Правдивая история о Святополке. Эпизод 150. ч. 2

Одним наказанием в этой ситуации ничего не добиться- важно было устранение причин и условий, способствующих происшествию- обращенность не в прошлое, а в будущее. Создание примера, личного примера, который не найдет последователей. Что сделало князь, тебя таким обязательным задуматься над первопричиной? Путь созидания. Без зазрения совести. Занимался бы всем только бессистемно. Не последовательно. Брался бы за все, и не доводил бы до конца начатое дело. И Ярослав принял решение, да, после пролитой крови лучших мужей – в ответ на посланную к нему депутацию-он увидел воинственность подчиненных, готовность драться- аккумулированная  общим порывом энергия должна была высвободиться-найти выход-ее нельзя было растерять по корпускулам-это было нерезонно и неразумно. После уничтожения лучших мужей Новгорода-такой карательной акции народ имел все шансы ополчиться, выступить против князя-истребившего всю элиту, весь цвет города-самых достойных, имевших одобрение и поддержку. После такой кровавой чистки-«народ нужно было занять»- и Ярослав бросил свое войско, взбудораженное и возбужденное, с чесавшимися кулаками на Святополка-он просто направил накопившийся зуд на кулаках в нужное русло.

Вcя беда была в том, что мы рассматриваем несколько погромов -попавших в зенит нашего рассмотрения- разных акциях выражения мыслей большинства, когда люди с оружием в руках вышли на улицы для самозащиты. Все это стихийные акции. И каждый раз люди защищали свое. Каждый раз власть выбрала себе союзники- на Парамоновом дворе в 1015 году Ярослав народ не услышал. Он, наоборот, включил репрессивные меры против лучших представителей населения-начал реакционную политику на усадьбе в Ракомо. В суздальской земле  в 1024 году он тоже репрессировал восставших- когда люди защищали не свою честь и достоинство от насильственных посягательств чужаков, а от голода- странного мора, который позволил многим пришлым- волхвам- манипулировать людьми, мутить народ, сеять смуту и спекулировать на их чувствах. Когда Святополк доводил решение об избиении поляков- он стал на сторону своего, обиженного народа. Святополк не принимал репрессивных непопулярных мер. Святополк не направлял войска против собственного народа. Оказавшись на месте Ярослава, когда ему нужно было удержать власть, остановить кровопролитие или пресечь некоторые из больших зол –спор с притязавшим  на власть Мстиславом- у него, возможно, и не было другого выбора -подавлять эти восстания иными, чем насильственные методы- всех задержать в поруб, и отпустить после проведения  воспитательного воздействия- предупредительных многозначных «профилактических бесед». Половинчатые решения тоже бы не спасли ситуацию.

Но факт остается фактом -Святополк не примерял таких мер в подавлении очагов сопротивления, или в наведении конституционного порядка. Не было на него обиженных и пострадавших от «кровавого режима» со стороны разбушевавшегося населения и репрессий, которые бы позволили ли бы ему слать проклятия вековые, не совершал. Летописи  и агиографические источники обвиняют его в братоубийстве трех братьев-но массовых репрессий за ним не числится. Так кто его прозвал окаянным, если не народ-который всегда метит своих правителей « кровавым», «миротворцем», «освободителем».. «народ скажет-как завяжет».. меткий, острый на словцо-ничего не упускающий из поля зрения и всегда разящий наповал..


Рецензии