василий, Ярослав Мудрый - Георгий (Юрий), Святополк - Петр, Мстислав Храбрый - Константин, Борис - Роман, Глеб - Давид.  Нехристианские имена сохранялись как основные у самых широких слоев населения долгое время, даже у лиц  духовного сана. Среди некалендарных имен в источниках встречаются: Меньшик, Третьяк, Истома, Замятня, Нечай, Постник, Шарап, Пятой, Ширяй, Булгак, Ждан, Русин, Молчан, Шестак, Невежа, Темир, Угрим. Некоторые из этих имен звучали с современной точки зрения неблагозвучно и даже оскорбительно и давались, вероятно, от сглаза.
-Поэтому и дали тебе такое имя «Жебрак» –нищий и есть дополнение к имени–Лесь – Александр- «мужественный защитник» по- гречески.
-А «жебрак» как нищий- в смысле «нищий духом»? Говорят, «блаженны нищие духом».
-Ты и есть «блаженный брат». Блаженных всегда почитали на Руси.. И все твое следствие -не следствие вовсе. И вся твоя любознательность на поверку только отыскание себя, как будто ты восстанавливаешь картину событий -все цепочки и мозаики. Вставляешь цветные стекла в витражи. Ты восполняешь недостающее- ты подбираешь кусочку смальты его законное место. Нужный паззл нужными гранями ты внедряешь в общее полотно, в котором его недоставало. Ты обретаешь себя.
Лесю показалось, что он –сам, самолично и есть недостающий элемент. Сам недостающий элемент этой жизненной драмы –этой подлинной трагедии. Катастрофы на Альте и катастрофы на Смядыне. Он и есть тот элемент -чтобы все показали себя, открыли свои истинные лица, а не маски. Что Лесь и есть юродивый, или блаженный, или потешник- скоморох на пиру у великого князя, который раскладывает как бы в шутку, кто прав, и кто виноват -и этим самым определяет виновное лицо. Почему имя- то не царское, почему не в княжеской традиции -односложное Лесь.. Значит защитник по гречески, мужественный защитник- и что Лесь просто «Жебраком» своим замаскировался. Лесьжебрак- надо одним словом оно двусоставное-и есть княжеское, династическое имя.
-Зачем так именовали?
- От сглаза. Имя –то себе не сам человек дает. А родители дают. Это имя было дано, чтобы открыться тебе при обстоятельствах- что тебе никто не пояснял. И был спрятанный до поры до времени сын- чтобы, как говорят французы- однажды «выйти из шкафа». Жебрак –чтобы ты не растерял свое богатство. Дождался благоприятного стечения обстоятельств, чтобы обнаружить себя. «Людей посмотреть и себя показать». Твое богатство не в титулах, не в несметных сокровищах-не в тугой набитой мошне-все слишком мелко для тебя-основное богатство-внутри тебя- в твоем духовном мире-принадлежишь княжескому роду и одновременно исключен из Real politics-  чтобы не убрали –чтобы сохранить, уберечь-исключить –замаскировать под каким угодно именем-хоть под вторым Мстиславом-которого не могло существовать в принципе-потому что отец не мог двоих своих сыновей назвать одним именем- для того, чтобы они имели одно имя и отчество, и в них постоянно путаться. Потом, у декабристов ссыльных когда на каторге рождались дети их не именовали фамилиями взбунтовавшихся отцов- был Сергей Волконский- сын получил фамилию «Сергеев». Чтобы внешне не было той связи-которая и есть протянутая нить от отца к сыну.. чтобы ты исполнил свое назначение, чтобы обеспечить ему безопасность, чтобы сохранить его от резни и кроворазлитья, чтобы дошел к цели. А почему тогда было два сына «Мстислава»- потому что ты и должен был отомстить за братьев (1).


Рецензии