Традиции

ТРАДИЦИИ
 
Нодар Хатиашвили

В некотором царстве, в курином государстве, жил-был Петушок, который убежал в лес, когда лисы напали на их курятник, и заблудился. Жил он в лесу до тех пор, пока не встретил Курочку, которая забрела в лес, спасаясь от жары. Они быстро подружились, и когда спала жара, Курочка предложила Петушку пойти с ней в её деревню. Он с радостью принял это  предложение. Когда они пришли к Курочке домой, она познакомила Петушка с родителями, которым он понравился. Петушок долго беседовал с главой семейства, мудрым, атлетически сильным петухом, который, узнав, где рос Петушок, сказал ему:
–  Тебе будет трудно жить с  нами.
–  Почему?
–  Ты не знаешь  наших традиций.
–  Выучу, –  с юношеской запальчивостью воскликнул Петушок.
–  Пока не поймёшь –  не полюбишь, будешь чувствовать  себя как в тюрьме, –  предупредил его мудрый петух.
–  Но ведь вы свободные и этим гордитесь...
–  Да, конечно. Для нас свобода превыше всего.
–  Но ведь и для меня свобода, то же самое.
–  Ты пока раб своих желаний, а Свобода –  это совсем другое.
–  Тогда... вы рабы своих традиций.
–  Ну, нет. Мы любим и гордимся своими традициями, потому что видим их красоту, мудрость и необходимость, и это нас делает свободными. Возможно, ты когда-нибудь это будешь объяснять цыплятам, ну а теперь иди, отдохни, –  посоветовал ему петух.
Прошло несколько дней, как несколько лет. Петушок старался делать всё, как ему советовали родители Курочки, но...
Однажды, после очередного замечания родителей, когда Петушок остался наедине с Курочкой, он не выдержал и сказал ей:
–  Какое идиотство... кому нужны все эти церемонии...
–  Да как кому? Тебе в первую очередь...
–  Мне? Да мне они только мешают жить, я и без них хорошо себя чувствую.  Все эти традиции придумали для себя только худосочные петухи... ну а меня всё это  только раздражает. Ну вот, к примеру, зачем я должен ждать такую мямлю как ты, чтобы начать кушать, когда я вне себя  от нетерпения, а должен дождаться тебя и вдобавок пропеть тебе мило “приятного аппетита”, когда я готов сказать совершенно другое...
–  Если это правда, то, что ты говоришь, тогда почему ты всё время вертишься возле меня. Уходи, никто тебя не держит...
–  Ну и уйду...
–  И... уходи... –  с обидой выпалила Курочка.
И ушёл Петушок “сгоряча”. Побродил вокруг дома; ему вспомнились те несколько месяцев, которые он прожил без ежесекундного страха за жизнь, в тепле, достатке и любви и...он  вернулся к Курочке, попросив у неё прощения.
 
 
Время тянулось медленно, так же медленно, как он привыкал к традициям семьи. Ко многому привык, некоторые традиции ему даже нравились, правда, когда им следовали другие. К примеру, гостеприимство. Он всегда чувствовал торжественность встречи с хозяевами, и затем... всеобщее внимание и... вокруг тебя и твоих желаний крутится весь дом. В такие минуты чувствуешь себя настоящим ПЕТУХОМ, не то что каждый день.
Чем радушнее были хозяева и обильнее  угощения, тем больше ему нравилась эта традиция. Однако многим  традициям он следовал только  из опасения  попасть в глупое положение, или расстроить родителей Курочки, или разгневать главу семьи.
Конец осени выдался  тяжёлым. Шли дожди. Надо было собирать запасы на зиму. Однажды вечером, уставшие, едва обсохнув, Петух с Курочкой уже собрались  лечь спать. Петух первый взобрался на жердочку. Курочка ещё убирала, едва волоча ноги. Вдруг Петушок вспомнил, что забыл поставить на место свой мешок, и обратился к Курочке:
–  Дорогая, если тебе не трудно... –  но так и не закончил свою просьбу, увидев уставшие, молящие о пощаде глаза Курочки.
В дверь постучались. Петух с Курочкой переглянулись. Она сделала несколько шагов по направлению к двери. Петух слетел с жёрдочки, преграждая ей путь и шёпотом спрашивая:
–  Ты в своем уме?
–  Да, в своём, а не в твоем! И когда ты, наконец, поймешь, что живешь не в лесу, где все враги, а в обществе, где один за всех и все за одного! –   Сказала она, решительно отстранила в его и во весь голос крикнула: –  иду, иду, сейчас открою...
Гость оказался издалека. Промокший до мозга костей, он пытался сообщить что-то и пойти дальше, но Курочка, пригласив его в дом, отказалась слушать, пока он не отдохнет, не обсохнет и не поест. Пока он обсыхал у огня, Курочка готовила ужин, щебеча как настоящая птичка. Петуху пришлось заняться гостем, который от тепла и радушия хозяйки быстро набирался  сил и, чуть отдохнув, попросил хозяев принять лекарство, которое он достал из своего рюкзака.
–  Не удивляйтесь, –  сказал он, –  я именно для этого к вам и пришёл. Дело в том, что за мной по пятам идёт чума. Она скосила уже несколько деревень, и поэтому я, не зная ни сна ни отдыха, шел несколько дней по деревням и раздавал лекарства тем, у кого их не было.
–  А сколько деревень вам надо  ещё обойти?
–  Надо ещё три, но... боюсь, не успею... ночью трудно,  да и не молод  я..., а надо...
Немного  обсохнув  и едва  поев, он стал собираться. И сколько его ни упрашивали переночевать, набраться сил и утром пойти, он стоял на своем, говоря: – « Я врач и никогда не прощу себе того, что из-за моей слабости кто-то погиб. А время не терпит. До утра надо оповестить всех.»
 Несмотря на всю его решимость, видно было, что он не в силах даже дойти до следующей деревни. И хотя он тоже очень устал за сегодняшний день, Петушок попросил объяснить ему что он должен сделать, так как только он сейчас в силах предупредить всех.
После недолгих наставлений на пороге дома Петушок, попрощавшись с курочкой, шагнул во тьму под проливной дождь.


Рецензии
Спасибо огромное, дорогой Нодар, за такую прекрасную сказку!
Жаль, что в наше время многие с неуважением относятся к традициям... Меня в детстве воспитывал в основном дедушка (мама все время была в командировке), и он меня учил соблюдать традиции уважения к старшим, хозяйственности, порядка, любви к Родине, гостеприимства, жертвенности... И я совсем не могу себе представить, как живут мои ровесники, которые не были воспитаны в том духе, без самого главного в жизни - традиций! Ведь молодежь - будущее нашей страны, а разве может вырасти достойный народ и сильная нация из людей, которые с детства не приучены уважать старших, не жертвуют собой, как Петушок из Вашей прекрасной сказки?
Кстати, мой дедушка, когда я была маленькой, тоже мне писал поучительные стихи и сказки, я их разместила на своей страничке. Вот, например, его стихотворение "Мать" http://www.proza.ru/2017/11/01/1301
Читая Ваши произведения, я вспоминаю свое детство, как десять-пятнадцать лет назад мой дедушка за руку водил меня в церковь, рассказывал мне интересные истории о своем детстве (ему во время войны было шесть лет),о Сталине, о том, как дети в его время уважали родителей, как они помогали фронту... Сейчас его уже нет в живых (он умер когда мне было десять лет), но я стараюсь сохранять и исполнять на деле его заветы...
Спасибо Вам огромное! Желаю Вам всего самого наилучшего - здоровья, радости, благополучия!
С теплом и уважением,
Сталина Мирошвили

Чуйкова Лина   07.11.2017 07:58     Заявить о нарушении
Абсолютно с Вами согласен! Спасибо за столь глубокую рецензию.
С бесконечной благодарностью, Нодар

Нодар Хатиашвили   07.11.2017 23:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.