Школа для Адама и Евы. Дама и возраст

                Загорается пламень осени,
                Холодеют девичьи уста.
                То не ты меня, милая, бросила —
                Это я от жизни устал.

   
   Эти стихи кто-то нацарапал на белой бумажной салфетке, лежавшейся на столике в ее любимой кондитерской. Женщина решила зайти сюда, чтобы согреться и выпить чашечку кофе с пирожным. Пирожное — продукт скорее эмоциональный. Поэтому кондитерские, прежде всего, продают мечту, грезы.
   Зал небольшой, но уютный. Приглушенный свет, кованая люстра под потолком, стеллажи с разными специями. Витрину с тортами и пирожными женщина разглядывала несколько минут. Как ни хотелось расслабиться, забыть о каждой съеденной калории не позволяла одежда. Того и гляди, перейдешь из уже привычного 52 размера, в 54, а потом и в 56-й… А это означало бы потерять остатки самоуважения.
   Печально вздохнув и выбрав самое маленькое пирожное, женщина удобно устроилась на подушках низкого широкого подоконника. Хорошо, что обдумать все она решила здесь. Приятная обстановка делает мысли не такими мрачными.
   На днях ей исполнится 50. Конечно, на женском кокетстве пора ставить жирную точку. Не страх перед возрастом, но грусть, досада и покорность неизбежному будущему царили в ее душе.

   В принципе, в мире есть много других положительных явлений, кроме любви. Есть любимая работа, есть муж. Они прожили вместе уже немало лет, понимают друг друга, уважают. Правда она перестала чувствовать его любовь к себе. Но, может быть, это просто привычка.
Женщина вытерла пальцы салфеткой и вышла из кондитерской. Пора домой.

   В этот воскресный час вагоны московского метро почти пусты. Никто и ничто не мешает додумывать свои мысли. По дороге нужно еще зайти в магазин…
   
   Тусклый свет рекламы пробивался сквозь тьму и первый снег, падающий на дома, деревья и людей на улице. За воротник мехового пальто женщины упало несколько мокрых хлопьев, и она зябко поежилась. Но поправить шарф было невозможно: руки заняты кульками с продуктами. В это время к ней подошел незнакомый худенький молодой человек лет двадцати пяти:
   — Давайте я помогу Вам донести сумки! — предложил он.
   — Спасибо, я сама, — ответила женщина, а про себя подумала: «Неужели я уже выгляжу такой старой, что вызываю жалость?!». Она выпрямила спину, слегка согнутую привычной усталостью, и попыталась отогнать невеселые мысли.
   — Давайте, я с удовольствием помогу такой симпатичной женщине, —  настаивал паренек и улыбался.
   Женщина обалдело посмотрела в глаза молодому человеку, пытаясь найти в них признаки надвигающегося безумия. Даже пять лет назад такое поведение мужчины не шокировало бы ее, но сейчас…
   «Этого не может быть потому, что не может быть никогда!».
   Почти грубо отстранив молодого человека локтем, женщина буркнула: «Не надо» и пошла домой.

   Открыв дверь квартиры своим ключом, она сразу прошла на кухню. Муж был дома — телевизор в комнате разговаривал голосами популярных ведущих. Это означало, что пока передача не закончится, беспокоить мужа не стоит. Потом, проголодавшись, он обязательно придет на кухню. Поэтому следовало поторопиться и приготовить ужин, она и так задержалась.
   Через пятнадцать минут мужчина появился на кухне:
   — Ну, что, нагулялась?! — муж улыбался. Еда на столе, жена дома — все замечательно!

          ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

   ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ в московском офисе сопровождала суета. В этих современных огромных офисных помещениях отдельные кабинеты есть только у самых высокопоставленных сотрудников, да и те со стеклянными стенами. Таким образом начальник может визуально контролировать работу подчиненных. Поэтому однообразные ряды столов с компьютерами почти не имели индивидуальности. Единственное, что привлекало ее взгляд — это кусочек неба над крышами соседних зданий за окном. Иногда небо было голубым-голубым, тогда крыши сияли отраженным солнечным светом. Иногда белые облака, как паруса, уносили ее взгляд и мысли туда, к свободе.
   
   Сегодня серый кусочек неба был неотличим от серых крыш, поэтому ее взгляд медленно, с сожалением, опустился вниз. Из-за монитора противоположной части офиса на нее смотрел молодой парень. «Что-то молодые мужики в глаза часто попадать стали», — она улыбнулась своим мыслям и занялась работой. Но минут через пять опять подняла глаза и снова встретилась глазами с тем же молодым человеком. Этот долгий взгляд вызвал легкое беспокойство, но был ею квалифицирован, как случайность, и был забыт на ближайшие часы.
Ближе к вечеру к ее столу подошел начальник департамента с огромным букетом темно-красных, почти черных роз. Да, женщине «в возрасте» принято дарить цветы этих оттенков. Имениннице казалось, что такие цветы уместнее на похоронах. Ей хотелось спросить: «А Вы повод не перепутали?». Она предпочитает кремовые «Бьюти» или ярко-алые «Супер-Стар». Но офисная информационная система напоминает начальнику только о дне рождения подчиненного. Лучше бы эта система дала сбой. Женщине очень не хотелось, чтобы весь коллектив узнал, что с сегодняшнего дня она из тех, кому «за пятьдесят». Тем более, что коллектив, в котором она работала, был преимущественно молодежным, «до тридцати».
   
   Начальник департамента, тоже «до тридцати», тактично не стал говорить «о славном юбилее». Женщина вынужденно поднялась и оказалась под пристальным вниманием многих глаз. Приняв цветы и поблагодарив всех несколькими вежливыми словами, она поспешила сесть на свое место и тем самым укрыться от большинства взглядов. Но парень, который разглядывал ее утром, опять «пялил» на нее глаза.
   Женщина опустила взгляд и стала лихорадочно вспоминать известные ей симптомы, которые сопровождают климакс. Да, потливость, да раздражительность, но галлюцинаций никто не обещал.
   Необъяснимые явления лучше изгнать из своей памяти, как несуществующие. Живет же человечество, так и не объяснив себе происхождение НЛО. Чем она хуже?

   Еще несколько дней продолжалась эта странная игра «в гляделки». Иногда отрываясь от работы и, по привычке, пытаясь посмотреть в дальнее окно, женщина натыкалась на взгляд черноволосого юнца. Это немного беспокоило, и только.
   Но однажды она столкнулась с ним около ксерокса. Бесцеремонный взгляд скользнул по ее роскошной груди, спрятанной под трикотажной блузкой. Этот взгляд и какая-то волна животного магнетизма вызвала сильное волнение женщины.
   Она чувствовала, что просто залилась краской, как молоденькая девочка. Весь жизненный опыт говорил, что ее хотят как женщину. Острой иглой кольнула мысль: «Маньяк!».

          СТРАННАЯ ШКОЛА

   — ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ДАМЫ И ГОСПОДА! — голос училки на сцене был самым обычным. Обычной была и она сама: типичная «мымра» в очках и с гладко зализанной прической. Необычной была лишь школа…
   
   Женщина находилась среди учениц потому, что оказалась не в силах сама справиться с нетипичной жизненной ситуацией. Молодой коллега по работе «терроризировал» ее пристальными взглядами, не проявляя, впрочем, других действий или агрессии. А ее эта «неправильная» ситуация довела до спазмов желудка. Еда стала проблемой, а одежда говорила о быстрой потере веса. Врачи рекомендовали успокоительное, но оно не помогало. Кто-то из знакомых слышал о школе, в которой помогают в сложных личных ситуациях.

   — «ШКОЛА ДЛЯ АДАМА И ЕВЫ» ПРИВЕСТВУЕТ ВАС! — теперь голос училки зазвенел победными фанфарами. Она энергично захлопала в ладоши, призывая присутствующих присоединиться к ее восторгам.

   Потом, по очереди, училка представила директрису и преподавателей этой школы. Директрису женщина видела раньше, когда первый раз посетила двухэтажное здание со львами у крыльца.
   
   Сказать честно, решение потратить время и деньги на школу со странным названием, она приняла не только из-за безвыходности ситуации. Здесь ее встретила женщина, старше минимум лет на двадцать. Но это была именно Женщина. Ее звали Ада Терентьевна, она была дочерью эмигрантов, родилась и жила в Париже, но вернулась в Россию возрождать школу русского женского воспитания. Ада Терентьевна, хоть и передвигалась в инвалидной коляске, но была в стильном брючном костюме, с хорошей прической и маникюром. Глаза семидесятилетней женщины блестели интересом к жизни.
   
   На первой встрече она была не одна. Тогда рядом с ней сидел тот самый сорокалетний красавец, которого представляет сейчас училка. Его звали доктор Щульц. Оказалось, что он не врач, а доктор наук по психологии.

          ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

   — Я надеюсь, что высокий профессионализм доктора Шульца и мой жизненный опыт помогут решить Ваши проблемы, — мягкий и глубокий голос директрисы вызывал доверие.
   — Значит, Вы все-таки считаете, что у меня психика не в порядке?! — женщина обреченно посмотрела на доктора, но тот заулыбался в ответ.
   — Сударыня, я — психолог, а не психиатр. Отличия примерно как между инструктором по вождению автомобиля и автослесарем. Вот Вы умеете водить машину?
   — Да, но плохо.
   — А кто Вас учил ездить на ней?
   — Инструктор на  курсах.
   — Замечательно! — обрадовался доктор Шульц. — Вот и наша школа — курсы по освоению некоторых сложностей в общении мужчин и женщин, а не правил дорожного движения и, тем более, не ремонтная мастерская. Поэтому успокойтесь и расскажите, что Вас беспокоит. А мы решим, как Вам помочь. И помните, что любые подробности Вашей жизни будут нашими профессиональными секретами.

   Выслушав сбивчивый рассказ клиентки, доктор Шульц немного задумался, потом сказал:
   — Ваша глубокая «соматическая», то есть телесная реакция говорит о том, что происходящее действительно очень важно для Вас. И надо понять, почему. Закройте глаза. Я буду задавать вопросы, а Вы попытайтесь ответить на них сразу,
без раздумий и анализа, как будто самой себе, лучше «Да» или «Нет». От Вашей искренности зависит результат. Начнем?
   Женщина удобнее устроилась в кресле, закрыла глаза и кивнула.

   — Вы сильно волнуетесь только в присутствии этого молодого мужчины?
   — Да.
   — Вас тянет к нему?
   — Сначала нет, а теперь да.
   — Вы хотите стать его любовницей?
   — Нет!
   — Почему?
   — Я действительно привязана к своему мужу.
   — Только поэтому?
   — Нет, я считаю, что интимными партнерами должны быть люди примерно одного поколения, иначе это или продажная любовь, или трагедия.
   — В чем трагедия?
   — Если люди действительно любят, но их возраст сильно отличается друг от друга, то неизбежны противоречия, связанные с различием интересов, физиологическими возможностями, окружением и так далее. Это будет ранить, а может привести к трагедии.

   В этот момент женщина почувствовала прикосновение к своим пальцам теплой мужской руки, вздрогнула и открыла глаза.
   — На сегодня достаточно, — доктор Шульц уже писал что-то в личном деле пациентки и одновременно говорил. — Больше всего нас пугает неизвестность. Страх может искажать реальную картину мира до неузнаваемости. И только размышления могут победить это чувство. Поэтому попробуйте что-нибудь узнать об этом молодом человеке: имя, фамилию, день рождения, наконец.

   Когда женщина ушла, доктор Шульц повернулся к молчавшей директрисе:
   — Никак не привыкну к присутствию лишнего человека во время моего общения с клиентом.
Ада Терентьевна покачала головой:
   — Напрасно Вы считаете меня «лишней». Во-первых, наши с Вами клиенты часто люди не простые. При Вашей внешности и том внимании, которое Вы оказываете клиентке, не одна женщина может решить, что это внимание выходит за рамки профессионального долга. Вы зачем ее руку гладили?
   — Я только проверил состояние кожи. Она разволновалась, ее кожа была влажной.
   — Понимаю, но не будь меня здесь, обвинение в сексуальном домогательстве было бы плохой рекламой и Вам, и нашему делу. А теперь, что Вы скажете о клиентке?
   — Я не исключаю, что страх перед возрастом мог спровоцировать другие ложные страхи.
Ада Терентьевна и доктор Шульц стали обсуждать, что именно в арсенале их занятий может помочь измученной женщине.

          ТЕХНИКА ЗНАКОМСТВ

   В программке занятий, которую получила новая ученица «Школы для Адама и Евы», первой стояла «Техника знакомств». Недоумение — самое мягкое из слов, которое выражало реакцию женщины на такое занятие. Но в ее жизни в последнее время так много странностей. Одной больше…

   В аудитории сидело около десятка человек разного возраста, в основном женщины. Одна из них, молодая девица лет двадцати двух, сидела прямо перед всеми, около белой доски, и жевала жвачку. Бесцеремонность молодежи давно не удивляла пятидесятилетнюю женщину. Но занимать место преподавателя — немного чересчур. Она уже открыла рот, чтобы предложить девице место рядом с собой, но тут в аудиторию вошла училка и принесла коробку с пустыми бэджиками. Каждый мог написать на бэдже любое имя: настоящее или выдуманное.
Женщина подумала и вывела на белом листочке «Евгения».

   Потом училка убежала, а в комнату вкатилась директриса на инвалидной коляске. Она заняла место перед слушателями. Легкое покашливание привлекло внимание аудитории, даже развязная девица куда-то дела свою жвачку, хотя по-прежнему сидела около доски.
   — Позвольте представить вам нашего молодого, но очень опытного и знающего свое дело преподавателя — Марину Игоревну.
   — Лучше просто Марина, — нахальная девица у доски оказалась преподавателем! Девица кивнула и сразу «взяла быка за рога»:
   — Кое-кто думает, что прогресс коснулся всего, кроме людских отношений. Это далеко не так! Вы даже не представляете, какие здесь произошли изменения! — девица, видимо, была «профи».
   — Сегодняшняя тема — «пикап». Английское разговорное выражение . pick up, переводится «подцепить». Техника пикапа — техника знакомств с целью соблазнения.
   — Ну, такие знакомства практиковались много-много веков, — Ада Терентьевна тоже решила послушать интересное занятие.
   — Кое-какие приемы, действительно, стары как мир. Но нейро-лингвистическое программирование (НЛП) изобрели только в середине прошлого двадцатого века, — парировала девица и продолжила:
   — Не все мужчины рождаются с обаянием поручика Ржевского или нашего доктора Шульца. Тем не менее, большинство мужчин считают себя неотразимыми. Остальные делятся на два лагеря: одни хотят быстрых и многочисленных побед, другие — нормальной любви и семейных отношений.
   Те, которые выбрали лозунг «победы любой ценой» обычно становятся в ряды «пикаперов». «Не верь женщине, когда ты ее любишь, верь, когда она тебя любит». Этот лозунг, но в отношении мужчин, исповедует большинство женщин. Стоит ли удивляться, что рано или поздно он стал девизом мужчин. Так что техника «пикапа» одинаково действенна в отношении обеих полов. Но революционной эта техника стала после того, как приобрела строгую формализацию и в теории, и в практике. Ее разработали мужчины и для мужчин. Вис Виталис назвал свою книгу так: «Женщина. Бери и пользуйся». Цель мужского пикапа — достижение сексуальных отношений в кратчайшие сроки и с минимальными затратами. Такой «фаст фуд» в сексе. О любви здесь нет и намека. Хотя женщина, подвергшаяся атаке пикапера, может действительно влюбиться.

  Малочисленные мужчины в аудитории оживились, хотя попытались скрыть свою заинтересованность. А девица помогала рассказу активной мимикой и жестикуляцией:
   — В принципе, можно сказать, что сторонники пикапа — люди социально и эмоционально незрелые. Им сложно поддерживать длительные отношения. Перелетая от женщины к женщине они хотят доказать свою значимость, хотя наш доктор Шульц, скорее всего, диагностировал бы у них чувство собственной неполноценности, — Марина Игоревна скривила лицо в презрительной гримаске, адресованной воображаемым пикаперам.
   — Суть всех курсов, обучающих пикапу — овладение учеником максимально возможным количеством пикап-техник. После изучения техники на тренинге, молодой человек должен пройти «полевой тест» — т.е испробовать эту технику на большом числе женщин разного статуса и возраста. Вот некоторые пикап-техники:
      • Айз-контакт — продолжительный, "завораживающий" взгляд в глаза. На практике выглядит весьма пугающе.

   У Евгении, наконец, появилось чувство, что сказанное имеет к ней самое прямое отношение. Молодой неженатый человек с большим неудовлетворенным сексуальным аппетитом мог испытывать на ней изученные в теории приемы!
   А Марина Игоревна продолжала «сыпать» терминами:
      • BFD (Boyfriend destroyer) — НЛП-техника, разрушающая интерес девушки к своему парню и переносящая его на пикапера.
      • Freez out — тотальный игнор, призванный задеть женское самолюбие. Применяется в случае с несговорчивой девушкой.
«Да, — думала Евгения, — и этот прием попробовали на мне. Попытки поговорить с ним о каких-то простых вещах полностью игнорировались!».

   Евгении стало немного легче. Похоже, что молодой человек отнюдь не маньяк, а, скорее, жертва модных тренингов.

          ЭХО ПРОШЛОГО

   Впервые за последние несколько недель появление в офисе перестало быть пугающим для Евгении. Она спокойно села на привычное место и, кинув беглый взгляд на своего «мучителя», открыла в компьютере офисную базу. Она уже выяснила, как его зовут, и кто является начальником его группы. Дальше найти фамилию и прочие сведения было элементарно. Вот тут-то ее сердце снова заколотилось быстрее. «Мучитель» носил фамилию ее первого мужчины, хотя отчество было другое. Но даты рождения (месяц и число) того мужчины и «мучителя» совпадали. Годом рождения молодого человека был тот самый год, год ее встреч с первой любовью. Он мог бы быть ее сыном!

   Воспользовавшись тем, что «мучитель» увлечен работой, Евгения первый раз с каким-то состраданием стала рассматривать его. Кроме крепкого торса и черных вьющихся волос она впервые заметила юношескую, даже детскую беззащитность его линии шеи и пухлость щеки, подпертой не огрубевшей рукой. Мальчик превращался в мужчину, и этот процесс, видимо, был сложен для него самого. Евгения вспомнила, что звук его шагов был каким-то неровным, шаркающим. Уверенные в себе люди ходят иначе: они или летят, почти не касаясь земли, или четко уверенно печатают шаг.
   Судя по офисной базе, у него есть отец и мать, и старший брат. Но по своей юности Евгения помнила, как одиноко бывает среди родственников, занятых взрослой жизнью. Если бы она была бы его матерью, она постаралась бы понять, помочь. Единственный путь, ведущий ОТ одиночества, это любовь. А «пикап» только уведет прочь от этого пути…
   Она уже не сердилась на него, нет! Пусть она немного страдает, но самое главное — чтобы он нашел в жизни свою половину.

   ВЕЧЕРОМ, после работы, она зашла в ближайшую церковь и долго молилась. Она молилась о счастье для этого чужого мальчика, которого ее сердце теперь отказывалось считать чужим.

          МИСС ФИТНЕС

   В «Школе для Адама и Евы» Евгении настоятельно рекомендовали заняться йогой.
   — Отчасти Ваши проблемы обусловлены понижением самооценки, особенно внешней. Одной косметикой здесь не помочь. А физические упражнения улучшают кровоснабжение, в том числе кожи лица. Многие мужчины отмечают, что женщины выглядят сексуально во время тренировок. Кровоснабжение улучшается в органах брюшной полости и малого таза. Отсюда и повышение сексуальности женщин, как результат гормональной активности, — Роберт Шульц в этот раз консультировал Евгению вместе с врачом-китайцем, господином Ли.

   — В данном случае я бы рекомендовал занятия йогой, хотя лично мне ближе ци-гун, — восточные раскосые глаза господина Ли внимательно изучали пациентку.
   — Психические переживания тесно связаны с работой мышц. Великий врач древности Авиценна мог по развитию или напряжению отдельных мышц описать характер человека. В традиционной китайской медицине прямо указывают на связь работы отдельных точек на человеческом теле с психо-эмоциональным состоянием. Есть, например, точка, на которую надо воздействовать, если человеку хочется одному сесть около дороги…
   Господин Ли положил руки на плечи женщине и осторожно, сквозь тонкую ткань платья, прощупал мышцы шеи и спины.
   — Так я и думал: сильно напряжены мышцы, соединяющие шею с плечевым поясом. Это свидетельствует о мнительности, легкой возбудимости и тревожности. Упражнения, которые позволят растянуть эти мышцы, ослабят и Вашу тревожность.
   — А чем обычная зарядка хуже?! — Евгения, как большинство людей, не видела разницы в физических движениях.
   — Позвольте, пила ничем не хуже молотка. Но используются эти инструменты в разных случаях, — доктор Шульц полностью поддерживал коллегу-преподавателя.
   — В человеке живут и борются два состояния: движение и покой. Но слишком однообразны в обычной жизни эти состояния. Движение — прошел, сел-встал. Покой — сон или лежание на диване. Йога — это создание движения в непривычных траекториях (поза собаки, кобры, плуга и так далее), а затем достижение покоя в этом необычном положении. Тогда растягиваются те мышцы, которые обычно сжаты, и сжимаются те, которые обычно растянуты. Достижение гармонии организма в этих позах и есть цель йоги. Конечно, это очень упрощенный взгляд, — подытожил господин Ли.

   Так как в самой «Школе» занятия йогой не проводились, Евгении оформили абонемент выходного дня в женский клуб «Мисс Фитнесс».

   В СУББОТНЕЕ УТРО, собравшись на занятия в женский клуб, Евгения подошла к мужу попрощаться. Ей хотелось коснуться губами его щеки.
   — Все, я тебя мысленно уже проводил, — сказал тот, поворачиваясь к компьютеру. Он хотел немного поработать.
   — Извини, я не укладываюсь в твои нормативы, — с легкой обидой сказала жена.

   Молодой преподавательнице, Александре, было не более тридцати. Но она давно занималась йогой и несколько раз была в Индии. У нее был даже свой постоянный учитель-йогин.
   В Александре удивительно сочеталась доброта и внутренняя сила. Ее неторопливая речь напоминала журчанье воды в реке. И как река, она уносила с собой все посторонние мысли Евгении, оставляя наедине с собой, природой и миром.
   — Йогой называется лишь та система самопознания, которая строго соблюдает первый и второй принципы йоги. Их иногда называют принцип Доброты и принцип Здравого Смысла, соответственно.
   Первый принцип гласит: «Вы должны всеми силами стараться не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Если нет возможности не причинять вред, то вы должны поступать так, как велит ваш долг».
   Второй принцип гласит: «Вы не должны тратить свою энергию и направлять свое сознание на все то, что не ведет вас к достижению целей, которые вы перед собой поставили в вашей работе, учебе, отдыхе или йоге».
   Основа всей йоги — это соблюдение гармонии и отказ от крайностей. Таким образом, любое физическое или умственное упражнение может, как являться упражнением йоги, так и не являться, если выполняется без внутренней гармонии и определенного внутреннего отношения, которое предписывает йога. Или по-другому, в йоге главное это метод. «Метод в йоге — это гармоничная наука объединения того, где и когда надо себя заставить, и где и когда можно себе позволить». То есть, при выполнении упражнений иногда надо себя держать в тонусе и преодолевать внутреннюю лень, а где-то надо полностью отдаться приятным ощущениям от выполнения упражнения. Йога призывает идти серединным путем.
Считается, что упражнение в йоге выполняется с гармонией, если во время выполнения вы ощущаете внутреннюю радость от выполнения упражнения или радость от преодоления себя. В йоге считается, что насилие над собой крайне неэффективно и не дает долгосрочных результатов.
   Следует также помнить, что обратная сторона свободы это ответственность. Если вы стремитесь к своей личной свободе и при этом ущемляете или игнорируете свободу других живых существ, то, как учит йога, вы только усложните свою ситуацию в будущем. Достичь высшего идеала свободы для себя можно в первую очередь через помощь другим обрести свободу. То есть, достичь личной свободы можно, только если при этом не сокращается свобода других. Это называется ответственностью. Невозможно достичь свободы, игнорируя ответственность. Если ваша свобода опирается на несвободу других, то рано или поздно вы сами станете несвободным.

   После вступления Александра вместе с ученицами несколько раз спела мантру:
   — Ом Мани Падме Хум, — Евгения пыталась попасть в резонанс с другими голосами, повторяющими слова индийской молитвы. Ее, христианку, это не смущало: Бог у всех один.

   Потом Александра показывала позы, объясняя их значение и тонкости выполнения.
   — Чтобы расслабить напряженные мышцы — их сначала нужно сильнее напрячь. А чтобы стать свободным человеком — нужно сначала научиться внутренней дисциплине.
Евгения была в группе самой старшей и самой полной. Она с завистью поглядывала на молодых девушек, которые легко скручивались и растягивались в разнообразных «асанах».
Но Александру не огорчали весьма скромные успехи новой ученицы, наоборот. Евгении казалось, что глаза Александры подбадривают ее.

   В конце занятия, когда уставшие ученицы раскинулись на ковриках в «позе трупа», вместо музыки полились звуки природы — щебет птиц, шум волн.
   Полуторачасовые занятия пролетели быстро. Приняв душ, Евгения почувствовала удивительную легкость в душе и тяжесть в теле. Впервые за несколько прошедших месяцев, все волнения стали казаться мелкими и неважными.

          Я — ДАМА?!

   ДОМА, занимаясь обычными делами, Евгения включила телевизор на кухне. Не то, чтобы ей были интересны все передачи, просто не хватало обычного общения, особенно с мужем. Доктор Шульц объяснил, что именно женщины в жизни ориентированы на общение, а мужчины — на дело. Поэтому не удивительно, что муж Евгении, занимаясь работой даже дома, вполне доволен жизнью. А сама Евгения мучается сомнениями: «Достойна ли она мужского внимания, особенно внимания мужа?».

   Сейчас по экрану бегали мультяшные персонажи «Смешариков». Розовая Нюша кричала кому-то: «А я, между прочим, дама!».
   Евгения усмехнулась: сегодня утром, в магазине у кассы, перед ней стояла «дама» лет сорока. Она слегка покачивалась и очень долго делала любое движение. Покупка представляла собой «дамский» набор: один литр томатного сока и бутылка водки на сумму 115 рублей. У «дамы» в руках было две сторублевки. Одну она отдала сразу, вторую долго-долго гладила пальцами прежде, чем отдать…
   Заливать свои проблемы вином — такая мысль у Евгении вызывала отвращение. Она понимала — это путь в «никуда». Поэтому ей так важна помощь специалистов «Школы».
Но восклицание смешной Нюши чем-то зацепило Евгению. «Я — дама!», — вертелось у нее в голове.

   УТРОМ В ПОНЕДЕЛЬНИК, как обычно, они вместе с мужем спустились в метро. Деньги на покупку хорошей машины у них были. Но мужу из-за плохого зрения права не положены. Сама Евгения несколько лет назад попробовала водить машину и поняла, что это не для нее. Нанимать водителя, как и прислугу, категорически не хотел муж: он не любил присутствия в доме посторонних лиц. Вот поэтому они вливались в людской поток, стараясь не потеряться в толпе.

   НА ОДНОЙ ИЗ КОЛЬЦЕВЫХ СТАНЦИЙ, у эскалатора, Евгения уже хотела встать на движущуюся ленту. Но в это время муж, находившийся чуть сбоку, придержал ее, пропуская вперед девицу, лезшую без очереди. Муж вежливо улыбался девушке, не замечая ошеломленного выражения на лице жены.
   Во время долгого подъема Евгения не смотрела на мужа, пытаясь собрать воедино мысли и слова.
   Наверху, отведя мужчину в сторону от людского потока, Евгения спросила:
   — Я — дама?!
   — Наверное, — пожал плечами муж, удивленный поведением обычно спокойной жены.
   — Да, я — дама! Поэтому пропускать меня вперед должны не только мужчины, но и молоденькие девочки! А ты сегодня мне и этой девице дал понять, что женщины в возрасте уважением пользоваться не должны!
   Пока муж пытался связать воедино вспышку гнева жены и свое поведение внизу у эскалатора, Евгения подытожила:
   — Если ты хотел быть вежливым, то мог пропустить сначала меня, а потом хоть все женское население Москвы пропускай!

   Тут Евгения вспомнила, что на занятиях по йоге Александра сказала как-то, что выражение «Важней всего погода в доме» — один из канонов буддизма.
   Гнев Евгении утих, уже миролюбиво она сказала мужу:
   — Не обижай меня, пожалуйста!
   Озадаченный муж согласно кивнул и всю дальнейшую дорогу был особенно внимателен к жене: открывал перед ней двери, подавал руку при спусках.

          СЕРДЕЧНАЯ БОЛЬ

   Доктор Шульц и Ада Терентьевна не без удовольствия выслушали историю борьбы Евгении за то, чтобы муж относился к ней, как «к даме». Правда пришлось ей признаться в том, что  она сама решила, что в пятьдесят лет уже нельзя вести себя, как женщина: красиво одеваться, принимать комплементы и так далее.
   — Откуда у Вас такие дикие мысли? — Ада Терентьевна была глубоко удивлена тем, что ее молодая клиентка (а по меркам семидесятилетней женщины, женщина в пятьдесят — еще очень молода), может ТАК думать.
   — Понимаете, в юности мне нравился роман Фейхтвангера «Гойя, или тяжкий путь познания», нравился сам художник и его творчество, — Евгения замялась, стараясь не обидеть сидящую перед ней женщину.
   — Кажется, понимаю. Вы вспомнили об одном из офортов серии «Капричос». Он называется «До самой смерти», — Ада Терентьевна нисколько не обиделась, наоборот, ее глаза улыбались.
   Доктор Шульц вопросительно посмотрел на директрису:
   — А что это за картина?
   — Гойя нарисовал что-то вроде «шаржа». Старая женщина сидит перед зеркалом, пытаясь с помощью чепца и косметики вернуть былую привлекательность, — пояснила коллеге Ада Терентьевна, затем снова обратилась к Евгении:
   — Кстати, в комментариях автора сказано, что женщине на картине 75 лет, что это день ее рождения и к ней придут подружки. Поэтому сюжет обращен скорее к моему возрасту. Но нельзя же все так буквально воспринимать!. Тем более, что в то время в Испании еще существовала инквизиция! За картину «Маха голая» Гойя рисковал жизнью! А белая краска на основе цинка, которую женщины наносили на лицо, была страшно ядовита, но никто об этом ничего не знал. Ужасные времена и нравы.
   Кстати, «Капричос» Гойя написал после разрыва с герцогиней Альба, 35-летней красавицей. Самому художнику тогда было больше 50-ти лет. Считается, что прототипом старухи на офорте была сама королева. Мария-Луиза Пармская действительно была стара и уродлива по сравнению с герцогиней Альба. И, может быть, картина «До самой смерти» — это взгляд мужчины, влюбленного в другую женщину. Мужчины, которого оскорбляет тот факт, что любая женщина, даже королева, пытается претендовать на красоту рядом с его любимой!
У этого произведения есть еще одна историческая составляющая. Гойя был старше возлюбленной на восемнадцать лет. А у Марии-Луизы Пармской была своя любовная история. Ее любовник, носящий титул «князя мира», Мануэль Годой был моложе королевы на шестнадцать лет. Вот только общество, с восторгом принимая романтические отношения художника и герцогини, осуждало связь королевы и «князя мира». Как вы считаете, это справедливо?!
   — Интересная трактовка художественного произведения, — доктор Шульц с любопытством слушал Аду Терентьевну, но теперь решил высказать свое мнение. — Мне кажется, что у такого «двойного стандарта» во мнении общества есть реальные биологические причины. Я не раз разговаривал с дрессировщиками и ветеринарами. Все они в один голос твердят, что для получения жизнеспособного потомства особенно важна молодость самки. Старый самец и молодая самка могут дать хорошее потомство, а старая самка и молодой самец — нет.
   — Вы убежденный дарвинист, доктор Шульц, — глаза Ады Терентьевны смеялись. — Хотя я должна с Вами согласиться: многие обычаи в человеческом обществе базируются на биологических основах и закономерностях.
   — Вот так, моя дорогая, — Ада Терентьевна снова обращалась к Евгении. — Обществу, оказывается, глубоко безразличны чувства отдельных людей. Общество культивирует и сохраняет то мнение, которое помогает выжить самому обществу. Получение здорового потомства важнее нравственных страданий женщин «в возрасте».
   Евгении было не понятно: шутит директриса или говорит серьезно.

   Ада Терентьевна немного помолчала, потом продолжила:
   — Когда я была примерно в Вашем возрасте, я тоже думала о том, какой же будет моя старость. Но в то время в парижских кафе можно было часто встретить старушек, болтающих за чашечкой чая с пирожным. Они были такие милые в своих шляпках…
   — Ада Терентьевна, мне трудно представить Вас среди таких беззаботных старушек. Скорее Вы, как Лилиан Бетанкур, в восемьдесят семь лет закружите голову семидесятилетнему юнцу… — доктор Шульц галантно склонил голову перед той, чью неоспоримую женственность он признавал и которой восхищался.
   — Вы предлагаете нашей Евгении подождать, пока мальчику исполнится семьдесят лет?!
   Евгения и Ада Терентьевна удивленно смотрели на доктора Шульца.
   — Что Вы,  что Вы! Я считаю, что сердечная боль, которую Евгения перенесла, «реанимировала» ее, как женщину.
   Кстати, а Вы, Евгения, не думаете, что Ваш муж тоже может быть не уверенным в себе, как мужчина? Что в ваших более прохладных отношениях он может винить себя, свой возраст?! И его уход в работу с головой — всего лишь попытка хоть как-то компенсировать свои недостатки в Ваших глазах?!
   — Да, вполне вероятно, — Ада Терентьевна положила подбородок на сцепленные пальцы рук. Потом опустила руки и стала пристально рассматривать кольца на руках, которыми любила украшать себя. — Кстати, а почему Вы не носите кольца?
   — Не знаю, — Евгения слегка растерялась. — Обручальные кольца стали малы и мне, и мужу. А другие я никогда не носила.
   — Доктор Шульц поставил диагноз: как женщина Вы уже прошли реанимацию. В память об этом возрождении я дарю Вам это кольцо, — Ада Терентьевна сняла со своего пальца прекрасный серебряный перстень с вставкой из алого сердолика и надела его Евгении. — Чтобы женщина постоянно помнила, что она — дама, особое внимание можно уделить украшениям для рук. Колец одновременно надевать лучше не больше двух. Но они должны «дотягивать» внешний облик, завершать его. Хорошие чулки, ухоженные руки и ноги. Удобная качественная обувь на небольшом каблуке сохранит походку женственной. Хорошая прическа, за которой можно ухаживать самой. Все эти «мелочи» должны быть непременным атрибутом женщины в возрасте.
   Конечно, Вам труднее стало подбирать одежду. Если в молодости «подлецу все к лицу», то с возрастом отбор одежды должен быть более тщательным.
   — Да, да, — закивала Евгения, — продавщицы говорят: «Как Вам идет это платье», а сами хихикают за спиной. Они, наверное, думают, что старая тетка пытается вырядиться.
   — Не вырядиться, а хорошо выглядеть! Ничего, немного снисходительности к глупым девочкам и чуть-чуть настойчивости и терпения. А Ваш муж, как и все мужчины, почувствует себя более удачливым, если рядом с ним будет женщина, осознающая свою привлекательность.
   — Вы и сейчас привлекательная женщина, — доктор Шульц говорил искренне, — особенно, когда начинаете говорить о работе. Вы, наверное, хороший специалист?
   Евгения немного смутилась:
   — Да, так говорят мои коллеги.
   — Профессионализм тоже чертовски привлекателен. Мужчин привлекают успешные женщины. И тому много примеров.

   Выражение глаз Евгении стало спокойнее, мягче.

          ВОЗРАСТ СЕКСУАЛЬНОСТИ

   Занятие господина Ли в «Школе для Адама и Евы» в этот раз было посвящено биологическим основам общения людей.
   — Вы, наверное, замечали, что иногда человек вызывает симпатию или антипатию сразу, по непонятным для вас причинам. То есть, если рассматривать его пристрастно: внешность, возраст и так далее — все хорошо. Но человек не нравится — и все тут. С другим иная история — нравиться не должен, но нравится. Китайская традиционная медицина, имеющая в основе глубокие философские корни, объясняет это таким образом, — господин Ли обернулся к шелковому полотнищу с шестью разноцветными кругами.
   — Каждый год календаря описывается двенадцатилетним звериным циклом. В России эти названия достаточно хорошо известны: тигр, кот, дракон, змея, лошадь, коза, обезьяна, петух, собака, кабан, крыса и бык. Двенадцать животных делятся на пары: тигр и кот, дракон и змея, лошадь и коза и так далее. Таких пар шесть. Животные, входящие в пару, чем-то похожи. Поэтому могут составлять семейный союз. Особенно удачным он будет, если жена младше мужа на один год. Ведь год тигра — «янский», т.е. с мужским началом. А год кота — «иньский», т.е. с женским началом. Кажется — чего проще. Но каждый год описывается еще и десятилетним циклом, менее известным в России. Хотя кто-нибудь, наверное, слышал, что тигр может быть «металлическим», а лошадь «огненной».
И это еще не все. Двенадцать месяцев также имеют свою принадлежность к определенному циклу, а еще кружится шестидесятидневный цикл. И каждый час имеет свое значение.
Так что точное предсказание симпатий и антипатий — наука сложная. Но если вы сами вспомните своих родственников, друзей и знакомых, вернее сопоставите их даты рождения, то уверен, что обнаружите немало любопытного.

   Евгения вспомнила, как поразил ее факт совпадения дня и месяца рождения ее «мучителя» и даты рождения ее первого любимого мужчины. Похоже, что людей с определенными датами рождения просто «тянет» друг к другу. Эта физическая тяга не всегда совпадает с умственным или духовным влечением. В ее случае накладываются еще и возрастные противоречия…

   — Кому-то нравится жить с полным подобием себя самого, тогда пару человек подсознательно выбирает из того же знака цикла. А бывает, что жить с полной своей противоположностью намного интереснее.
   Вот и «братья наши меньшие» — домашние животные, их характер, привычки, тоже испытывают влияние природных циклов. Разгадывать эту загадку очень интересно. Начиная глубже понимать влияние природы на живой мир, становишься толерантным к тем, кто не похож на тебя самого.
   — А какой знак самый сексуальный?
   — Знаете, однажды социологи получили очень неожиданные ответы на вопрос: «Как часто у вас бывает секс?». Одни ответили: «Очень часто, почти каждую неделю». Другие ответили: «Очень редко, каждый день только по одному разу», — восточные глаза господина Ли были непроницаемы даже когда он шутил.
   — И кроме индивидуальных различий существуют возрастные изменения в сексуальности людей. Так у девочек сначала развивается та часть сексуальности, которая отвечает за нежность, ласку. А у мальчиков в молодом возрасте быстро нарастает потребность именно в половом контакте, прямая сексуальность. Поэтому девочки идут на сексуальный контакт, надеясь получить любовь. А мальчики говорят: «Люблю», надеясь получить секс. Но с возрастом картина меняется. К сорока пяти годам ситуация скорее обратная. Мужчины нуждаются в чувстве любви и нежности, а женщины достигают пика своей сексуальности.

   «Да, — думала Евгения, — меня, оказывается, еще и пик сексуальности «накрыл». Теперь понятно, почему девочки часто предпочитают зрелых мужиков, а мальчиков тянет на взрослых тетенек. Ну и то, что с годами больше всего начинаешь ценить молодость, тоже естественно».

          ПРОЩАНИЕ С МАСЛЕНИЦЕЙ

   КАЛЕНДАРНАЯ ЗИМА ШЛА К КОНЦУ. В «Школе для Адама и Евы» решили устроить праздник: прощание с масленицей. То, что на этот праздник полагается печь блины, устраивало всех. Однако нешуточный спор разгорелся из-за выбора вин к праздничному столу. Ада Терентьевна настаивала на шампанском из Абрау-Дюрсо.
   — Понимаете, я хочу встретить этот праздник так, как когда-то встречали мои родители. Имение «Абрау-Дюрсо» принадлежало царской семье, начиная с Александра II. Но попробовать произведенное там вино моя семья смогла только в начале двадцатого века, когда князь Голицын, Управляющий удельным виноделием, увеличил производство вина. Я знаю, что этот винный завод и после революции сохранили. Мне говорили, что сегодня он производит очень недурное игристое вино. Говорят также, что терруар Абрау-Дюрсо и провинции Шампань очень сходны, поэтому это вино тоже называют у вас «шампанским».
   — Да какая разница, хоть «Фауст-портвейн» заказывайте. Вот только кто такой «терруар»? — кое-кто из группы был не знаком с французской винной культурой.
   — Qu`est-ce que c`est «Фауст-портвейн»? — Ада Терентьевна советскую винную культуру тоже не знала.
   — «Фауст-портвейн» — дешевое крепленое вино, — под смех остальных пояснила Евгения. — Он не имеет ничего общего с настоящим портвейном. В России был значительный период, когда хорошее вино достать было трудно. И студенты всегда выбирали то, что дешевле. А что такое «терруар»?
   — О, французы говорят «вкус терруара» для описания оттенков в вине, которые обеспечивает сама почва, на которой растет лоза.
   — Я предпочитаю полусладкое шампанское, — Евгения решила хоть немного повлиять на выбор вин.
   — Дорогая моя, сладкое шампанское — страшный моветон. Но скажу Вам по секрету, я тоже не всегда люблю «брют» — абсолютно сухое. Содержание сахара в вине зависит от мелизима, то есть от года уборки винограда. Думаю, пойдем на компромисс: возьмем для начала брют, потом полусухое и полусладкое. Так все вина будут выдержаны в одной вкусовой гамме. И мы сможем, как положено, начав с сухого и самого дорогого вина, постепенно перейти к более сладким и менее дорогим винам.

   Мадам Мари, потомственный ресторатор и преподаватель кулинарии, исходя из выбора вин, предложила остальные блюда:
   — Если к блинам мы берем полусухое шампанское, то подойдет черная и красная икра, выдержанные сыры, маслины, легкие фруктовые десерты. К полусладкому шампанскому сделаем пару сложных салатов (ими можно начинять блинчики) и белое мясо под легким соусом.
   У всех потекли слюнки от этого перечисления.

   В НАЗНАЧЕННЫЙ ДЕНЬ, в воскресенье, ученики и преподаватели школы собрались заранее. Процессом приготовления блинов руководила мадам Мари, но вариантов исполнения заветного рецепта было много. Кто-то жарил блины на сковороде, кто-то запекал в духовом шкафу, кто-то делал заварное, а кое-кто и гречишное тесто.

   Шампанское охладили до 9 оС и подали в ведерках с колотым льдом. Высокие и узкие бокалы должны были облегчить образование пены и замедлить выдыхание напитка.
   — «Плесните волшебства в хрустальный мрак бокала», — Ада Терентьевна с удовольствием смотрела, как осторожно разливали светло-соломенный, с благородными оттенками платины напиток, и тихо мурлыкала песню ее любимого русского певца Александра Малинина. Пригубив шампанское, она сказала:
   — Хоть я и не сомелье, но этому шампанскому я присвоила бы категорию «Гранд Прю». И думаю, мои знакомые владельцы шато Бернар и Пьер согласились бы со мной. Хотя Бернар всегда говорил мне, что стать хорошим сомелье мне мешает любовь к цветам, кофе и парфюму.

          ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ ПИАФ

   Когда компания, отмечавшая прощание с масленицей, отдала должное и блинам, и икре, и шампанскому, и другим блюдам, Ада Терентьевна с порозовевшими щеками увлекла Евгению в свой кабинет, к компьютеру. Набрав в поисковой системе слова «зачем нужна любовь Пиаф» она сказала:
   — Я сейчас Вам кое-что покажу. Я нашла в Интернете запись выступления великой Эдит Пиаф и ее последнего мужа, грека Тео Сарапо. Она родилась 19 декабря 1915 года, а он — 26 января 1936 года. Когда они встретились, она была вдвое старше его. Но он носил ее на руках, когда она больше не смогла ходить. Ей было почти 48, когда она умерла. Он пережил ее всего на семь лет. Они похоронены в одной могиле.
   Тео был парикмахером, но Эдит вывела его на сцену. Вместе они спели песню «Зачем нужна любовь?». Вы слушайте, а я буду переводить.

   Ада Терентьевна нажала «пуск», и в кабинете раздались звуки прекрасной песни. Молодой черноволосый красавец спрашивал у маленькой худенькой женщины, прозванной «Пиаф», «воробышек»:
      — Зачем нужна любовь?
      Люди всегда рассказывают бессмысленные истории.
      Зачем это нужно — любить?
Некрасивое лицо женщины преображали черные глаза, сияющие любовью. Любовь звучала и в ее голосе:
      — Любовь — это необъяснимо.
      Это такая штука, которая приходит неизвестно откуда
      И внезапно захватывает нас.
      
      — Я слышал, что любовь причиняет страдания
      И заставляет плакать.
      Так зачем тогда любить?

      — Любовь нужна для того, чтобы дарить радость
      Со слезами на глазах.
      Это грустно и прекрасно.

      — Однако часто говорят,
      Что любовь приносит разочарования
      И очень редко бывает счастливой.

      — Даже когда любовь прошла,
      Она оставляет сладкие воспоминания.
      Любовь вечна.

      — Все это очень красиво, но когда все заканчивается
      Ничего не остается,
      Только огромная печаль.

      — То, что сегодня тебе кажется мучительным.
      Завтра станет для тебя
      Сладкими воспоминаниями.

      — Значит, если я правильно понял,
      Без любви, без радости и печали, которую она несет,
      Жизнь не имеет смысла?

      — Да, посмотри на меня.
      Каждый раз я верю и буду верить всегда
      Что любовь нужна…

   Когда мелодия стихла, Евгения и Ада Терентьевна некоторое время сидели молча.
   — Tres bien, — вздохнула Ада Терентьевна. — Как все верно сказано. А мне недавно показали вопрос, который задают в России на школьном государственном экзамене по литературе: «Любил ли Евгений Онегин Татьяну Ларину?». Так представляете, среди ответов «любил», «не любил» и «любил, но не очень», верным ответом считается последний... Мне трудно представить, что молодой человек, правильно ответивший на экзамене, сам позже напишет стихи. А какие у него сложатся понятия о любви… — Ада Терентьевна еще немножко погрустила, потом отогнала печаль:
   — У французов есть понятие «l`art de vivre» — искусство получать удовольствие от каждой минуты жизни. Сегодня молодые спутники дам в возрасте — еще не правило, но уже не исключение. Многие дамы боятся своего возраста, поэтому стараются окружать себя мужчинами моложе себя. Но Вы не из пугливых. Вы — русская женщина, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Вы обязательно найдете свой путь. И помните: «Любовь нужна»…

          НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ГЕШТАЛЬТ

   Последнее время Евгения чувствовала себя почти хорошо. Прежний аппетит вернулся к ней, порозовели щеки. Вернулся интерес к жизни. Она перестала бояться своего возраста. Теперь она была уверена, что может и должна оставаться Женщиной после пятидесяти. Ей стало даже приятно быть объектом внимания молодого человека. И муж стал к ней внимательнее, заботливее. Евгения воспринимала это внимание, как должное.
А игра «в гляделки» с «мучителем» продолжалась. Она научилась понимать его без слов. Зная, что он очень любит сладкое, она вовремя указывала ему глазами на столик, на который сотрудники офиса выставляли торты в случае своего дня рождения. Она знала его имя: Владислав. Но про себя называла «вЛадушка».

   Доктор Шульц предупредил Евгению, что «незавершенный гештальт» — незавершенное действие, будет притягивать ее и молодого человека к опасной и ненужной игре. На этом построены все сюжеты сериалов, на этом держится любая игровая зависимость. Поэтому молодого человека надо переключить на другие отношения. Тогда игра прекратится сама собой.

   ОДНАЖДЫ Евгения решилась и позвонила Владу на мобильный телефон. Она знала, что по телефону ее часто принимают за молодую девушку и пытаются заигрывать. Опасности быть узнанной у нее не было: они никогда не разговаривали, да и телефон искажает тембр голоса.
Сделав вид, что ошиблась номером, она легко «познакомилась» с Владом. Пару раз они созванивались и болтали о пустяках, потом он предложил встретиться. Она сначала отказывалась, но затем решилась. Что она скажет при встрече?! Будет объяснять, что готова его «усыновить», например, стать его крестной матерью?! У него есть мать, да и молодые люди этого возраста ценят самостоятельность, а не советы старшего поколения. Представила Евгения и то разочарование, которое может появиться на его лице, когда он увидит ее, а не молодую незнакомку.
   Неприятно было и то, что она собиралась сделать что-то втайне от мужа. Она уверена: они с мужем любят друг друга.
   Но вдруг Владу нужна какая-то помощь?! В общем, у Евгении голова шла кругом от разных мыслей.

   Они договорились встретиться в метро, на одной из станций.

          БУКЕТ ЖЕЛТЫХ ЦВЕТОВ

   ОНА ПРИЕХАЛА НА СТАНЦИЮ «ТРУБНАЯ» заранее.
   Чем ближе становилась развязка, тем труднее давались новые шаги ей навстречу. Евгения стояла за колонной и пыталась унять бешено бьющееся сердце. В этот выбранный ею час она легко могла увидеть его издали. Он должен появиться с противоположной части станции, прямо под мозаичным панно. Она знала это потому, что офисная информационная база сообщила его адрес, а вычислить маршрут движения человека без собственного автомобиля — дело пустяковое.
   Женщина изредка просматривала тех, кто появлялся на входе. Иногда обзор закрывала девушка, тоже ждущая кого-то в этот час почти у самого спуска с эскалатора.
   
   Прошли долгие полчаса. Она скорее почувствовала, чем увидела, его. Он спокойно стоял на движущихся вниз ступеньках и держал в руках букет желтоватых голландских тюльпанов.
Евгения спряталась за колонной, пытаясь собраться для решительной минуты объяснений. Она хотела, чтобы он прошел сюда, подальше от возможных наблюдателей. Но звука шагов, так четко слышных в пустом зале, не было. Подождав еще немного, она снова выглянула из-за колонны.
   Тот, которого она ждала, стоял около девушки. Они беседовали о чем-то и улыбались друг другу. Потом Влад протянул девушке букет цветов, и они вместе пошли к подъемной ленте эскалатора.
   Они поднимались, а она, забыв про конспирацию, смотрела им вслед.
   Жизнь решила за нее все, без колебаний и раздумий. Решила так, как может решить мудрая и любящая мать. Подвергая испытаниям своих детей, она не дает им совершить только самый роковой поступок. И, как бы ни было обидно, жизнь нашла самый лучший выход из сложившейся ситуации.

          ЭПИЛОГ

   Ранняя весна в апреле иногда похожа на позднюю осень. Такой же серый, дождливый день, также машины рассекают лужи, а прохожие мерзнут на улице и хотят зайти куда-нибудь погреться. Только зеленые почки, набухающие на деревьях, да пробивающиеся сквозь землю зеленые листья будущих цветов говорят о возрождении новой жизни.

   Женщине, которая шла по Чистопрудному бульвару, не было холодно. Она жадно вдыхала мокрый воздух с еще скудными весенними запахами. Глазами, блестящими от непролитых слез, отмечала каждую черточку нарождающейся весны и улыбалась. Это странное приключение, которое она пережила, этот роман, которого не было, вернул ей остроту чувств и понимание: «Любовь нужна». Нужна, даже если тебе «за пятьдесят». Нужна, даже если ты замужем не первый десяток лет. Любовь — это самая важная часть жизни.

   ПРОШЛО НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ. «Оу, Оу, Rasputin» — пела Лиз Митчелл. «О, о, Распутин», — глухо вторил ей огромный зал «Олимпийский». Шел концерт «Дискотека 80-х». Женщина с мужем занимала места в рядах, где такие же солидные дяди и тети чинно сидели в костюмах и выходных платьях, а галстуки мужчин мирно покоились на солидных брюшках. Но уже через несколько мелодий, поддавшись ритму музыки и памяти своей молодости, кое-кто из солидной публики начал «зажигать» прямо в проходе между креслами. И вот уже костюм расстегнут, и галстук безнадежно сбился набок, а на голову натянут ядовито-зеленый парик. Они снова чувствовали себя молодыми и беззаботными.
   А потом Бони Тайлер запела «It`s a heartache». И муж пригласил жену на медленный танец. Как когда-то в молодости их сердца стучали рядом.

       ЖИЗНЬ БЫЛА ПРЕКРАСНА — И ЭТО ГЛАВНОЕ.


Рецензии