Основной вопрос философии по Шопенгауэру

В бытность учебы в советской средней и высшей школе нас вслед за классиками марксизма-ленинизма приучали видеть основной вопрос философии в том, что первично, а что вторично: бытие или сознание. Инстинкт мировоззрителя и тогда и теперь говорит мне, что вопрос так не стоит.

Первично то, что первично - факт существования некоего философствующего "Я", страдающего от того, что Шопенгауэр назвал принципом индивидуации - распада бытия и сознания, которые в пределе своем должны быть слиты воедино, уничтожая границы "Я" и "не Я", "бытия" и "небытия", и в этом собственно цель, а не вопрос. Вопрос в другом - как этого достигнуть.

Заметим, что такая постановка основного вопроса является неизбежной для чистого разума, стремящегося к абсолютной свободе, которая состоит в освобождении от свободы воли (необходимости выбора, принятия решения) как последней несвободы, отличающей смертного от бессмертного. Глубокая взаимосвязь рождения и смерти интуитивно предвосхищается всеми религиями именно в такого рода размышлениях.

"Я постарался бы показать, - пишет Шопенгауэр, - как конец соединяется с началом, каким образом Эрос оказывается в тайной связи со смертью и как в силу этой связи подземное царство Оркус или Аментес египтян оказывается не только берущим, отнимающим, но и дающим, так что смерть является творцом жизни. Именно из этого Оркуса рождается все; в нем находится все, что живет ныне; если бы только нам удалось понять фокус, посредством чего это происходит, тогда все на свете стало бы ясным".


Рецензии