Правдивая история о Святополке. Эпизод 149. ч. 2

Собравшиеся люди требовали от руководства ответа на вопрос «На что нам жить дальше?». Вскоре появился посадник. Заметив невдалеке торговку пирожками, он оборвал одного из выступающих и заявил: «Не хватает денег на мясо — ешьте пирожки с лебедой». Случайная, конечно, фраза, но, чтобы поджечь порох, достаточно одной искры. И все сдетонировало. Эта резкая и грубая фраза, демонстрирующая полное пренебрежение к собравшимся, которых нужно было уважить, считаться с ними, видеть в них людей, а не «людишек»- вызвала негодование, посадника начали освистывать и выкрикивать в его адрес непечатные оскорбления. Посадник скрылся- его увели с глаз долой «под белы рученьки», чтобы не бередил народ и еще не ляпнул лишнего, однако именно его фраза послужила поводом для последующих событий- «из искры возгорилось пламя». Посадник «наломал дров и навалял куч»- нагадил и ушел-оставив после себя воспаленное людское море. Вскоре восстание охватило весь город. Те жители, которые не хотели участвовать в восстании, запирались в домах, чтобы не попадаться на глаза разъярённой толпе- и в то же время превращались в мишень-как не примкнувшие. «Кто не с нами-тот против нас!». Массовый порыв не оставлял места для частностей. Он не прощал индивидуальностей и особых мнений-все должны были быть причастными к общему неудержимому порыву-высвобождению огромной неуемной коллективной воли. Так хочет народ!

Это было для страждущих так искусительно-соблазнительно  и привлекательно грабить богатых. Как кровососущих комаров, ассоциируя с ними свой неуспех, делая его  в своем отчаянном состоянии производным от их успеха. Восстание черной зависти, которая стала концентрироваться и размножаться в людях, как болезнь в инкубационный период- потому что появился повод. А повод можно найти- любой предлог, любой намек, любой полунамек, любая наводка может стать удобной и решающей, когда причина одна-собственное головотяпство и неумение, несостоятельность и бесталанность прожитой жизни- в которой ты ищешь виноватого –но в упор не видишь самого себя. Полумера-акция или спонтанное действие- разве избавит оно от угнетенного состояния психики, разве освободит от комплексов, разве решит все проблемы как по мановению волшебной палочки, разве панацея от всех бед и негараздов?

Толпа, которая в считанный миг становится неконтролируемой, источником повышенной опасности- массовые народные волнения –фарс-мажор. Надо было вовремя страховаться «от толпы», «от голодных». Придумать молитвы «от голодного бунта»-чтобы спасли и сберегли в окаянные дни лихолетья. Те люди, которые прежде годами договориться не могут-не ладят-потому что спорят из-за дерева или из-за межи,  между собой которые как на ножах, и вскладчину купить продукты не могут на базаре, которые с трудом ладят и взаимодействуют между собой- одномоментно,  мигом у них находится одно- общее, разделенное на всех- страсть, ненависть и исходящая от них угроза их объединяет, желание нанести как можно больший вред. Но нет стремления это присвоить, унести, забрать себе, а одно желание- уничтожить- извести на нет. Та страсть, с которой они предают огню, разрушению. С той rough помпезностью и грубым пафосом, с которой это происходит- с позволения сказать- очищение. Начало нового жизненного цикла. Жизнь и накопленное, но не застрахованное добро, которые пестовались, которые раньше казались надежно укрепленными и удерживаемыми- теперь все брошено на произвол, растаскивается жадными загребущими руками, которые далеки были до этих несметных богатств, которые привыкли перебиваться и прозябать в навечной нужде, нищете, неуютности, проклиная свою судьбу outdoor- потому что быть горемычным глубоко inside тягостно и уничижительно. Получился –выпал им шанс восстать над своим покорным, раболепным состоянием. Возвыситься, разогнаться, разбежаться-встать во весь рост и не испугаться собственного голоса. Вовлеченные стихией «праздника общего непослушания». Гона, бега- они и сами присоединялись к ней, и были частью этой силы, преданы ей, как всепожирающему огню- который разносил искры по крышам и дворам, они сами были этими  искрами. Искры полыхали в их отчаянных глазах, проскакивали в каждой пульсирующей жилке на лбу- им была неведома пощада, жалость, человечность. С их позиции теперь все было оправдано- коль они сейчас получили вожжи в свои руки. Хаос. Анархия. Произвол. Самосуд. Шум и треск разрушающихся зданий, имущество, которое разбирается сотней рук- где все соревнуются в том, кто быстрей схватит. Подталкивают друг друга- каждый ловит. Все энергично действуют колами и вилами, пытаясь разобрать и найти тайники с продовольствием. Нерачительность, нераспорядительность, которая помешала им самим сделать запасы, как-то  приучить жить по средствам, бездействовать-сейчас отыгрывается за долгие годы сидения на печи-на скамейке запасных. Все испепеленное, сожженное дотла, приведенное в негодность. Все, что безвозвратно утрачено и налицо очевидная невозможно спасти все, что раньше составляло какую- то ценность.. Была дана команда «фас»- была показана цель. И этого было достаточно. Никто не разбирался, никто не выяснял причин, просто такой толпе дали направление.. Ручеек человеческих тел слился с общим потоком, кишащей дикой и лютой злобой и досадой массой. Кто подстрекал к тому?. Кто и сам не контролировал процесс. Они –волхвы- и сами не могли достичь целей. Сколоченная наспех популярность, популизм , дешевые, но выверенные и приевшиеся лозунги (как будто теперь в избитых словах и прописных истинах появился важный и глубокий смысл-что волшебные слова подействовали!) все это должно было вовремя сработать. Все равно, свести всю стихию на нет. Волхвы бы не посмели взять ответственность за погрома. Им важней куда было спасти свою шкуру. Они использовали проблему для нагнетания обстановки, чтобы во всех бедах обвинить власть и заработать себе на этом складочный политический капитал-мы к этому не имеем никакого отношения. Власть не контролирует. Власть оставила народ. власть не заботится. Власть не дюжа.  Власть показала свою недееспособность. Власть продемонстрировала отчетливо и ясно паралич воли. Власть в очередной раз себя дискредитировала. Власть саму себя исчерпала. Люди могут надеяться только на себя. Люди обречены на такой набор фраз- которыми зомбируется население. Когда у всех есть проблема -сразу находятся рецепты избавления –спасения. Зачем нужна такая власть, которая не решает проблему продовольственной безопасности?  Волхвам было на руку. Был весомый аргумент-«При Владимире такого не было». «При Владимире- язычнике!». Соответственно. И народ выплеснул на улицы в футболках. «Я- язычник!» Назывались такое акции -языческие марши.  Учили людей на пальцах, на законах физики. Если у кого- то нет хлеба и кормов-то оно- народное добро-  должно находиться в другом месте- то есть у богатых-кто его узурпировал-присвоил (каким трудом это добыто-уже никого не интересовало). Народ забитый, темный и необразованный, управляемый- куда ему до скепсиса? Куда ему все это смыслить- он готов кидаться уже и на красную тряпку- если ее обвинят во всех горестях и злодействах. Понять, что кто направляет его- они такие же враги, а не «горячие сторонники», которые искренне готовы и хотят помочь -но молчат о своих интересах. Только подчеркивают «мы в одной спайке». Мы вместе. Один за всех и все за одного. Коснись дело отвечать-каждый сам за себя. Подстрекаемая толпа лишь внешне выглядит монолитно-внутри ее бреши, пустоты. Она-людская лава от разнородных воль скоро обнаружит и проплешины, и те сгустки которые почтут остаться в стороне, прибиться к берегу. Кидаются  на ограды, барьеры, обозримые и ощутимые препятствия лишь увлеченные стихией порыва единицы.


Рецензии