Гамлетовский вопрос израиля

                СВОЕ ПРАВОСУДИЕ
                глава двадцать вторая

   На самом деле полномочия юридического советника правительства гораздо шире полномочий Генпрокурора. Может, не по инструкции, но на практике, безусловно. Ведь без одобрения премьера юридическим советником правительства стать невозможно. А это уже ставит его в зависимые, подчиненные рамки.
   Юридический советник участвует в заседаниях правительства и обсуждении решений, которые оно собирается принимать, а также представляет в судах позицию государственных органов, руководит работой юристов, находящихся на госслужбе.
   Этот симбиоз полномочий в электронной еврейской энциклопедии называют "одной из уникальных особенностей израильской политико-юридической системы". Подобных "уникальных особенностей" в Израиле немало. Здесь нет ни Конституции, ни Конституционного суда. Поэтому эти функции взял на себя Верховный Суд - БАГАЦ. Когда он рассматривает  иски граждан, - действует как Верховный суд. Когда анализирует решения, принятые Кнессетом,- как Конституционный суд.
   БАГАЦ был сформирован спустя четыре месяца после объявления о создании государства Израиль. Некоторые из отцов-основателей втайне надеялись, что БАГАЦ будет одобрять все их решения, особенно, если они будут исходить от "главных начальников". Однажды в БАГАЦ на Бен-Гуриона пожаловался бывший член подпольной группы Эцель. Он хотел устроиться в школу учителем, но его нигде не брали, поскольку в школу звонил Бен-Гурион и приказывал не брать этого человека на работу, поскольку тот опасный для общества человек, и ему нельзя доверять воспитание детей.
   Кроме голословного утверждения, Бен-Гурион не смог представить БАГАЦУ никаких доказательств "опасности" обвиненного им человека, и решение было принято в пользу подателя иска.
   К чести первых судей, вошедших в БАГАЦ, они построили свою деятельность целиком на законодательстве, независимом от всяких политических партий, позаимствовав его у британцев.
   Индивидуальные, частные права  граждан мало что значили для отцов-основателей (впрочем, и для их последующих преемников тоже). Они были воодушевлены идеей коллективизма и полагали, что общественные, коллективные интересы выше личных, частных. А если конфликты возникают, они должны разрешаться там, где возникли:в кибуцах, учреждении, научных коллективах, партиях, на предприятиях.
   Первые законы в области частного права в Израиле  стали разрабатываться лишь в середине пятидесятых годов. А первые юридические документы, в частности, о праве собственности, наследования, заключении договоров и соглашений, лишь в 1961 году.
   Судебную систему создали по британскому образцу.Есть суды по трудовым конфликтам, мировые, транспортные, арбитраж, естественно, адвокатура и нотариусы.
   В Израиле действуют четыре религиозных суда - раввинистский, мусульманский, христианский и друзский. В их юрисдикции - вопросы, связанные с личным статусом граждан:заключение и расторжение брака, алименты, опекунство.
   Безусловно, религиозный человек имеет полное право обратиться и в светский суд, но это не одобряется общиной, да он и сам не захочет.
   Внутри религиозной общины, особенно ультраортодоксальной, течет очень замкнутая и закрытая жизнь. Вынесение какого-либо сора из нее не поощряется. Даже, когда происходит уголовное преступление. Община категорически возражает против вскрытия умершего или погибшего человека, даже если это поможет раскрытию преступления.
   Были случаи, когда тело, увезенное полицией в морг, выкрадывали оттуда и спешно хоронили, засекретив место захоронения. Полиция в таких случаях, как правило, не принимает никаких ответных мер, предпочитая отступать и уступать. Государство вообще старается не вмешиваться в их жизнь, давая им возможность жить по своим законам. В то же время оно субсидирует их школы (йешивы) и выплачивает пособия женатым учащимся, имеющих троих детей (Тору можно изучать всю жизнь).
   По некоторым данным, в Израиле проживает 545 тысяч ультраортодоксов. Их численность постоянно увеличивается, так как в каждой семье много детей. Йешивы дают им только религиозное образование, светские науки, несмотря на попытки министерства просвещения, категорически отвергаются.
   Впрочем, чиновники быстро отступают под напором ультраортодоксов. Премьеры же, независимо от того, кто в данный момент возглавляет правительство, стараются с ними не конфликтовать и идти на уступки, что вызывает недовольство у светских израильтян. Они обвиняют ультраортодоксов и правительство в том, что те хотят превратить Израиль во второй Иран.
  Иран считается врагом номер один Израиля. Президент Ирана Ахмадинеджат не раз грозился  стереть с лица земли "это сионистское образование". Однако нашелся еврей, который перетолковал слова иранского президента самым неожиданным образом. Раввин Моше Фридман заявил, что "основная цель  иранского президента Махмуда Ахмадинеджата - обеспечить будущее еврейского народа в Европе и других местах".
  Дело в том, что иранский президент, с одной стороны, отрицает Холокост, а, с другой, говорит, что раз Германия виновата в уничтожении евреев, так пусть она и возьмет всех евреев к себе и создаст им государство у себя, или пусть их возьмут к себе все европейские страны, а палестинская земля принадлежит палестинцам, евреи не имеют на нее права.
   Таков его "рецепт" решения "еврейского вопроса".
   Раввин Фридман согласен с ним, потому что он принадлежит к секте, которая отрицает государство Израиль, считая, что оно незаконно, ибо до прихода Мессии не имеет права на существование.
   Секта называется Нетурей карта (что-то вроде стражников), и возникла она в румынском городе Сату-Маре (это течение в иудаизме известно под названием "сатмарские хасиды"). В 1935 году часть сектантов переселилась в Палестину.
   Ныне их в Израиле примерно четыреста семей. Живут они в Иерусалиме, где имеют свой квартал. Живут сами по себе, на пожертвования единоверцев из-за границы. С государством никаких отношений не имеют:не получают пособия, не обращаются за медицинской помощью, не учат детей в государственных школах, не работают, не служат в армии.
   В День Независимости Израиля и освобождения Иерусалима для них - траурные дни, во время которых они жгут государственные израильские флаги.
   Один из руководителей секты, Моше Гирш, умерший не так давно в преклонном возрасте, был другом и советником Аафата, и даже сопровождал палестинского лидера в его зарубежных поездках.
   На демонстрации протеста против израильских "оккупантов" эти сектанты выходят вместе с палестинцами.
   Судя по всему у "нетурейцев", живущих в Америке, Англии, Канаде и других странах, установились дружеские связи и с Ираном. В 2006 году группа этих сектантов ездила в Тегеран на конференцию по Холокосту. Иранский президент даже принял их у себя, и один из сектантов, некий Д.Вайс, заявил в интервью Иранскому телеграфному Агентству:"Израиль был создан во имя Господа, но он нечист и безбожен. Мы надеемся, что это государство перестанет существовать".
   


Рецензии