Правдивая история о Святополке. Эпизод 149. ч. 3

Реванш голытьбы. «Я не против того что бы не было богатых, я за то чтобы не было бедных»-кто об этом думал? Месть, сладковатая, как подгниловатые продукты. Которая преподносится как «осознанный выбор». Хмель. Озорство и баловство, которое ты косо и криво расцениваешь как молодецкую удаль. Грубое пренебрежение к порядку, которое ты хочешь демонстрировать всем. Когда становишься со всеми вместе. Как объяснить конкретно свои непредсказуемые действия? Тем, что был увлечен массовой истерией, массовым психозом- «все побежали и я побежал»? Мы вместе, мы непобедимы- обманная сплоченность-которой во время реакции и гонений и неотвратимости наказания не останется и следа. Напускная удаль сменится вороватым взглядом исподлобья, потупленными взорами в пол-путаными объяснениями- неумело вязанными фразами: «Бес попутал. Пьяный был. Думал  так можно-потому что так делали все». Все думали-что в общей массе их не приметят-они проскочат. Или власть проигнорирует беспорядки, и они тихо сойдут им с рук. Или что их пронесет.  А кто все? Своих не выдаю. А кто свои?- из тех вряд ли кто-то еще есть –не зная не лиц, ни имен в отблесках горящих зданий-когда все кажутся такими близкими-по своему воодушевленными- с которой набрасываются на все, что когда -то казалось таким незыблемым, защищенным и неприступным-на чем можно поквитаться –своим ванадлизмом, с таким чувством, что тебе сотни таких же как и ты дышат в спину, напирают сзади, и ты не должен их подвести- они бдят, они смотрят, они следят зорко и бодро за тобой. Как будто нет чувства меры, и если раньше нечего было делить- теперь отчетливо и ясно, что делить надо все, на что простирается взгляд, на что он падает. Опьяненные брызгом случайной крови-которой никто не планировал за общим «пошуметь-побуянить». Восприимчивость к чужому "мнению", зачастую носящему иррациональный характер-навлекла плоды-пролитую кровь-в общем замешательстве. Хорошо и правильно то, что считается хорошим и правильным, а не то, что является хорошим и правильным в контексте последствий. А теперь на коллективной совести-смерти. Теперь наяву и отчетливо обнаружилась та хрупкость и шаткость жизни-что  у каждого слова и мысли есть воплощение. Что неопределенная угроза «я вам покажу», определенная угроза «убить» сменилась реальным убийством- реальными последствиями-когда видят воочию, что сотворили своими руками-до чего дошло дело. Те, кто раньше сходил за праздных и безобидных, тихих и спокойных, уравновешенных ребят, не готовых «обидеть  даже мухи»- теперь просто как укушенные новообращенные вампиры-агрессивные и нахальные, чересчур возбужденные, как будто их подменили, или «поменяли телами», как  в фантастическом фильме ужасов. Они громят все попадающееся им на своем пути, вовлекая в водоворот страстей случайных людей, оставляя после себя жирный след разорения, как выходное отверстие от пули- гораздо большее по размеру, чем входящее, намотанное все, как на кулак. Оставляя битые стекла от витрин, брошенные камни, тяжелые предметы в окна домов, подожженных с нескольких сторон. Здания, которые  раньше щадили, обходя за версту из-за камер слежения, фонарей, срабатывающих на движение, сигнализации и агрессивных натренированных собак бойцовых пород и не задумывались, что в сени зданий и построек находятся  такие же живые как они, люди, в чем -то повинные перед вами. Со стороны не отдавая отчет как могут люди, опасающиеся за свои жизни и желающее ее сохранить, жалеть какое- то тряпье, наживное добро-когда все, даже жизнь в стихийном потоке утрачивает ценность ввиду возросших в геометрической прогрессии рисков? Пытаясь думать за таких людей, учить таких людей. «Не мы такие-жизнь такая!». Заставляя таких «неприспособленных к жизни» людей теперь с вами считаться –потому что теперь твой «звездный час»! «Звездный час»- когда ты призван. Тебе неведом страх-пока из головы не рассеется воцарившейся в ней туман и когда мираж достижений от замыленного взора чуть погодя  станет иллюзорным от пробуждения, от осознания того, что происходит вокруг-кровавой мессы-которая не спрашивает, не щадит, а втягивает в свой смертельно опасный водоворот новых и новых адептов. Пока не трещит башка-пока не содрогнулось тело..

Вооруженные чем попало, рассвирепевшие люди рассыпаются по улицам, устремляются группами, врываются в дома, сеют смерть, не разбирая ни возраста, ни пола, и затем убивают женщин, вымогают деньги под угрозой смерти и потом все-таки убивают, захватывают все, что могут унести, ломают печи, стены, в поисках денег и ценностей. Происходит разгром имущества, где излюбленный прием - выпускание пуха из подушек, грабежи, разбор домов до балок. За одной группой приходит в тот же дом вторая, за ней третья и так далее, пока не останется решительно ничего, что можно было бы унести или увести. И убитые и уцелевшие по их требованию раздеваются до нижнего белья, а то и догола. Потом предъявляются новые требования доставить столько-то зерна, мяса и так далее. В то же время группы продолжают терроризировать оставшихся, вымогать деньги, убивать. Затем вступают новые группы, нередко доканчивающие ограбление и продолжающие дикие   насилия. Прежние громилы исчезают, чтобы снова вернуться через несколько дней.

Волхвы не мелкие лавочники –они бились не за капиталы, не за награбленное добро-они бились за умы, за свою целевую группу. Люди находили в них поддержку-только что могли дать волхвы-не имея вооруженной силы. Ополченцы –не совсем реальный противник регулярным и подготовленным дружинникам-возможны кратковременные успехи, сильное противодействие-но в конечном итоге все стихийные бунты укрощаются и ..стихают. этот случай не был исключением..» Коренного перелома не наступило. Ожесточенность и волна недовольства пошла на спад, «революционная активность» долго не продержалась.. восстание угасло. И началась расправа. Волхвы сыграли на уязвимых местах. Выбирая богов-мы выбираем себе судьбу. Принимая христианские ценности верующие выбрали.. голод. И тут началась перековка горячи сторонников в искренних адептов. Кульминацией манипулирования сознанием и явились народные волнения-выплеснувшие до кровопролития..разорение..

«Цифры погибших в каком-нибудь пункте, в особенности, если они не велики, не дают никакого представления об ужасах этих погромов, о всей бездонности поразившего и поражающего народ бедствиях. Потому что мертвые, хотя и перенесшие перед смертью тысячу нравственных и физических страданий, все же, в конце концов, успокоились в могиле, и ни в чем не нуждаются. Но на десятки тысяч погибших имеются сотни тысяч уцелевших, многократно видевших перед собою смерть и все же оставшихся в живых. Эти люди, лишенные всего: своих отцов, жен, детей, своего пепелища, всех своих вещей, всех средств к существованию, физически и морально превращенные в инвалидов,-- стоят перед неразрешимой задачей: как просуществовать, где найти приют, как спасти при современных экономических условиях себя и своих детей от голодной смерти, от надвигающейся осенней слякоти и зимней стужи, от грязи, от заразных болезней, от деморализации и одичания».


Те, кто устроили погром назвались «лишними людьми». Само название как –то прилепилось случайно. В них никто не верил. В то, что у них есть право голоса. Что их голосовые связки вообще могут издавать какой –то звук, человеческий голос. Выражать их мысли, настроение. Что у них есть голод, и что их нужно кормить. И что это люди, которые имеют право на жизнь, которых нельзя игнорировать. Нельзя списывать со счетов. Пробелы в работе с народом подхватили волхвы. Не потому что волхвы такие энергичные и хваткие. Просто если власть бездействует –ей помогут- этим народом начнут управлять те силы-которые займутся проблемами народа. Они подняли, то что «плохо лежало». Люди стояли обреченные и разуверившиеся во всем, чья кумулятивная сила прошла краш-тест на «решительность и беспощадность»-прочность чьих-то теорий. .. Им что левые, что правые, что красные, что белые -разницы никакой. Их везде обманут. Их везде пошлют. К ним нелояльна власть и не будет ни о них заботиться и печься, потому что задабривает их до того момента, как метит во власть, только борется за то, чтобы войти в свои права. А потом так же легко расстанется  с ними, и не будет отстаивать их интересы, и не воплотит в жизнь их чаяния. В этом убеждает анализ расстановки сил и средств- и все последующие события.

Примечания: Использованы материалы: С. И. Гусев-Оренбургский, "Багровая книга. Погромы 1919-20 гг. на Украине."  Изд-во "Ладога", Нью-Йорк, 1983.


Рецензии