Правдивая история о Святополке. Эпизод 152. ч. 3

В истории русского права, как и везде, наказуемость убийства мы находим уже в глубокой древности. Период, к которому относится развитие письменного законодательства в России, уже не знает неограниченного права кровной мести за убийство. Это право накладывает еще свой отпечаток на все законодательство, но явно выраженной тенденцией является уже стремление к ограничению мести, как путем сокращения круга лиц, имеющих право мстить, так и путем ограничения числа случаев, когда месть допускается. Впервые в памятниках русского права убийство, как уголовное преступление, упоминается в договоре князя Олега с греками в 911 г. Ст. 4 этого договора гласит: «Русин ли убьет Христианина или Христианин Русина, да умрет на том месте, где он совершил убийство. Если же убийца скроется, то буде он домовит, да возьмет ближайший родственник убитого часть убийцы, т. е. какая будет ему приходиться по закону, но и жена убийцы да получит часть, какая следует ей по закону. Если же сделавший убийство и скрывшийся не имеет собственности, да остается под судом, доколе не отыщется; и вслед за сим да умрет». (Эверс, «Древнейшее русское право», СПБ, 1835 г., стр. 158—159).Таким образом, убийство  убийцы здесь допускается только в двух случаях: 1) на месте преступления, 2) если он скроется, то только тогда, если у него не будет имущества для компенсации семьи потерпевшего. Такое же положение устанавливается и ст. 13 договора Игоря с греками в 945 г.

Русская Правда уже по самому древнему (академическому) списку начинается со статьи об убийстве, давая ограничительный список кровных мстителей: «оубьет моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоу чадоу, любо сестриноу сынови, аще яе боудете кто мьстя, то 40 гривен за головоу; аще боудет роусин, любо гридин, любо коупчина, любо ябетник, любо мечник, аще изъгои боудеть любо Словении, то 40 гривен положити за иь». Из этой статьи не трудно увидеть, что круг мстителей ограничивается уже не родом, а семьей. В тех случаях, когда мстителей не было, устанавливается вира в размере 40 гривен и дается примерный описок лиц, за которых платится вира. Наиболее древние памятники права устанавливают одинаковую плату за убийство, вне зависимости от того, кто убит. 'Так поступает наиболее древний (академический) список Русской Правды, который устанавливает для всех свободных одинаковую виру — 40 гривен. Также поступает и Полицкий статут, устанавливавший «ако ли би грехом убио поличанинь поличанина у Полицихь али инди: иеднако носи» (ст. 51), т. е. убийца подлежит одинаковому наказанию, кто бы ни был убитый (Мирная грамота 1195 г., ст.ст. 2, 3, 15 (20 гривен серебром равнялись 80 гривнам кун Русской Правды. 1 гривна серебром равнялась 4 гривнам кун. «А за гривну серебра по четыре гривны кунами» устанавливал договор 1229 г., ст. 1). - Н. Jiгесеk, Svod zakonuv slovanskych (Свод законов словянских 1880 г., стр. 408.). Более поздние памятники права, в том числе и более поздние положения Русской Правды, устанавливают дифференциацию денежных взысканий. За княжего мужа и тиуна следует уплатить 80 гривен (двойную виру), а за остальных свободных — по прежнему 40 гривен (ст. ст. 19 и 22 Академического списка; ст. 1 Карамзинского описка).
(Криминалистика.  Под редакцией Е.П. Ищенко http://silovik.net/showthread.php/6763-Криминалистическая характеристика убийств совершаемых по найму § 1. Понятие убийства в истории права и в действующем праве)

Поэтому когда Ярослав собрал 1000 новгородцев, да еще 40 000 воинов и пошел на Святополка: "Не я начал избивать братьев моих, но он, да будет бог мстителем за кровь братьев моих, потому что без вины пролил он праведную кровь Бориса и Глеба" (ПВЛ. Ч. 1. С. 295)- это не было наказанием за убийство по еще не написанному своду Русской Правды-это была борьба за власть. Юриспруденции и правосудия в этом было меньше, чем в технической документации на утюг.


Рецензии