Правдивая история о Святополке. Эпизод 150

Оккупируй Парамонов двор!

Акция протеста, когда люди были недовольны сложившимся положением вещей. Время когда «всех все устраивало» прошло. Нарастало раздражение, копилась злоба час от часу по чайной ложке. Уродливый порядок вещей, который держался на соплях треснул- он не мог не треснуть.. Где тонко- там и рвется -просто раньше никто не придавал значения- думали люди пошумят, пошумят и успокоятся, и разойдутся. Думали, пронесет. Главное создать видимость-что ничего не происходит. Никто  не хотел перестраховаваться- мониторить состояние народных масс, что быстро накипает ситуация, доходя до критической точки, переходя все рамки, условия, все границы.. Точка кипения, когда все, что долгое время копилось, польется через край и станет опасным для жизни -здоровья. "Погром" нечто реактивное внезапное, быстрое, скоротечное,  нечто такое, что длится час, день, два и прекращается-сходит на нет как волна, после того, как все поддались всеобщему направлению-которая насытившись действием или увидев последствия-стремится возвратиться в прежнее русло, опамятовавшись..

Когда стихийный митинг  на дворе продолжался. Звучали требования: изгнать пришлых-наемных варягов, собраться на следующее утро в 5—6 часов на площади города, чтобы поднять там восстание, захватить пункты управления, обратиться с воззванием по всему княжеству. Единого организационного ядра у бастующих не было- и это решило «исход баталии». Многие действовали по своей личной инициативе, как они считали правильным. Им нужна была организация и политическая воля.

«Ярослав деятельно готовился к борьбе с Владимиром. В предстоящих битвах Ярослав рассчитывал опереться прежде всего на наёмников-варягов. Но обстоятельства сложились иначе. Не вытерпев «насилья» варягов, новгородцы восстали и «избиша варяги во дворе Поромони». Опасаясь за собственную участь, Ярослав покинул Новгород и уехал в свой княжой загородный «двор» в Ракому, под Новгородом. Сюда-то, «обльстив», Ярослав вызвал новгородцев, «нарочитые мужи, иже бяху иссекли Варягы», обманув их недоверие своей фразой, сказанной по поводу убитых новгородцами норманнов: «уже мне сих не кресити». Но когда новгородские «нарочитые мужи» явились в княжеский двор в Ракому, началась расправа. Ярослав их «иссече». Кто были эти новгородцы? Повесть временных лет указывает: «нарочитые мужи», а Новгородская I летопись кое-что добавляет и сообщает, что Ярослав вызвал к себе «вой славны тысящу, и обольстив их иссече, иже бяху варягы ти иссекле, а друзии бежаша из града». «Иссеченные» по приказу Ярослава новгородцы — это «нарочитые мужи» новгородские, входившие в состав новгородской военной организации — тысячи, названной «Славенской тысячей» по имени Славны или Славенского холма, древнейшего славянского поселения на берегах Волхова. Столкнулись две военные организации—княжая наемная, иноземная дружина, состоявшая из прибывших из-за моря «варягов», «искателей славы и добычи», чувствовавшая себя в Хольмгарде, как в завоёванном городе, и древняя тысячная, местная, состоявшая из новгородских «мужей». Понятно стремление норманских «искателей славы и добычи» (К. Маркс) к богатому Хольмгарду: здесь они рассчитывали получить за свою службу конунгу (князю) деньги, золото, серебро, меха, платье, дом и содержание, разбогатеть и увенчать себя славой в рядах войск князей Гардарик (Руси). О службе норманнов у Ярослава (Ярислейфа, Иерслафа) повествуют скандинавские Эймундова сага и Гутасага. Естественна неприязнь новгородских «нарочитых мужей», «воев Славны тысящу», к буйной норманской вольнице своего князя, вылившаяся в 1015 г. в истребление варягов «во дворе Поромони». Понятны и ответные репрессии Ярослава. Но в самом непродолжительном времени события сложились так, что Ярославу пришлось решительно отказаться от своей старой политики возвышения варяжской дружины и искать союза с новгородцами, просить помощи у той самой Славенской «тысячи», воинов которой он так недавно безжалостно перебил». (ГЛАВА IX. ЯРОСЛАВ)

Людям уже не нужны были слова-ободряющие, успокаивающие, увещевательные, как медицинские процедуры, инъекции дозированных слов-которые нужно было принимать-не имеет аналогов в мире, лучшая разработка, рекомендации лучших специалистов отрасли- «это подействует». Люди были пресыщены словами. Они устали от безрезультатности слов. От говорильни. Им нужны были действия, смелые, решительные. Они ожидали решений, и воплощения их в жизнь. Они устали от патоки обещаний. Лавинообразных, несогласованных, прежде уже обесцененных и ничем не подкрепленных и не обеспеченных  слов, что можно было спросить: «откуда вы это берете?». Чем оправдана ваша уверенность? Чем подкреплены ваши обещания? Откуда нам знать, что вы не солжете и не обманете? Что-то вам не шибко верится. Верится и веритас-истина-составлены из одних и тех же букв и комплементарно дополняют друг друга. Что –то не веритас! Veritas. Должно было стать более действенным..чтобы слова сообразовались с действиями-чтобы было наглядно.


Рецензии