Карл Маркс
Итак, Владислав Фельдблюм защищает Маркса, как может, потому что сам вырос на марксистских идеях, написал немало на тему экономики, опираясь на эти идеи. И я понимаю его, как и многих из тех, кто пишет на этом форуме: эти люди не могут предать «отца родного». Именно так – отца родного, который растил, воспитывал, кормил, поставил на ноги, обучил. Был строг. И все в семье его не просто уважали, но любили, обожали. Правда, потом выяснилось, что не всегда он был чист на руку. Но что из того? Жизнь – вещь сложная, многогранная. Наше отношение к Марксу, действительно, очень напоминает эффект семейного чувства – он стал для всех нас более чем родным отцом. Его портреты висели не только на стенах чиновничьих кабинетов, но и на людных местах на улице. Его имя присваивали городам, улицам, колхозам и совхозам, школам, библиотекам, станциям метро и т.д. С кафедр институтов оно произносилось с придыханием. Его труды издавались миллионными тиражами и занимали самые видные места на библиотечных стеллажах. О памятниках говорить излишне. Все, кто что-то писал, даже самое приземленное, далекое от науки, в начале текста или в конце его вставлял какую-нибудь цитату из трудов Маркса или лучшего ученика его – Владимира Ленина. Так было авторитетнее, надежнее. Я помню, и завуч в нашей школе, прежде чем сказать свою очередную глупость на педсовете, цитировал главного классика марксизма.
Марксизм был внедрен в российское сознание добровольно и принудительно, принудительно и добровольно. В душе советских интеллигентов личное убеждение в абсолютной истинности марксизма каким-то таинственным образом сочеталось со страхом: они хорошо помнили, как товарищ Сталин поступал с отступниками. На философском факультете МГУ, в 1954 году, на семинаре мы изучали Гегеля. И увлеклись. Потом, на комсомольском собрании нас заставили каяться: слишком увлеклись. А нашим преподавателям – Э.В. Ильенкову и В.И. Коровикову – по партийной линии сделали серьезное предупреждение. Но прошло время, свершилась Великая революция, принудиловка кончилась. Освободиться бы сейчас от марксизма! Но поздно – он прирос к душе, его невидимые нити глубоко вошли в мозг, в сердце, в каждую клеточку тела.
Достижения физиков, химиков, биологов имеют не только благие, но негативные последствия (причем негатив здесь вначале неочевиден). И остановить прогресс и «прогресс» невозможно. Человечество, того не желая, катится в пропасть. Однако «производство» и популяризацию общественных теорий, призывающих к насилию, тем более – к вечной диктатуре (реализация утопического проекта – это вечная диктатура, вечная борьба со свободой), – теорий, подобных марксизму, придержать можно и нужно, потому что негатив здесь виден с самого начала. Я думаю, марксизм в мире стал популярен благодаря тому случайному факту, что во главе Временного правительства в ответственейший момент истории России оказалась бездарная личность – Керенский. Генерал Корнилов направил бы ее развитие совсем по другому руслу.
Нацизм – не наука, а, скажем, доктрина, теоретически неразработанная идея. Марксизм – наука, глубоко и широко теоретически разработанная идея. И в этом вся трудность. Нацизм захватил сердца плохо образованных людей, марксизм захватил души людей (их сердце и разум), невежественных, обученных и порой глубоко образованных людей в России и других странах. Ницше условно можно назвать философом нацизма, но мысли его далеко от политики. Маркс же – философ коммунизма и политик коммунизма. «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело же заключается в том, чтобы изменить его». То есть Маркс претендовал на практическое руководство революционными преобразованиями и создал для этого дела специальную партию. И, можно сказать, инструкцию для нее написал – «Манифест коммунистической партии».
Основные мысли Маркса? Насилие – повивальная бабка истории, форма государственной власти в переходный период от капитализма к коммунизму – революционная диктатура пролетариата, частная собственность подлежит уничтожению, соответственно – и буржуазия как носитель частной собственности, насильственно внедряется государственная собственность, вводится единомыслие (хотя об этом Маркс хитро умолчал, более того, иногда он говорил даже о свободе). О тюрьмах, лагерях, высылке неугодных у Маркса мы ничего не найдем, но это подразумевалось.
Думаю, Владислав Фельдблюм не ортодоксальный марксист, просто он сердечно привязан к Марксу, и позиция человека, который развивает учителя, его устраивает. Ему претит предательство, даже мертвых, даже «свергнутых». А вот некто, пишущий под псевдонимом Совок, – ортодоксальный марксист, проповедник марксистского насилия. И его «либеральные» товарищи чувствуют себя от его присутствия на форуме несколько неуютно. Критикуют его, отгораживаются от него. Он, однако, взял себе в пример образцового нашего марксиста – Иосифа Сталина. Среда, 18 июля 2012 года
Свидетельство о публикации №212071801461