От нарвы до полтавы пика штыку подруга? 6

Скончается этот странный швед в 1739 году в Москве. Хотя  с его смертью не всё ясно: шведские источники утверждают иную дату кончины – 21 апреля 1721 года.  На чём основаны такие утверждения не известно. Во всяком случае, Питер Энглунд никак не комментирует такое расхождение в датах: получается, что у русских «покойник» прожил ещё восемь лет. Как и неизвестно другое: был ли Иван Гуморт под Нарвой один или у русской разведки были иные сотрудники и источники в самом близком окружении шведского короля.

И, тем не менее: перед началом битвы 19 ноября шведский король Карл, объезжая ряды своих войск, презрительно назвал противостоящих им солдат – «мужики с мушкетами». В ходе битвы ему приходилось переменить своё мнение. 20 ноября он, обозревая окровавленный снег, покрытый сотнями тысяч трупов в желто-синих и красно-зелёных мундирах, воскликнет: «Вот так мужики!» К сожалению автора, русская неразбитая, по моему искреннему убеждению, армия могла переломить ситуацию, хотя не сделала этого. Даже при таком умном и порядочном генерале как Я.Ф. Долгорукий.

Почти 79 русских знатных пленных, в числе которых были все перечисленные генералы во главе с князем Долгоруким, были проведены по улицам Нарвы. Вплоть до 21 ноября они провели  взаперти. Их поместили в холодный дом под караул. Затем, по свидетельству историка А.Широкограда, пленников доставили в Стокгольм, где также позорно провели по улицам. Большинство из них обменяют после Полтавской битвы. Но не всех: Долгорукий с товарищами в 1711 году совершит побег из Умео. Они и разоружат шведскую охрану и, захватив шхуну, прикажут шкиперу держать курс на Ревель, захваченный к тому времени русскими войсками. Интересно, что 44 пленникам удалось справиться с 22 охранниками! Впрочем, пленники были русскими – это многое объясняет…

И тем не менее, подведём такой интересный итог:

А) В шведский лагерь изначально предполагалось внедрить нелегала (под "легендой" перебежчика) Гумбольда, который был почти сразу же раскрыт. Это говорит о том, что в окружении царя Петра I? т.е. в высшем русском военном и политическом руководстве был шведский нелегал, который так и остался нераскрыт до и после смерти царя.

Б)Бегство с поля боя герцога Де Круи  и других иностранных офицеров (поголовное!) кроме генерала Вейде говорит о том, что, возможно, существовал групповой сговор. Утверждать, что вражеским резидентом был сам Де Круи не с руки ибо генерал умер в нужде, проживая в Риге, хотя и был похоронен в склепе с мраморной доской. Происхождение денег и их источник, оплативший похороны, при этом остаются неизвестными.

В)Более всех на роль "свейского" нелегала подходит князь И.Трубецкой, что капитаном Преображенского полка охранял келью с экс-царевной Софьей и Новодевичий монастырь. Когда на территорию святой обители ворвались стрельцы Цыклера, он позорно оставил своих подчинённых на произвол судьбы, спрятавшись там же в укромном месте. При этом непонятно, почему стрельцам удалось преодолеть так просто сопротивление охраны за стенами с бойницами, и коваными воротами, которые, надо полагать, кто-то участливо открыл...  Хотя вторжение и незаметное могло произойти по одному из тайных подземных ходов, коими всегда изобиловали замки, крепости и в особенности монастыри.
 
Князь попадёт в плен вместе с другими генералами и пробудет там аж "осьмнадцать лет", как говорили тогда. Неизвестно где именно он содержался под охраной и какова была её численность, но - в отличии от другого князя и его товарищей, этот князюшка не предпринял попыток к побегу или даже к бегству. Ни единой! Зато - обратим внимание! - сам Карл XII разрешит супруге Трубецкого приехать в Швецию и проживать там со своим супружником. Надо полагать, не в каземате с заплесневелыми стенами и ржавыми решётками... Вскоре он с супругой будут приняты при королевском дворе.

И снова хочется спросить: а за "каки-таки" заслуги? Тем паче, что все подобные решения в Стокгольме принимал некто граф Питер, который был начальником секретной службы Его величества и по совместительству являлся обер-камергером двора, то есть ведал официальными церемониями. А "представить ко двору" тогда была именно церемония - почище, чем приём иностранного посла со свитою. Вот и посудите - за какие и за такие...

Но "кровожадный" Пётр Великий, которого Мережковский считал "первым большевиком", перестроечные публицисты - первым основателем ГУЛАГа, а украинские национал-патриоты - ещё садистом и педерастом (без комментариев!)и тут дал "слабину": в 1718 году он высочайше обменял Трубецкого и ещё одного генерала Артамона Головина на генерала Реншельда.Того самого злодея, что учинил жестокие расправы над русскими пленными в Польше. И снова хочется закрыть глаза и произнести: наихристианнийший царь, смиреннейший государь... И подивиться: как мог Пётр открыть следствие и розыск по делу заговорщиков и царевича Алексея, единородного сына своего и наследника престола? И в конечном итоге - казнить его?Может так статься, что заговор и был. Хотя всё валят на козни обер-денщика и генерала-губернатора Санкт-Петербурга А.Меньшикова, он же Алексашка. Дескать, позавидовал царевичу - задумал расчистить себе дорогу к скипетру и державе. А глупый и кровавый царь купился на "копеечный" донос, взял да и предал лютой смерти свою кровинушку.

Самое интересное заключается в том, что Артомона Головина Пётр как-раз считал выдающимся военноначальником. И вот почему: ещё будучи царев стольник, сын Казанского воеводы и председателя Земского приказа не девок за подол хватал и не брагой зенки заливал, но - помогал цесаревичу Петруше в формировании первых гвардейских полков, Семёновского и Преображенского.  В 1696 году он  участвовал в осаде Азова, где проявил недюжинный талант. За что Пётр Алексеевич пожаловал ему звание генерала инфантерии (пехоты), а также допустил к первому ректутскому набору и формированию регулярной армии.К началу нарвского похода Головин сформировал восемь полков регулярной пехоты, а также один драгунский, которые с дивизией Вейде и Репнина  составили костяк молодой русской армии.

И вот "кунштюк" в истории обмена заключается в том, что Артамона Головина царь стремился обменять, но этого не желал король свейский. Не желал и упорно вплоть до 1718 года, когда "сокамерник" Головина князь Трубецкой с супружницей были приняты к шведскому королевскому двору. И вот тогда Карл XII почему-то высочайше смилостивился и возжелал... И- заметим! - что в данном случае князь Трубецкой шёл в довесок. Его особенно никто не хотел на Реншельда обменивать.

 Хотя военными и прочими заслугами Артамона Михайловича ни Отечество, ни царь Пётр уже распорядиться по достоинству не смогли - измождённый недугом генерал умер 3 июля 1720 года.

Зададимся вопросом: неужто содержание пленника Головина было иным, чем у иных князей с их жёнами? И уточним: на языке спецслужб ситуация с любимцем царя  называется просто - вербовочный подход он отверг. Проще говоря:этого кандидата в "оперативные конфиденты" или в источники информации шведская разведка согнуть не смогла - вот и выместила на нём свою злобу соответственно.

Но вернёмся к теме "кровожадности" царя Петра. Вспомним, в ходе "изгнания",цесаревич Алексей был в сношениях с императором Священной римской империи, его министрами, общался с ними на темы, далёкие от поэзии и гиштории. Он обсуждал вопрос о снаряжении и отправки австрийского войска в Россию, с которым намеревался, мягко говоря, совершить нехорошее... И что же - был покаран, когда вернулся в Отчизну? Да нет, опять-таки прощён. После чего снова стали собираться в его доме всё те же и говорить про всё то же: Россия есть третий Рим,  тебе быть царём на Москве, "Питербурх" разрушить, флот сжечь...

Опять-таки, кто эти - заговорщики? Да так называемые "верховники", представители родовой аристократии вроде князей Долгоруких и Голициных, и Трубецких. Оттеснённых, надо сказать, от престола такими "выскочками, вроде  ремесленников Алексашки Меньшикова да Пашки Ягужинского, ставших в одночасье генералами и всякими там обер-прокурорами.

Но это уже тема другого исследования. А мы снова подведём итог: никто И.Трубецкого не казнил, хотя в следственных материалах его фамилия мелькала. А по возвращению из почётного плена, в 1719-м царь удостоил его звания генерала-лейтананта. До 1722 года князь командовал всеми кавалерийскими частями в Малороссии, затем в ходе Ништадского мира снова получил повышение - стал генералом-аншефом. И это - заметьте! - не участвуя более в громких битвах.

 А в 1728 году Трубецкой и вовсе взлетел до генерала-фельдмарщала, как справедливо утверждают многие исследователи - не имея никаких особых военных заслуг...

Но - обратим внимание на другой факт: при восшествии на российский престол Анны Иоановы князь снова стал "мутить". Или как тогда говорили, учредил "смуту". Он, объединившись с сенаторами из числа тех же "верховников", принялся вырабатывать законы об ограничении самодержавной власти: в случае смерти монарха она должна была переходить к тому же Сенату, который сам решал - кого считать наследником, а кого нет. Благо (для смутьянов!) закона о российском престолонаследии тогда ещё не было - его утвердит лишь Павел I. Анна Иоановна была дама и царица крутая, но Трубецкого спасли родственные связи: его племянница Прасковья Юрьевна  была  была в родстве с императрицей по материнской линии. она скоренько убедила князюшку изменить своим  - он моментально предал "анафеме" своих сотоварищей. За это - новый взлёт: 1730-м он будет награждён сразу двумя высшими орденами империи, каковыми были Орден Св.Андрея первозванного и Св. Александра Невского.

Сравнение может показаться не к ряду, но - автор считает его судьбу схожей с маршалом РККА Мерецковым. Провалившим первую стадию "войны за Карельский перешейк, проваливший мобилизационные мероприятия к июню 1941-го, провалившим деблокирование города на Неве,да много чего провалившим... Бывшим под следствием в том же июне 1941-го и выпущенном из лубянской тюрьмы по личному указанию Сталина. Эдакий "серый кардинал", на которого, если присмотреться, плюнуть и растереть. Но с ним вынуждены были считаться за "особые заслуги", под которыми подразумевались скорее всего оперативные игры с вермахтом и Абвером.

И вспомним странное и позорное бегство князюшки, ещё капитана преображенцев, в монастыре, когда убивали его солдат. А ведь это, если эта история выплыла в истинном свете для шведской разведки - чем не вербовочный подход? Да и ещё весьма успешный? и представим, что Трубецкого изловили в стенах монастыря и, поглумившись, заставили предать смерти кого-то из своих? Так-то вот... 


Март-апрель 2010-июль 2012гг.


Рецензии