В тылу врага

В ТЫЛУ ВРАГА

Вскоре  у меня убили “Призму”. Тяжело было терять такого замечательного, коня с исключительными способностями: резвость, выносливость, мягкость бега и умение правильно держаться при беге, при любом аллюре не теряться,  не  споткнутся на любой дороге. И кроме того, она была очень чутка и послушна воле всадника. Да, такие лошади очень редки, чтобы совместить в себе все лучшие качества.
К нам стало прибывать пополнение людского состава. Коней пока не было. Мне с группой поручили готовить пополнение, так как многие вообще не проходили военную службу. Ведь когда я призывался в армию на действительную службу, тогда у нас была самая малая по численности армия из всех лет. Редко кто попадал в армию. Мне в этом повезло. Я отслужил три года и окончил школу младших командиров. Большинство же направлялись в территориальную армию. Ну а там, известно, учение, сборы. А многие различными способами отделывались от этих сборов, как  вспомнилось мне, отделывались от допризывной подготовки зажиточные люди, вводя в  искушения командира нашей роты Хайруллу.
Так что пополнение приходило к нам “сырое”. С ними работать да работать.  Спустили нам программу подготовки. Смотрю – шагистика, не просто шаг, а церемониальный. Потом подход к начальнику и отход, отдание чести, а самого главного, как владеть шашкой, винтовкой, как бросить гранату – нет ничего. Думаю, прибудут кони, посадим этих солдат на коней, так они половину своих коней шашками выведут из строя. Не говоря уже о неправильной седловке. А сколько и сейчас подпруженных коней, даже у командиров. А ведь это для коня болезненно, только терпит он, бедный, всё и своего лентяя всадника, который боится лишний раз отпустить подпругу, когда конь или пьёт, или ест корм, брошенный на землю ему под ноги.
Я не переносил этого, и чей бы не был конь, если поводья не подтянуты так, чтобы конь не доставал земли, ослаблял подпруги. Бывали по этому поводу недоразумения. Станет такой “кавалерист” садиться на коня. Ногу в стремя, а седло сползает коню на бок. Ну и начинает на чём свет костерить того, кто это сделал, считая чуть ли не вредительством, подвохом. Если это при мне, то я не скрываюсь от этого, подхожу и говорю, что сделал я и вот почему, указываю на набои от заподпруживания и говорю, сейчас же поведу тебя с конём к  ветврачу. Он даст коню недельки на две освобождение, пока не вылечит набои от подпруг, а ты в это время походишь пешком, а командир подразделения или полка даст тебе должное за порчу коня. А если был бы Шерабурка, то он бы не упустил этот случай, и пришлось бы тебе отчитываться перед ним. А он в этих делах был крут. Так что ты помалкивай, а лучше спроси, как коня полечить и что делать, чтобы не допускать этого в дальнейшем. Глядишь, после этого ещё одной лошади станет легче жить.
Надо сказать, что наши башкирские кони, очень хорошо показали себя в тылу врага. Они легко переносили стужу, умели как-то утолять свой голод дополнительным, то обгладывая пеньки, не брезговали молодой хвоей, выбивали копытами и вытаскивали из под снега прошлогодние травы, и даже добирались до вновь прорастаемой свежей зеленью.
Особенно пострадали  беленькие  арабские кони, привезенные 24 кавдивизией из Ирана, где она пробыла месяца три в начале войны, когда шах Ирана под давлением гитлеровцев на наше Закавказье. А потом 24 дивизия дошла до Тегерана, пробыла там.  Многие обзавелись там быстрыми  арабскими конями. Но дивизию так же перебросили на Калининский фронт. Она участвовала в глубоком рейде в тылу противника. Эти  кони хороши были в Иране, но русская зима и особенно условия рейда, бескормица, сказалась на них. Их вообще не осталось в живых.
Я посоветовался со своими командирами в отношении программы обучения поступающих бойцов. Сказал, что им надо научиться стрелять, владеть винтовкой и шашкой, уметь ездить на коне так, чтобы проехать любое расстояние и сохранить силы коня.
Начались занятия. Особенно мне запомнилось, как мы обучали их приёмам владеть шашкой. Всех мы посадили на деревянных коней. У нас в полку на действительной службе для новичков – “рубак”, было такое оборудование - из дерева сделан конь. Его обтянули конской шкурой. Так как шкура была белая, то мы эту деревянную животину называли кто “сивой кобылой”, а кто “сивым мерином”. На кобыле накрепко закреплено старое драгунское седло. Сама она крепко закреплена на месте, а по обе стороны, справа и слева от неё были протянуты деревянные рейки в виде рельс. На них стояли что-то вроде небольших деревянных тумб, которые перемещались по рейкам с помощью шнуров из крепкого шпагата или бечевки. Тумбочек с обеих сторон было по несколько. В них вставляли лозу и с различной быстротой  тянули на всадника, и всадник рубил лозу, колол концом шашки в шар, сплетенный из сена, величиною с футбольный мяч. Выходило, как будто всадник наезжает на цели поражения, рубит по команде вверх, вниз, направо и налево. И вот, помнится, у этой сивой кобылы вся макушка головы, а так же правые и левые задние ноги были иссечены шашками. Подвернись таким рубакам живая лошадь, ей бы  несдобровать, пока рубаки не привыкнут правильно наносить удары.
Но у нас с обучением было проще. За неимением коней мы посадили свою кавалерию на деревянных коней. Так часто играют дети, когда скачут верхом на палочке. Вот детям местных жителей было очень интересно смотреть на взрослых дяденек, как они, сидя на палочках верхом, ехали кавалерийским строем  звеньями или по одному, делали вольты и т.д. Дяденьки были вооружены шашками. И наконец расставлялась лоза, и дяденьки по команде рубили эту лозу направо вверх, налево вверх, направо вниз, налево вниз. Много лозы ломали вместо того, чтобы срезать так, чтобы срезанная часть почти втыкалась около корешка этой лозы. Попытка пополнить наши ряды за счёт местных жителей не давала результатов. Народу там было не мало. Наши не поспели провести мобилизацию, немцы тоже первое время пока их не брали. Наберем таких, распределим по эскадронам, взводам. Но не поспеют там и списки составить, людей нет. Разбежались по домам или убежали в лес. Дом близко. Тянет. После стали делать так: набирали группу и при помощи партизан переправляли к нашим через линию фронта, а там их сначала подготовят, а потом отправляют по другим фронтам подальше от родных мест. А мы пользовались пополнением, пришедшим с большой земли.
Как-то к нам прислали много посылок. Прислал посылки Казанский академический театр. Посылки стандартные. Ящички красивые, как один, и в посылке тоже всё по стандарту. Четвертушка водки, колбаса, консервы, несколько пачек папирос, полотенце, носовые платки и ещё кое-какую дребедень.
Вызвали и меня на получение посылки, выбирай, какая на тебя смотрит. Я поглядел, в сторонке лежит несколько посылок, сделанных из каких-то старых досок, может быть от забора.
- А это что? - спрашиваю.
-Тоже посылки. Да никто  не берёт. Больно неприглядные.
- Можно мне взять?
- Пожалуйста, а то никто не берет.
Я взял и не покаялся. На самом деле, это была лучшая посылка, чем те, стандартные, по одному образцу сделанные, как внешне, так и внутренне, то есть как по форме, так и по содержанию. Это, как было установлено по письму, посылка рабочего Свердловского  вагоноремонтного завода.  В посылке, состоящей из ящика, сделанного из старых досок, может быть от забора, были  бутылка водки, не пол-литра, а старая царская бутылка, наполнена нашей водкой почти под самую пробку. Пробка резиновая, крепко заткнутая, и для страховки        обвязанная и оклеенная снаружи. В посылке были домашние сдобнушки, колбаса, несколько пачек махорки, кисет, спички, бумага для курева. В пакете конфеты вроде леденцов, без обёртки. Они за дорогу растаяли и спеклись в один довольно-таки прочный ком. Ну и ещё кое-что главное, самое необходимое, в том числе и наборный мундштук.
 И самое главное, в этой посылке было письмо автора этой посылки. Очень жалею о том, что оно не сохранилось у меня. Мне кажется, его у меня взяли политработники, чтобы использовать его для иллюстрации связи фронта и тыла, показать, как работает наш тыл. А это действительно было хорошее письмо. Переписать мне его не удалось но, кажется, кое-что из него было записано в дневник. Хорошо не помню, поэтому даже не могу назвать имени, отчества и фамилию автора письма. Сообщаю только то, что запомнил, постараюсь сохранить тот же слог, которым было написано это письмо.
“Дорогие бойцы, наши защитники! Мы со старухой решили послать от себя подарок. Я прежде работал на вагоноремонтном заводе (здесь может быть ошибка, может подвести память; то ли завод, то ли цех (Е.К.)). Я уже давно на пенсии, но так как началась война, молодые пошли защищать нашу страну, то не стану же я, старик, сидеть без дела. Пошел на своё производство. Заявил, чтобы не считали меня пенсионером, на пенсию пойду снова, когда победим врага, так что я с начала войны снова на работе. Моя старуха тоже по мере сил старается, помогать фронту:  вяжет носки, варежки, выполняет другие работы, какие ей поручают. Тоже зря не сидит, а работает, как и большинство жен наших рабочих. Не обессудьте, что ничего более хорошего прислать не можем, но, как говорят, чем богаты, тем и рады. А вам, наши дорогие защитники, желаем всем здоровья, победы над врагом и возвращения домой к вашим семьям”.
Подарки мы получили, кажется, к празднику Первого мая. Я предложил своим близким  друзьям объединить полученные продовольственные ресурсы и отпраздновать праздник. Что сделали все с удовольствием.
Я зачитал им письмо из Свердловска. Мы выпили за наш крепкий тыл, мне было поручено ответить автору посылки, что я и сделал с удовольствием. Написал, к каким бойцам попала ваша  посылка. Наше восхищение тем, что он решил работать, заменив молодых, несмотря на почтенный возраст и право на отдых. Зачитал письмо. Все подписались под ним и послали по адресу, указанному на посылке.
Вот об этом то узнали наши политработники в полку, и мне пришлось передать письмо, потому что оно послужит не только нам, но будет известно многим.
Надо сказать, я получал много писем от коллектива редакции “Красная  Башкирия”, и почти все они тоже попадали к нашим политическим работникам, а у меня ничего не оставалось. Так что сейчас  в школах у меня часто спрашивают о письмах, которые я получал, будучи на фронте. Не осталось у меня этих писем.


Рецензии