Водевиль в летнем кинотеатре 1. Соня
Вдруг оказалось, что 2012 год – не только страшилка от майя, но и двести лет той, первой Отечественной! Это – повод. Куда оптимистичнее конца света! Хорошо бы – водевиль на этакую тему! Да вот только… кто будет читать драматургию? – мы же не режиссеры и не худруки…
Вот что: представим себе летний кинотеатр. Маленький городок прошлого века. Летние ранние южные сумерки. Первые звезды над головами зрителей. Крашеные облупленные лавочки. Беленые стены и большой, заштопанный местами экран. Официальных зрителей – в кинотеатре – немного. Куда больше неофициальных – на деревьях за стеною. Звенят комары, у женщин в руках веточки сирени, которыми можно отмахиваться от назойливых упырей… пристраиваются на ветвях безденежные пацаны… Пристроились? Вперед!
Стрекот киноаппарата, на экране мелькают косые полосы и звездочки, затем медленно вращаются рабочий и колхозница… Началось!
Прежние времена на экране – деревенский пейзаж, колодцы да «журавли», крестьяне в лаптях… и песня всплывает под гитарный перебор:
- Поедем в Царское село -
Там улыбаются мещанки,
Когда гусары после пьянки
Садятся в крепкое седло…
Поедем в Царское село!
Действие переносится в просторную горницу крестьянского дома: большая беленая печь с горшками на припечке, вышитые рушники на иконах , широкая лавка под маленьким окошком. Горницу нервно меряет шагами юная барышня в утреннем уборе – чепец да просторный халат на сорочку с высокой талией (зашушукались зрители – любимая актриса, распахнутый взгляд и пухлые губки). Вот барышня остановилась и прислушалась, склонив голову к плечу. Из сеней доносится топот, невнятный напев, и в горнице появляется молодая дородная крестьянка в красном сарафане. У нее немного косолапая походка, в больших натруженных руках несколько поленьев, которые она бросает у печи. Варварски перевирая мотив и слова, она напевает что-то вроде «жу тэ мэ…».
- Ну что ты поешь, Параша, ей Богу!! – бросает ей в сердцах барышня.
В ответ беспечное:
- Барыня, Софья Андревна! Зовите меня Полиною, как давеча…
- Полиною? Да как ты можешь, Параша, когда француз под Смоленском, должно быть… А, может, уже и под Москвою! Ах, Боже – а мы здесь, в деревне!
- Где ж нам быть, Софья Андревна, коли барин –ваш батюшка - велел здесь находиться.
- Здесь! – Софья с тоскою поглядела в окно. - А сам в Платоновке с французом сражается.
- Господи, помилуй! В его-то лета! – Параша ловко орудует кочергою у печи.
- Какие лета! – гордо распрямляется Софья. - Когда Отечество в опасности, мы все как один должны дать отпор супостату… Послушай, Параша, а ну, как французы опять в деревню войдут?
- Пусть только сунется какой насильник хранцузкий! - Параша, засопев, лезет за печь, пачкаясь в побелке, и достает большой дуэльный пистолет, – Вот! Со мною не забалуешь!
У Софьи загораются глаза, она хватает пистолет: - Откуда у тебя это? Ты что же – и стрелять умеешь?
- Чего нет – того нет. Не умею. Но трахну им так, что мало не покажется!
Софья, получив этакую игрушку, тут же воображает себя гусаром, и целясь в воображаемого противника, звонко командует: « Эскадрон, пли! Параша, за мною!», и обе маршируют под бодрый марш:
Как гром гремит команда:
Равняйсь! Нале-ву или напра-ву!
Пускай теперь ударит канонада –
А мы посмотрим: кто кого?!
А у Софьи уже и план созрел: - Теперь мы с оружием, Параша! Идем в Платоновку!
Привыкшая к капризам молодой барыни, Параша пытается спустить все на тормозах – «Да как же, Софья Андревна… Барин-то велел здесь ждать…», но та, видать, для себя уже все решила:
- Бросаешь меня? Тогда я сама пойду!
Увидев, что дело принимает серьезный оборот, Параша густо вздыхает («Погодьте, я в дорогу хоть поесть чего…») и выходит.
Софья примеряет шляпку, когда в соседней комнате с треском вылетает окно и слышен тяжелый прыжок. «Французы! Ах!» – Софья вскидывает пистолет и, держа его в двух руках, стреляет, зажмурившись. «Черт!» – доносится ругательство и стук упавшего тела. «Наши!» –у Софьи широко распахиваются глаза, а в горнице, пошатываясь, появляется гусарский поручик. В одной руке у него дымящийся пистолет, другую он прижимает ко лбу – меж пальцев сочится кровь ( и снова шелест узнавания любимого красавца актера в зале).
- Кто стрелял?! – увидев пистолет в руках Софьи, гусар бледнеет. Бросив пистолет на лавку, барышня устремляется к раненному, и , отведя окровавленную ладонь поручика, деловито осматривает рану:
- Вот дьявол - не попала! То есть слава Богу! Это вас щепкой от окна! Вот (показывает маленькую окровавленную деревяшку). Постойте - сейчас перевяжу.
Оглядевшись, хватает было рушник с иконы – но он большущий и не разорвать… беспечно машет рукою и отрывает у подола платья рюши, превращая его т. о. в «миди». Оглядев себя, остается довольной и быстро бинтует поручику голову . Получается забавный чепчик. Раненый неуверенно трогает голову:
- Так это вы стреляли? Но, сударыня…
- Софья Платонова, - приседает в реверансе. - Я полагала, вы француз. Впрочем, во француза я бы не промазала…
- Поручик Мещерский. Мы в разведке, Софи… Вот-вот здесь будет французский обоз. Сейчас отходим к Платоновке.
-К Платоновке! – Софья по-детски хлопает в ладоши и подпрыгивает от радости. - Там нас папА встретит! Но… где же Параша?
Подбежав к выбитому окну, высовывается: - Параша!
У Мещерского округляются глаза, он кошачьим скоком подпрыгивает к Софье и зажимает ей рот – «Тише, сударыня!» Вырвавшись, та дает пощечину поручику:
- Да как вы смели!..
- Мы на войне, Софи... Разведка – прошу понять. И.. я не один здесь… Где же есаул?..
Вдруг изображение застывает и коричневеет на глазах… плавится пленка… обрыв.
Свидетельство о публикации №212071801523
Виктория Романюк 30.03.2023 23:39 Заявить о нарушении
Александр Скрыпник 31.03.2023 06:55 Заявить о нарушении